I. Орг. момент. | Утром ранним кто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло. - Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с любым присутствующим в классе – посмотрите в глаза, улыбнитесь, подарите друг другу солнечного зайчика. - Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами. Обращаю внимание на эпиграф к уроку: «Любая часть речи - это интереснейший мир со своими тайнами, которые надо открыть». Ребята, для вас, умных и любознательных, рубрика «Вспоминаем то, что знаем». | Личностные - настрой на позитивное начало урока, самоопределение. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала |
II. Введение в тему урока с применением элементов Сингапурской системы обучения. (Приём Коннерс) | -Ребята, большую часть своего времени человек проводит в движении. Какая часть речи обозначает действие предмета? (Глагол). -Представьте, что мы с вами глаголы. Нам предлагают, выбрать места нашего проживания: глобус, книга, стадион. Выберите место проживания согласно вашим предпочтениям. Разделитесь на группы, а в группах на пары. Те, кто выбрал глобус, расскажите друг другу, чем вы будете заниматься в месте вашего проживания, используя глаголы 1 лица (один ученик ед. числа, другой мн. ч), кто выбрал книгу, используя глаголы 2 лица (один ученик ед. числа, другой мн.), те, кто выбрал стадион, используя глаголы 3 лица (один ученик ед. числа, другой мн.ч.). Начинает тот, кто выше ростом. (Даётся на ответ 15 секунд каждому ученику в паре). (Выслушиваются рассказы нескольких пар из разных групп. -Ребята, мы прослушали интересные рассказы, глаголы в которых изменялись в разных группах по лицам. Скажите, как называется изменение глаголов по лицам? Определите тему урока и цели, в этом вам поможет и эпиграф к сегодняшнему занятию. ( Спряжение. Узнать, все тайны спряжения глаголов. Учащиеся занимают свои места). -Прочитайте четверостишие. Смотреть, всё слышать, видеть, Зависеть, ненавидеть, Вертеть, держать, дышать, Терпеть, обидеть, гнать? Какое правило оно помогает вспомнить? | Коммуникативные – строить связное монологическое высказывание. Регулятивные - контроль в форме результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные - контроль и оценка процесса и результатов |
III. Актуализация изученного. | 1. Устная фронтальная работа по вопросам для повторения после рубрики «Вспоминаем то, что знаем». – Что такое личное окончание глагола? (Это окончание в форме какого либо лица в настоящем или будущем времени.) На доске (слайде) представлены глаголы: Кричит, кричать, кричал, кричишь, кричали, кричат. – У каких глаголов личные окончания? Зачеркните лишние глаголы. Выделите личные окончания (окончания в форме какого либо лица). Можно вспомнить рифмовку о том, когда легко определить спряжение Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание, И ещё на ударение Обрати своё внимание! Когда окончание под ударением, Легко ты узнаешь, какое спряжение. Затем оформить записи в тетрадях: составить опорную схему для определения спряжения при ударном личном окончании глагола. е,, а,т (я,т) – I и, у,т (ю,т) – II ЛИЧНОЕ Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ) I спр. II спр. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и отличия. 2. Преобразовывать информацию и представлять ее в знаково-символической форме. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2. Строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения. |
IV. Постановка проблемного вопроса урока. | Работа в группах. ( Мини - исследование глаголов). Ребята, перед вами картинки. 1 группа работает с лексическими особенностями глагола есть. 2 группа с выразительными возможностями глагола бежать. 1 группа. Объясните значение глаголов. Есть – употреблять пищу, есть - в значении быть на самом деле. Как называется такое лексическое явление (при затруднении ребята работают со справочной литературой). Речь идёт об омонимах. 2 группа. Что вы можете сказать о выразительных возможностях глагола бежать. Этот глагол употреблён в прямом и в переносном значении. Например, в предложении Мы бежим, он употреблен в прямом значении, а в предложении Время бежит – в переносном. Это метафора. Она делает речь образной. Употребление слов в переносном значении помогает автору создать яркий образ, а читателю представить себе изображённое и понять мысль автора. Проспрягайте глаголы есть и бежать. Что вы заметили? Работа с учебником. Введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы». Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы». 1. Обращение к вопросу и заданиям после таблицы. 2. Выделение корней в слове разноспрягаемые. – О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения. | Познавательные - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и отличия; преобразовывать информацию и представлять ее в знаково-символической форме. Коммуникативные -слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения. Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в таблицу. Регулятивные – формулирование проблемы урока. Личностные – осознание поставленных целей и задач урока. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
