СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе по теме:"Спряжение глагола, разноспрягаемые глаголы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною представлена модель проблемно-диалогического урока с применением деятельностного подхода.  Это частная методика развивающего обучения. При таком подходе ученик становится субъектом собственной учебной деятельности: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по теме:"Спряжение глагола, разноспрягаемые глаголы".»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме

«Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы»

Предметы гуманитарного цикла (русский язык)

Галеева Лилия Вагизовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4г. Агрыз РТ


Класс: 5

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель: актуализировать полученные знания по теме «Спряжения глаголов» и подготовить к открытию нового знания по теме «Разноспрягаемые глаголы».

Задачи:

-образовательные: закрепить умение изменять по лицам и числам глаголы, которые спрягаются по 1 и по 2 типу спряжения;

-развивающие: развивать у учащихся умение изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи; различать стилистические оттенки значений слов есть и кушать, соблюдать нормы употребления их в речи, обратить внимание на выразительные возможности слова в тексте; продолжать работу над связным высказыванием на лингвистическую тему;

-воспитательные: мотивировать на качественное и творческое выполнение поставленных задач.

Результаты обучения: Личностные: формировать стремление к речевому самосовершенствованию и творчеству;

Метапредметные: умение извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила, придерживаться речевых норм в устном общении; связно, логично, доказательно строить суждение.

Предметные: знать особенности спряжения глаголов хотеть, бежать, есть, дать; употребление разноспрягаемых глаголов в речи; уметь доказать принадлежность глагола к разноспрягаемым в форме рассуждения; определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы; правильно употреблять глаголы есть и кушать.в речи.

Оборудование: презентация, учебное пособие «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, год издания 2013, перфокарты,

индивидуальные карточки, словарь под редакцией С.И.Ожегова, ПК с набором тестовых заданий по теме урока, интерактивная доска.






Ход урока.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с любым присутствующим в классе – посмотрите в глаза, улыбнитесь, подарите друг другу солнечного зайчика.

- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами.

Обращаю внимание на эпиграф к уроку: «Любая часть речи - это интереснейший мир со своими тайнами, которые надо открыть».

Ребята, для вас, умных и любознательных, рубрика «Вспоминаем то, что знаем».


Личностные - настрой на позитивное начало урока, самоопределение. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

II. Введение в тему урока с применением элементов Сингапурской системы обучения. (Приём Коннерс)


-Ребята, большую часть своего времени человек проводит в движении. Какая часть речи обозначает действие предмета? (Глагол).

-Представьте, что мы с вами глаголы. Нам предлагают, выбрать места нашего проживания: глобус, книга, стадион. Выберите место проживания согласно вашим предпочтениям. Разделитесь на группы, а в группах на пары. Те, кто выбрал глобус, расскажите друг другу, чем вы будете заниматься в месте вашего проживания, используя глаголы 1 лица (один ученик ед. числа, другой мн. ч), кто выбрал книгу, используя глаголы 2 лица (один ученик ед. числа, другой мн.), те, кто выбрал стадион, используя глаголы 3 лица (один ученик ед. числа, другой мн.ч.). Начинает тот, кто выше ростом. (Даётся на ответ 15 секунд каждому ученику в паре). (Выслушиваются рассказы нескольких пар из разных групп.

-Ребята, мы прослушали интересные рассказы, глаголы в которых изменялись в разных группах по лицам. Скажите, как называется изменение глаголов по лицам? Определите тему урока и цели, в этом вам поможет и эпиграф к сегодняшнему занятию.

( Спряжение. Узнать, все тайны спряжения глаголов.

Учащиеся занимают свои места).

-Прочитайте четверостишие.

Смотреть, всё слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать?

Какое правило оно помогает вспомнить?

Коммуникативные – строить связное монологическое высказывание.

Регулятивные - контроль в форме результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные - контроль и оценка процесса и результатов

III. Актуализация изученного.


1. Устная фронтальная работа по вопросам для повторения после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

– Что такое личное окончание глагола? (Это окончание в форме какого ­ либо лица в настоящем или будущем времени.)

На доске (слайде) представлены глаголы:

Кричит, кричать, кричал, кричишь, кричали, кричат.

– У каких глаголов личные окончания? Зачеркните лишние глаголы. Выделите личные окончания (окончания в форме какого ­ либо лица). Можно вспомнить рифмовку о том, когда легко определить спряжение

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание,

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Затем оформить записи в тетрадях: составить опорную схему для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.


е,, а,т (я,т) – I


и, у,т (ю,т) – II




ЛИЧНОЕ


Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)



I спр. II спр.



Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и отличия.

2. Преобразовывать информацию и представлять ее в знаково-символической форме.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения.



IV. Постановка проблемного вопроса урока.


Работа в группах. ( Мини - исследование глаголов).

Ребята, перед вами картинки.

