II. Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания. | 1. Учитель диктует слова: маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль. Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике. 2. Доклады консультантов о результатах проверки домашнего задания. Выяснение наиболее частых ошибок, сложностей в графическом обозначении орфограмм. | Записывают слова под диктовку учителя, осуществляют самопроверку по орфографическому словарю в учебнике. Консультанты докладывают в о результатах проверки домашнего задания. | | | Извлекать информацию из словаря. | Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Постановка проблемы. | Материал для наблюдений лучше вынести на доску, чтобы ученики заранее не читали формулировку правила и противоречие проблемной ситуации было острее и нагляднее. 1. На доске слова: положение сложить предлагать излагать – Что их объединяет? (Однокоренные слова.) Назовите корень. – Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о) 2. Затем учитель открывает вторую часть столбика. Картинка выглядит так: положить – положит сложить – сложит предлагать – предложит излагать – изложит – Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.) – Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.) – Работает ли здесь проверочное слово? – Какую проблему будем решать? Ученики формулируют проблему: Почему пишутся разные буквы – а или о в корне лаг – лож ? Какую букву писать в безударном положении? Есть ли правило для таких случаев? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Отвечают на вопросы. Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении. Отвечают на вопросы. Сравнивают с формулировкой в учебнике | | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока. | | |
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. | 1.Выполнение упр. 121 Наблюдение проводится по заданиям к упражнению. Методическая рекомендация. В сильном классе можно предложить более сложный вариант задания Слова даются в строчку без выделения корней. 2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров. 3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов: – По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне лаг – лож»? – Назовите условия выбора букв а–о в корне лаг – лож. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. Методическая рекомендация. Чтобы предупредить отрицательное взаимодействие навыков (наложение способа проверки) при одном опознавательном признаке двух разных видов орфограмм (проверяемой буквы и буквы чередующегося гласного), следует указать на дополнительный признак – так называемую типовую модель орфограммбукв чередующихся гласных [лаг/ж]. Это звукосочетание также является опознавательным признаком (а также условием выбора орфограмм, если это корень). – Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг? – Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе корень лаг (лож)? | Ученики составляют план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу (установить закономерность) и проверить её, сделав необходимые графические обозначения. Читают правило. Отвечают на вопросы (По безударному положению гласного.) (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.) (Под ударением, другое значение, не корень.) (Действие.) | | Искать пути решения проблемы. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. | |
V. Развитие правописных умений. | 1. Упр. 122 – развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне лаг (лож), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм. Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания): 1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных. 2) Выделить звукосочетание [лаг/ж]. 3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова. 4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами. 5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а. – В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный.) 2. Упр. 123 – совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях лаг(лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем лаг, лож только с приставками. Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступлениесообщение. 3. Упр. 124 – развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением. Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная. 4. Упр. 125 (осложнённое списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений. Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Словарноорфографическая работа. Запись в тетрадях слов: билет, горизонт, горизонтальный (поставить ударение, подчеркнуть буквы гласных, которые надо запомнить), | Выполняют упражнение. Устно и графически объясняют условия выбора орфограмм. Работают по алгоритму. Выполняют упр., работают со словарём, делают выводы. Работают в группах. Делают выводы. Выполняют упр. Подбирают слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением. Выполняют упр. графически объясняют условия выбора орфограмм; совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки по изученному ранее материалу. Записывают слова. Подбирают однокоренные слова, составляют словосочетания со словарными словами. | | | Составлять алгоритм и действовать по нему. Извлекать информацию из словаря. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. | Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | а) – Назовите ключевые слова урока. Сравните со словами в учебнике в конце темы. Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам? б) – Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое. – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке | | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | | |