Разработка урока по биологии 6 класс
Тема: «Различие почв по их составу».
Цель: О. Дать представление о разнообразии почв, формировать знания о составе почв.
К.р. развивать знания о превосходстве чернозёмных почв; развивать умение ориентироваться в своих знаниях, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
В.Способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе.
Оборудование: учебники, тетради, таблицы, кроссворд, тест.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Тихо займите свои места. Проверьте, все ли готовы к уроку.
II. Проверка изученного на прошлом уроке.
-Каково значение почвы для человека?
+ Если бы поверхность Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и животные не смогли бы добыть себе пищу.
-Где и как образуется почва?
+Почва образуется на поверхности земли в результате взаимодействия живой (органической) и мёртвой (неорганической) природы.
-Из чего состоит почва?
+Почва состоит из твёрдой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
- Из чего состоит твёрдая часть почвы?
+Твёрдая часть почвы – это минеральные вещества и перегной.
-Из чего состоит жидкая часть почвы?
+Жидкая часть почвы – это вода с растворёнными в ней органическими и минеральными веществами.
-Из чего состоит газообразная часть почвы?
+Газообразная часть – это воздух, который заполняет поры и пустоты в почве.
Вывод: Итак, что же такое почва?
+Почва - это верхний слой земли, который обладает плодородием.
III. Сообщение темы и цели урока.
-Предлагаю вам опять заглянуть в кладовую природы и постараться разгадать следующую её тайну. И для этого мы проведём небольшой опыт.
Возьмём две одинаковых воронки. Положим в них немного ваты и насыпим в одну воронку песчаную почву, а в другую такое же количество глинистой почвы. Подставим под них стаканы. Нальём в воронки воду. Выясните, какая почва будет лучше, а какая хуже пропускать воду.
-О чём мы будем с вами сегодня говорить?
+О различии почв по их составу.
-Откройте тетради и запишите число и тему урока.
IV. Актуализация знаний.
Состав почвы.
- Состав почвы оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха, на условия роста растений.
Почва.
Глинистые Суглинистые Песчаные Супесчаные
Тяжёлые Лёгкие
1.Песчаные почвы – лёгкие, они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало перегноя и минеральных солей, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их – лёгкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и питательных веществ, которые быстро вымываются.
Супесчаные почвы – содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому её легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной.
Эти почвы нуждаются в более частых поливах и подкормке. Вода в таких почвах быстрее испаряется и просачивается в нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ.
- Итак, какими свойствами обладаю песчаные почвы?
Вывод: Песчаные почвы светлые, рассыпчатые , легко пропускают воду, легко обрабатываются, быстро нагреваются и остывают, содержат мало влаги и питательных веществ (записать в тетрадях).
Физминутка.
Потрудились – отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, в перёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять,
Всем улыбки подарили и тихо сели.
Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и питательные вещества. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые и тяжёлые почвы.
Глинистые почвы имеют плотную и тяжёлую структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают . При засухе почва становится твёрдой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за её структурой.
-Итак, какими свойствами обладает глинистая почва.
Вывод: глинистые почвы плотные, твёрдые, плохо пропускают воду, медленно прогреваются, содержат больше питательных веществ, более плодородны.
Самые лучшие почвы – это чернозёмные. Они тёмные, богатые перегноем, минеральными солями, хорошо впитывают и задерживают воду. Такие почвы рыхлые, в них много воздуха, быстро прогреваются. На чернозёмных почвах получают самые большие урожаи.
V. Закрепление изученного.
1 Решение кроссворда.
- На партах найдите кроссворд и в парах заполните его.
Слой земли, на котором растут растения. (почва)
Одна из составных частей почвы. (песок)
Вещество, повышающее плодородие почвы. (перегной)
Основное свойство почвы. (плодородие)
2. Выберите верные утверждения , подчеркнув правильный ответ.
а) Чем меньше перегноя в почве, тем она плодороднее.
б) Почва – среда обитания растений и животных.
в) Почва состоит из песка, глины, пустых бутылок и банок.
г) Почва нуждается в охране и защите.
- Кто зачитает выбранные ответы?
3. Подчеркните известные названия почв.
Крот, песчаная, дождевая, глинистая, воробьиная, чернозёмная, медвежья.
VI. Итог урока.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
-Какие почвы называют песчаными, а какие – глинистыми?
-Почему песчаные почвы лучше пропускают воду, чем глинистые?
- Почему глинистые почвы лучше удерживают воду, чем песчаные?
- Почему самые высокие урожаи получают при выращивании растений на чернозёмных почвах?
VII. Задание на дом.
- Дома читать стр. 183-184, отвечать на вопросы после текста.
VIII. Итог урока.
- За работу на уроке получили следующие оценки:…
- Всем спасибо за урок.