1 группа работает с лексическими особенностями глагола есть.

2 группа с выразительными возможностями глагола бежать.

1 группа. Объясните значение глаголов. Есть – употреблять пищу, есть - в значении быть на самом деле. Как называется такое лексическое явление (при затруднении ребята работают со справочной литературой). Речь идёт об омонимах.

2 группа. Что вы можете сказать о выразительных возможностях глагола бежать.

Этот глагол употреблён в прямом и в переносном значении. Например, в предложении Мы бежим, он употреблен в прямом значении, а в предложении Время бежит – в переносном. Это метафора. Она делает речь образной. Употребление слов в переносном значении помогает автору создать яркий образ, а читателю представить себе изображённое и понять мысль автора. Проспрягайте глаголы есть и бежать. Что вы заметили?

Работа с учебником. Введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».

Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».

1. Обращение к вопросу и заданиям после таблицы.

2. Выделение корней в слове разноспрягаемые.

– О чём говорят эти корни? (Предположения детей.)

Проверим все наши предположения.

Познавательные - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и отличия; преобразовывать информацию и представлять ее в знаково-символической форме.

Коммуникативные -слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения.

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в таблицу.

Регулятивные – формулирование проблемы урока.

Личностные – осознание поставленных целей и задач урока.

Регулятивные –

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


V.Физкультминутка.

-Поскачите, попляшите, Глаза закройте, полежите. Поднимитесь, распрямитесь, Потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбайтесь, Быть хорошими старайтесь. Вы рифмовку прочитали... А глаголы вы узнали?


VI. Открытие новых знаний.


1. Сравнение предположений с данным в таблице материалом после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания».

– Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.

– Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).

– В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)

2. Ответ на вопрос после таблицы.

3. Чтение определения разноспрягаемых глаголов в рамке.

– Как вы поняли, что такое производные глаголы?

– Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4 или больше? А сколько надо запомнить?

Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ

(+ производные от них)


ЛИЧНОЕ


И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)



I + II спр.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1.Извлекать информацию из таблицы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст).

3.Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.


VII. Развитие учебно ­языковых и речевых умений.


1. Игра «Определи спряжение». Работа с перфокартами.

Учитель читает глаголы с ударным личным окончанием и разноспрягаемые глаголы, ученики указывают окончание и спряжение.

Сотрёшь, хочет, трёт, злишься, решите, трещит, гудят, бежишь, поешь.

2.Задание на развитие навыков культуры речи при подборе синонимов к глаголу есть (определение стилистической окраски и употребление в соответствии с нормами культуры речи в определённом стиле).

Выполняется с комментированием под руководством учителя.

– Как лучше сказать: кушать или есть? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»? (Выслушиваются ответы детей)

Корней Иванович Чуковский в книге «Живой, как жизнь» вот что написал по этому поводу: «Сказать о себе: ”Я кушаю (покушал)“ – это всё равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».

-Чем же нехорош глагол кушаю? Глагол как глагол. Надо только знать, когда его нужно употреблять. При подлежащем, выраженном местоимением я, этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. Лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, буду есть.

-А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они глагол кушать и покушать употреблять принято. (В. Волина)

3. Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой.

Запишите загадки, назовите орфограммы в слове отгадке, докажите. Найдите глаголы, определите спряжение, лицо, число, время. Запишите слово отгадку с глаголами, касающимися этого слова. 
Загадки. 
-Без языка, а звенят,
Без ног, а бегут. (Ручьи – звенят, бегут)

-Пушистая вата плывёт куда-то, 
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака - плывут)

-Весной веселит, 
Летом холодит, 
Осенью питает, 
Зимой согревает. (Деревья - веселят, холодят, питают, согревают)

-Без огня горит, без искр блестит. (Солнце - горит, блестит)

-Рук нет, а строить умеют. (Птички – строят)

-Я бегу струёй из крана, 
Бью ключом из-под земли, 
Укачаю в океанах 
Великаны корабли. (Вода – бежит, бьёт, укачивает)

Один ученик работает на интерактивной доске.

Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит..

- Разберите это предложение по членам (выделите подлежащее и сказуемое).

- Определите спряжение глаголов, выделите окончания.

4.Творческая лаборатория. Работа в парах.

Ребята, какое знаменательное событие мы будем отмечать 9 мая 2015 года? (В 2015 году всё прогрессивное человечество будет отмечать 70-летие со дня победы в ВОВ). Составьте и запишите 5 предложений на эту тему, употребив глагол чтить.

Работа со словарём С.И. Ожегова (определение лексического значения слова чтить)

Определите спряжения глаголов, употреблённых вами в тексте и сделайте вывод.

Вывод: (Чтить — изменяется по II спряжению (чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица мн. ч.

Познавательные УУД:

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3.Преобразовывать информацию и представлять ее в удобной для себя форме.


Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике общения нормы культуры речи, употреблять языковые средства, соответствующие заданному стилю.

