СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в форме технологической карты на тему "Буквы а-о в корнях лаг-лож.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в форме технологической карты поможет учителю создать условия для ознакомления с орфограммой «Буква а-о в корне -лаг - лож;  способствовать развитию умений правильно вставлять буквы, уметь отличать данную орфограмму от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в форме технологической карты на тему "Буквы а-о в корнях лаг-лож.»



Тема: Буквы а–о в корне лаг – лож .



Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с орфограммой «Буква а-о в корне -лаг - лож; способствовать развитию умений правильно вставлять буквы, уметь отличать данную орфограмму от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с орфограммой «Буква а-о в корне -лаг - лож; научатся находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне лаг – лож, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого
из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий
(в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Личностные
результаты

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа. Конструирования. устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.



Цели как деятельность учеников.

1. осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.

2. работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

3. находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне лаг – лож, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Личностные


Регулятивные


Познавательные


Коммуникативные

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


Ученики слушают учителя.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа. Конструирования. устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.





II. Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания.



1. Учитель диктует слова:

маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль.

Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.


2. Доклады консультантов о результатах проверки домашнего задания. Выяснение наиболее частых ошибок, сложностей в графическом обозначении орфограмм.

Записывают слова под диктовку учителя, осуществляют самопроверку по орфографическому словарю в учебнике.

Консультанты докладывают

в о результатах проверки домашнего задания.



Извлекать информацию из словаря.

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка проблемы.

Материал для наблюдений лучше вынести на доску, чтобы ученики заранее не читали формулировку правила и противоречие проблемной ситуации было острее и нагляднее.

1. На доске слова:

положение

сложить

предлагать

излагать

– Что их объединяет? (Однокоренные слова.) Назовите корень.

– Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о)

2. Затем учитель открывает вторую часть столбика.

Картинка выглядит так:

положить – положит

сложить – сложит

предлагать – предложит

излагать – изложит

– Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

– Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)


– Работает ли здесь проверочное слово?

– Какую проблему будем решать?

Ученики формулируют проблему:

Почему пишутся разные буквы – а или о в корне лаг – лож ?

Какую букву писать в безударном положении?

Есть ли правило для таких случаев?



Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.




Отвечают на вопросы.














Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении.


Отвечают на вопросы.

Сравнивают с формулировкой в учебнике


Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать вопрос (проблему) урока.



IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

1.Выполнение упр. 121

Наблюдение проводится по заданиям к упражнению.



Методическая рекомендация. В сильном классе можно предложить более сложный вариант задания Слова даются в строчку без выделения корней.






2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне лаг – лож»?

– Назовите условия выбора букв а–о в корне лаг – лож. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.



Методическая рекомендация. Чтобы предупредить отрицательное взаимодействие навыков (наложение способа проверки) при одном опознавательном признаке двух разных видов орфограмм (проверяемой буквы и буквы чередующегося гласного), следует указать на дополнительный признак – так называемую типовую модель орфограммбукв чередующихся гласных [лаг/ж]. Это звукосочетание также является опознавательным признаком (а также условием выбора орфограмм, если это корень).


– Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг?

Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе корень лаг (лож)?

Ученики составляют план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу (установить закономерность) и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.

Читают правило.










Отвечают на вопросы

(По безударному положению гласного.)


(Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)
























(Под ударением, другое значение, не корень.)



(Действие.)


Искать пути решения проблемы.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.



V. Развитие правописных умений.



1. Упр. 122 – развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне лаг (лож), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

– В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный.)

2. Упр. 123 – совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях лаг(лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем лаг, лож только с приставками.

Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступлениесообщение.

3. Упр. 124 – развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением.

Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная.

4. Упр. 125 (осложнённое списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений.

Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

Словарноорфографическая работа. Запись в тетрадях слов: билет, горизонт, горизонтальный (поставить ударение, подчеркнуть буквы гласных, которые надо запомнить),


Выполняют упражнение.

Устно и графически объясняют условия выбора орфограмм.



Работают по алгоритму.


















Выполняют упр., работают со словарём, делают выводы.








Работают в группах. Делают выводы.


Выполняют упр.

Подбирают слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением.


Выполняют упр.

графически объясняют условия выбора орфограмм; совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки по изученному ранее материалу.

Записывают слова. Подбирают однокоренные слова, составляют словосочетания со словарными словами.



Составлять алгоритм и действовать по нему.

Извлекать информацию из словаря.

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.




VI. Итог урока.



а) – Назовите ключевые слова урока. Сравните со словами в учебнике в конце темы. Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?

б) – Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое.


– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.



Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке


Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.




VII. Домашнее задание.



1. Составить опору к тексту правила.

2. Упр. 126. ( Составить словосочетания. П. Составить устный рассказ.)


Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы






Конспект урока подготовила Емельянова Н. С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!