VI. Открытие новых знаний. | 1. Сравнение предположений с данным в таблице материалом после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания». – Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму. – Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола). – В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.) 2. Ответ на вопрос после таблицы. 3. Чтение определения разноспрягаемых глаголов в рамке. – Как вы поняли, что такое производные глаголы? – Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4 или больше? А сколько надо запомнить? Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы» ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ (+ производные от них) ЛИЧНОЕ И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ) I + II спр. | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1.Извлекать информацию из таблицы. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст). 3.Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения. |
VII. Развитие учебно языковых и речевых умений. | 1. Игра «Определи спряжение». Работа с перфокартами. Учитель читает глаголы с ударным личным окончанием и разноспрягаемые глаголы, ученики указывают окончание и спряжение. Сотрёшь, хочет, трёт, злишься, решите, трещит, гудят, бежишь, поешь. 2.Задание на развитие навыков культуры речи при подборе синонимов к глаголу есть (определение стилистической окраски и употребление в соответствии с нормами культуры речи в определённом стиле). Выполняется с комментированием под руководством учителя. – Как лучше сказать: кушать или есть? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»? (Выслушиваются ответы детей) Корней Иванович Чуковский в книге «Живой, как жизнь» вот что написал по этому поводу: «Сказать о себе: ”Я кушаю (покушал)“ – это всё равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу». -Чем же нехорош глагол кушаю? Глагол как глагол. Надо только знать, когда его нужно употреблять. При подлежащем, выраженном местоимением я, этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. Лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, буду есть. -А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они глагол кушать и покушать употреблять принято. (В. Волина) 3. Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой. Запишите загадки, назовите орфограммы в слове отгадке, докажите. Найдите глаголы, определите спряжение, лицо, число, время. Запишите слово отгадку с глаголами, касающимися этого слова. Загадки. -Без языка, а звенят, Без ног, а бегут. (Ручьи – звенят, бегут) -Пушистая вата плывёт куда-то, Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака - плывут) -Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Деревья - веселят, холодят, питают, согревают) -Без огня горит, без искр блестит. (Солнце - горит, блестит) -Рук нет, а строить умеют. (Птички – строят) -Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода – бежит, бьёт, укачивает) Один ученик работает на интерактивной доске. Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.. - Разберите это предложение по членам (выделите подлежащее и сказуемое). - Определите спряжение глаголов, выделите окончания. 4.Творческая лаборатория. Работа в парах. Ребята, какое знаменательное событие мы будем отмечать 9 мая 2015 года? (В 2015 году всё прогрессивное человечество будет отмечать 70-летие со дня победы в ВОВ). Составьте и запишите 5 предложений на эту тему, употребив глагол чтить. Работа со словарём С.И. Ожегова (определение лексического значения слова чтить) Определите спряжения глаголов, употреблённых вами в тексте и сделайте вывод. Вывод: (Чтить — изменяется по II спряжению (чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица мн. ч. | Познавательные УУД: 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3.Преобразовывать информацию и представлять ее в удобной для себя форме. Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать в практике общения нормы культуры речи, употреблять языковые средства, соответствующие заданному стилю. 3. Адекватно оценивать качество речи в учебной деятельности и практике речевого общения, находить и исправлять ошибки. |
IX. Итог урока. Рефлексия. | Цель: оценить свою работу, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Проведение: У каждого ученика солнце с лучиками, в центр ученики записывают ключевые слова урока, а на лучики ответы в виде графических знаков !? на вопросы рефлексии состоявшейся собственной деятельности. (Что мы знали? Что не знали, но узнали? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?) Если всё удалось, то пишем !, если над чем-то ещё надо поработать-?. -Затем проводят краткий анализ. -Оценки учителя с комментарием. -Учитель сообщает домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению. Домашнее задание разноуровневое. 1. Базовый уровень. Упражнение из учебника. 2. Средний уровень. Работа по карточкам. Вписать глаголы в таблицу и разобрать их. Дуб и ветер. Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, хотел пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос. глагол | вид | спряжение | возвратность | наклонение | число | род | лицо | | | | | | | | | 3.Уровень повышенной сложности. Написать сочинение-миниатюру, используя разноспрягаемые глаголы. Тема: «Хорошо учиться в школе!» | Познавательные – Рефлексия своих действий, способов и условий действия; анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. Регулятивные – оценка проделанной работы. Личностные – самооценка на основе критерия успешности осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. Познавательные – анализ полученных знаний и умений. Личностные – осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности. |