3. Адекватно оценивать качество речи в учебной деятельности и практике речевого общения, находить и исправлять ошибки.


VIII.Закрепление изученного. Диагностика усвоения.

(Приложение)

Мини - тест. Учащиеся выполняют на ПК. Результаты высвечиваются на мониторе. У учащихся есть право на исправление ошибок (вторая попытка).

Если и после второй попытки есть ошибки, на помощь приходят ученики, которые справились с заданием с первого раза.

Регулятивные – действие оценки

IX. Итог урока.

Рефлексия.


Цель: оценить свою работу, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Проведение:

У каждого ученика солнце с лучиками, в центр ученики записывают ключевые слова урока, а на лучики ответы в виде графических знаков !? на вопросы рефлексии состоявшейся собственной деятельности.

(Что мы знали? Что не знали, но узнали? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?)

Если всё удалось, то пишем !, если над чем-то ещё надо поработать-?. -Затем проводят краткий анализ.

-Оценки учителя с комментарием.

-Учитель сообщает домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению.

Домашнее задание разноуровневое.

1. Базовый уровень.

Упражнение из учебника.

2. Средний уровень. Работа по карточкам.

Вписать глаголы в таблицу и разобрать их.

Дуб и ветер.

Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, хотел пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос. 

глагол

вид

спряжение

возвратность

наклонение

число

род

лицо

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Уровень повышенной сложности.

Написать сочинение-миниатюру, используя разноспрягаемые глаголы.

Тема: «Хорошо учиться в школе!»


Познавательные

Рефлексия своих действий, способов и условий действия;

анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Регулятивные – оценка проделанной работы.

Личностные

самооценка на основе критерия успешности осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные -

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

использование критериев для обоснования своего суждения.

Познавательные – анализ полученных знаний и умений.

Личностные – осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.



Пояснительная записка.


Данная методическая разработка урока по русскому языку «Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы».

предназначена для учащихся 5 класса. В классе 20 учеников. Из них 6 отличников, 10 ударников. Учащиеся данного класса отличаются умением ставить учебную задачу и первоначально открывать знания. При этом они выявляют неизвестные им особенности объекта на основе уже известных его характеристик путём гипотез, подтверждений или опровержений.

Ученики изучают русский язык по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, год издания 2013, раздел «Морфология». Для изучения русского языка в 5 классе выделено 4 часа в неделю. На изучение данной темы выделено 2 часа. Данный урок первый, тип урока: открытие новых знаний.

Мною представлена модель проблемно-диалогического урока с применением деятельностного подхода. Это частная методика развивающего обучения. При таком подходе ученик становится субъектом собственной учебной деятельности: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления.

Этапы урока представлены следующим образом:

1.Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. Мотивация проводится учителем с помощью игрового момента и внедрения элемента Сингапурской системы обучения «Коннерс». Затем учащимся предлагается самим определить тему и цель данного урока. Знакомясь с логикой введения понятия «Спряжение», учащиеся без труда определяют особенности его определения и составляют схему «Разноспрягаемые глаголы.

2.Решение учебной задачи. «Открытие» новых понятий детьми идёт поэтапно, и каждый этап сопровождается четкими выводами, сделанными учащимися.

3. Моделирование содержания изучаемого понятия. Ученики формулируют общий прием умственной деятельности по определению спряжения, выделяют составные действия. Это своеобразная пошаговая инструкция по выделению изучаемого понятия из массы других языковый явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.

4. Моделирование общего способа умственной деятельности. Моделирование производится в графической форме. По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. Так, появится слайд «Правописание безударных личных окончаний глаголов», а в последующих классах «Правописание суффиксов причастий». Ученик при этом находится в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю (и я это знаю), но я знаю, что есть то, чего я не знаю, и я это узнаю».

5.Конкретизация изучаемого понятия. На этом этапе школьник конкретизирует общий способ выявления спряжения на примере предложенных упражнений (причем самых разнообразных, количество которых тоже может быть разным).

Выполняя их, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. При этом проводится мотивация выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучение детей умению анализировать само задание.

6.Рефлексивно-оценочный этап. Дети воспроизводят содержание понятия, логику своих рассуждений, учатся оценивать свои знания. Почти на всех этапах урока вводятся ситуации антиномий, решения проблемных вопросов. При таком подходе учащиеся высказывают и проверяют свои предположения, овладевают понятиями в их взаимосвязях, анализируют и исследуют причинно-следственные и логические связи. Школьники дают обоснованные ответы не только на вопрос «почему?», но и «почему именно так, а не иначе, обмениваются мыслями о способах решения учебных задач не только с товарищами, но и в «споре с самим собой». А, как правило, в споре рождается истина. Использованы методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся, поддержания психофизиологического, психического и нравственного здоровья. Организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

Задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствуют формированию здорового образа жизни учащихся.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!