СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе: "Различие почв по их составу"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Дать представление о разнообразии почв, формировать знания о составе почв.

- Развивать знания о превосходстве чернозёмных почв; развивать умение ориентироваться в своих знаниях, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

 -Способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе: "Различие почв по их составу"»

Разработка урока по биологии 6 класс

Тема: «Различие почв по их составу».

Цель: О. Дать представление о разнообразии почв, формировать знания о составе почв.

К.р. развивать знания о превосходстве чернозёмных почв; развивать умение ориентироваться в своих знаниях, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

В.Способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе.

Оборудование: учебники, тетради, таблицы, кроссворд, тест.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Тихо займите свои места. Проверьте, все ли готовы к уроку.

II. Проверка изученного на прошлом уроке.

-Каково значение почвы для человека?

+ Если бы поверхность Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и животные не смогли бы добыть себе пищу.

-Где и как образуется почва?

+Почва образуется на поверхности земли в результате взаимодействия живой (органической) и мёртвой (неорганической) природы.

-Из чего состоит почва?

+Почва состоит из твёрдой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

- Из чего состоит твёрдая часть почвы?

+Твёрдая часть почвы – это минеральные вещества и перегной.

-Из чего состоит жидкая часть почвы?

+Жидкая часть почвы – это вода с растворёнными в ней органическими и минеральными веществами.

-Из чего состоит газообразная часть почвы?

+Газообразная часть – это воздух, который заполняет поры и пустоты в почве.

Вывод: Итак, что же такое почва?

+Почва - это верхний слой земли, который обладает плодородием.

III. Сообщение темы и цели урока.

-Предлагаю вам опять заглянуть в кладовую природы и постараться разгадать следующую её тайну. И для этого мы проведём небольшой опыт.

Возьмём две одинаковых воронки. Положим в них немного ваты и насыпим в одну воронку песчаную почву, а в другую такое же количество глинистой почвы. Подставим под них стаканы. Нальём в воронки воду. Выясните, какая почва будет лучше, а какая хуже пропускать воду.

-О чём мы будем с вами сегодня говорить?

+О различии почв по их составу.

-Откройте тетради и запишите число и тему урока.

IV. Актуализация знаний.

  1. Состав почвы.

- Состав почвы оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха, на условия роста растений.

Почва.


Глинистые Суглинистые Песчаные Супесчаные


Тяжёлые Лёгкие


1.Песчаные почвы – лёгкие, они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало перегноя и минеральных солей, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их – лёгкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и питательных веществ, которые быстро вымываются.

Супесчаные почвы – содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому её легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной.

Эти почвы нуждаются в более частых поливах и подкормке. Вода в таких почвах быстрее испаряется и просачивается в нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ.

- Итак, какими свойствами обладаю песчаные почвы?

Вывод: Песчаные почвы светлые, рассыпчатые , легко пропускают воду, легко обрабатываются, быстро нагреваются и остывают, содержат мало влаги и питательных веществ (записать в тетрадях).

  1. Физминутка.

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, в перёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять,

Всем улыбки подарили и тихо сели.

  1. Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и питательные вещества. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые и тяжёлые почвы.

Глинистые почвы имеют плотную и тяжёлую структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают . При засухе почва становится твёрдой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за её структурой.

-Итак, какими свойствами обладает глинистая почва.

Вывод: глинистые почвы плотные, твёрдые, плохо пропускают воду, медленно прогреваются, содержат больше питательных веществ, более плодородны.

  1. Самые лучшие почвы – это чернозёмные. Они тёмные, богатые перегноем, минеральными солями, хорошо впитывают и задерживают воду. Такие почвы рыхлые, в них много воздуха, быстро прогреваются. На чернозёмных почвах получают самые большие урожаи.

V. Закрепление изученного.

1 Решение кроссворда.

- На партах найдите кроссворд и в парах заполните его.

П





П





П








П











  1. Слой земли, на котором растут растения. (почва)

  2. Одна из составных частей почвы. (песок)

  3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (перегной)

  4. Основное свойство почвы. (плодородие)

2. Выберите верные утверждения , подчеркнув правильный ответ.

а) Чем меньше перегноя в почве, тем она плодороднее.

б) Почва – среда обитания растений и животных.

в) Почва состоит из песка, глины, пустых бутылок и банок.

г) Почва нуждается в охране и защите.

- Кто зачитает выбранные ответы?

3. Подчеркните известные названия почв.

Крот, песчаная, дождевая, глинистая, воробьиная, чернозёмная, медвежья.


VI. Итог урока.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Какие почвы называют песчаными, а какие – глинистыми?

-Почему песчаные почвы лучше пропускают воду, чем глинистые?

- Почему глинистые почвы лучше удерживают воду, чем песчаные?

- Почему самые высокие урожаи получают при выращивании растений на чернозёмных почвах?

VII. Задание на дом.

- Дома читать стр. 183-184, отвечать на вопросы после текста.

VIII. Итог урока.

- За работу на уроке получили следующие оценки:…

- Всем спасибо за урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!