СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 9 классе по теме: основные группы СПП по их значению.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пильник Ольга Яковлевна.

Село Новокиенка

Жаксынского района

Акмолинской области.

Место работы: Новокиенская средняя школа

Учитель русского языка и литературы,

 заместитель директора по воспитательной работе.

Домашний телефон: 96-1-09

Рабочий телефон: 96-1-42.

Тема: основные группы СПП по их значению.

Цель: дать общее представление  о группах                                      СПП по их значению;

Отрабатывать навыки постановки знаков препинания;

Воспитание ЗОЖ.

 

 

Оборудование: карточки.

 

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Проверка домашнего задания.
    1. Работа по карточкам.

 

 2. Конструирование предложений.

Восстановить предложения по данным схемам.

  1. ,(которые…). (Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.
  2.  , (где…)? (Что вы знаете о происхождении названия деревни, где вы живёте?
  3. Чтобы ( ), . (Чтобы много знать, необходимо много читать.)

3. Работа у доски.

  1. Что представляют собой СПП?
  2. Способы связи придаточных предложений с главными.

 

  1. Словарный диктант. Комментарий, пассивный, режиссёр, обыграть, коллективный, гостиная, принципиальный, эшелон, гигантский, эффективный, серебряный, мировоззрение, гигантский, оптимист.

Работа по новой теме.

  1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены,   поставив соответствующие вопросы:

 1.Сердце предчувствовало (что) недоброе.(дополнение)

  1. (Чей?)Мой дом находится в новом районе. (определение)
  2. Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство)

2. Подберём  к данным предложениям синтаксические  синонимы       - перестроим предложения так, чтобы они стали СПП,

  1. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
  2. Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
  3. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3.Поставим вопросы к придаточным предложениям.

  1. Предчувствовало (что?)
  2. Дом (какой?)
  3. Добрались (когда?)
  1. Сравним простые  и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы:
    1. Придаточные предложения  сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.
    2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют  трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
  2. Слово учителя.

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных  членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые  в свою очередь делятся на подгруппы.

  • как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу)

точно также мы определим, к какой группе относится  придаточное предложение. Главное – задать  правильно вопрос.

Попробуем.

Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

  1. Грош цена  человеку (какому?), который  не может  сломить дурной привычки. (придаточное определительное).
  2. Собака словно просила, чтобы её не прогоняли. (придаточное изъяснительное)
  3.   Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.(придаточное обстоятельственное) значение времени.

По характеру соотнесённости придаточного предложения  с главным СПП делятся на две группы:

  1. СПП в которых придаточное  предложение относится к одному слову(или словосочетанию) в главном предложении; к ним относятся СПП с придаточными определительными, изъяснительными.
  2. СПП в которых придаточное предложение  относится ко всему главному предложению в целом. К ним относятся придаточные обстоятельственные.
  3. Закрепление
  1. Теоретический  Материал стр.87.учебник Русский язык. Издательство Мектеп. 2005 год.
  2. Упр. 145.

 

4.Работа по повторению.

Обобщим знания по Сложным предложениям.

5. Круги Венна.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Итог урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе по теме: основные группы СПП по их значению.»

Пильник Ольга Яковлевна.

Село Новокиенка

Жаксынского района

Акмолинской области.

Место работы: Новокиенская средняя школа

Учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по воспитательной работе.

Домашний телефон: 96-1-09

Рабочий телефон: 96-1-42.

Тема: основные группы СПП по их значению.

Цель: дать общее представление о группах СПП по их значению;

Отрабатывать навыки постановки знаков препинания;

Воспитание ЗОЖ.



Оборудование: карточки.


Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Сообщение цели урока.

  3. Проверка домашнего задания.

      1. Работа по карточкам.


2. Конструирование предложений.

Восстановить предложения по данным схемам.

    1. ,(которые…). (Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.

    2. , (где…)? (Что вы знаете о происхождении названия деревни, где вы живёте?

    3. Чтобы ( ), . (Чтобы много знать, необходимо много читать.)

3. Работа у доски.

  1. Что представляют собой СПП?

  2. Способы связи придаточных предложений с главными.


  1. Словарный диктант. Комментарий, пассивный, режиссёр, обыграть, коллективный, гостиная, принципиальный, эшелон, гигантский, эффективный, серебряный, мировоззрение, гигантский, оптимист.

Работа по новой теме.

  1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

1.Сердце предчувствовало (что) недоброе.(дополнение)

  1. (Чей?)Мой дом находится в новом районе. (определение)

  2. Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство)

2. Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим предложения так, чтобы они стали СПП,

  1. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

  2. Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

  3. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3.Поставим вопросы к придаточным предложениям.

    1. Предчувствовало (что?)

    2. Дом (какой?)

    3. Добрались (когда?)

  1. Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы:

    1. Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

    2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

  2. Слово учителя.

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

      • как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу)

точно также мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное – задать правильно вопрос.

Попробуем.

Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

  1. Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычки. (придаточное определительное).

  2. Собака словно просила, чтобы её не прогоняли. (придаточное изъяснительное)

  3. Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.(придаточное обстоятельственное) значение времени.

По характеру соотнесённости придаточного предложения с главным СПП делятся на две группы:

  1. СПП в которых придаточное предложение относится к одному слову(или словосочетанию) в главном предложении; к ним относятся СПП с придаточными определительными, изъяснительными.

  2. СПП в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению в целом. К ним относятся придаточные обстоятельственные.

  3. Закрепление

  1. Теоретический Материал стр.87.учебник Русский язык. Издательство Мектеп. 2005 год.

  2. Упр. 145.


4.Работа по повторению.

Обобщим знания по Сложным предложениям.

5. Круги Венна.













5.Итог урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!