СОГБОУ «Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Внеклассное чтение.
Творчество А. Л. Барто
Учитель: Тарасова Е.А
Тема урока: «Творчество А. Л. Барто».
Цели:
Обучающие:
Развивающие:
отрабатывать навыки выразительного чтения;
развивать память, внимание и умение работать в группах;
развивать речь учащихся;
развивать познавательную активность;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции.
Воспитательные:
прививать интерес к чтению; расширять кругозор;
воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;
воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
воспитывать уважение к товарищам;
создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе.
Оборудование: портрет А.Л. Барто, презентация, выставка книг.
Ход урока.
I .Оргмомент.
- Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь.
- С таким настроением начнём урок.
II. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
- Сегодня ребята у нас урок необыкновенный, мы отправимся в путешествие к Агнии Львовне Барто. Поговорим о смешных и забавных, весёлых, озорных серьёзных, и печальных стихах А. Л. Барто. О Барто и её произведениях можно говорить часами.
2.Книжная выставка. (Слайд 3)
- Давайте отправимся на нашу небольшую выставку с книгами.
-Прочитайте, как называются эти книги. (Дети читают хором).
-Вы знакомы со многими книгами. Они лежат у вас на партах, откройте, полистайте.
- Вам знакомы эти стихи? Кто их написал?
- Вы не только читали стихи, но и на наиболее понравившиеся стихи нарисовали рисунки.
3. Выставка рисунков. (Слайд 4).
4.Биография А. Л. Барто. (Слайд 5).
Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у неё было много увлечений. Она занималась музыкой, окончила хореографическое училище, но балериной, так и не стала. Стихи Барто писала ещё, когда училась в начальной школе, первый её сборник вышел в19 лет 1925 году.
5.Стихи для малышей. (Слайд 6).
Ещё, когда вы были маленькими и не знали букв бабушки и мамы читали вам стихи, а вы слушали добрые, звонки Барто. Сейчас мы с вами вспомним эти стихи. (Дети читают стихи наизусть: «Грузовик», « Мячик», « Зайка», « Лошадка»).
-О чём эти стихи? (Об игрушках).
Чему учат нас эти стихи? (Беречь игрушки).
Не знаю, как вы ребята, а я как будто опять вернулась в детство. Эти стихи были написаны так давно, что даже я помню, как мне их читали.
Эти и многие другие стихи вошли в сборник под названием «Игрушки».
6.Инсценировка стихотворения «Любочка».
Агния Барто написала очень много стихов. И не только для малышей, но и для школьников, и для подростков.
Она была человеком беспокойным. Особенно её волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Помогают ли старшим. Как они ведут себя на улице и дома. Её стихи легко поддаются инсценировке.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
-Фу! Какая теснота! –
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотят необязательно
Они зовутся Любами.
- Ребята, вам понравилась героиня стихотворения?
-Какой можно назвать девочку? (Не хочет помогать по дому, не уважает старших, любит только себя, грубиянка – дома одна, а на улице другая, нарушает правила пассажира – не покупает билет).
- Чему учит это стихотворение? (Быть вежливыми, помогать старшим, ненарушать правила пассажира).
7. Прослушивание стихотворения Барто в грамзаписи.
А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы прослушали грамзапись стихотворения в исполнении А. Л. Барто «Я лежу болею».
-О чём это стихотворение?
-Прочитайте отрывок.
-Можно ли мальчиков назвать друзьями?
-А девочек?
-Чему учит стихотворение?
8.Чтение цепочкой. («Лебединое горе»).
Барто очень любила природу и всегда переживала, когда «меньшие наши
братья» попадали в беду. Так как отец был ветврачом Агния часто помогала личить больных животных. Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из таких произведений.
В холодном парке,
Среди льдин,
Зимует лебедь.
Он один.
Не повредил ли он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга вот не повезло.
Летать не может.
Я возле лебедя стою.
Я знаю всю его семью.
С большим семейством лебедят
Он плыл куда – то,
И вдруг над парком
Как взлетят
Все лебедята!
В холодном парке,
Среди льдин,
Остался лебедь.
Он один.
А я всё думаю о нём,
Бегу к нему на водоём.
Решил я притвориться:
Я тоже лебедь - птица.
Я тоже белый,
Весь в снегу.
Я выгнул шею,
Как могу.
Заносит снегом водоём,
А я кричу
-Послушай,
Мы будем плыть с тобой.
Но только я –
На суше!
Я поднял руку, как крыло.
Но ничего не помогло.
В холодном парке\
Среди льдин,
Скучает лебедь – он один.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какое чувство оно у вас выражает?
- Нужно ли помогать птицам зимой? Как?
9. Физкультминутка. (Инсценировка стихотворения «Гуси-лебеди»).
(Учитель читает текст, а дети выполняют движения).
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси - лебеди игра,
Серый волк – Василий.
- Гуси – лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них инее глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
- Почему ты их не ешь? –
Говорит Маруся.
- Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил: - Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
Р - р – р – р – р – р – р
10 Чтение по ролям.
(Игра: «Узнай стихотворение».)
-Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
На локтях – дорожки.
- Я на солнышке лежала,
Руки к верху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
-Ах ты, девочка чумазая,
Ге ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопченный.
- Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги – как у негра.
- О ком говорится в стихотворении?
-Понравилась ли вам девочка? Почему?
-Какие правила гигиены вы ещё знаете?
11.Просмотр видео – ролика «Любитель – рыболов».
Многие стихи А. Л. Барто стали песнями: «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «О чём пели птицы», «Болтунья», «Любитель – рыболов» и многие другие.
(Просмотр видео – ролика).
- О чём это стихотворение?
-Как надо вести себя на рыбалке?
А ещё Барто писала сценарии для художественных фильмов:
«Алёша Птицын вырабатывает характер», «10 000 мальчиков».
1940 году вышел фильм «Подкидыш». В фильме рассказываются о девочке, которая потерялась.
1945 году вышел на экран фильм «Слон и верёвочка». В основу этого фильма вошло стихотворение «Верёвочка».
Во время Великой Отечественной войны А, Л, Барто выезжала на фронт с чтением стихов, выступала на радио, писала для газет.
После окончания войны, спустя годы, её пригласили на радио, канал называется «Маяк», вести передачу «Найти человека». Давно закончилась война, а
отголоски страшных лет доходят до наших дней. Сколько семей потеряли друг друга в этой страшной войне. Как помочь найти друг друга? Что можно сделать? Есть государственные учреждения, которые находят, соединяют разлученные семьи войной. Они отыскали и возвратили родителям тысячи и тысячи детей. И продолжают искать. Но для официального розыска нужны точные данные. А как быть, если ребёнок потерялся маленьким, совсем маленьким, и не мог сказать, где и когда родился, где жил, как зовут маму и папу? Таких детей, испуганных, растерянных, приводили детские дома, и часто они даже фамилию не могли назвать. Им давали новую фамилию, а иногда даже и имя, врач определял, сколько им может быть лет. Многие из этих детей так и выросли, не зная, кто они, откуда. Только детские воспоминания.
Может быть, оставшиеся в живых родители, брат или сестра, услышав их по радио, отзовутся?
Сейчас наши ученики прочитают несколько таких воспоминаний, которые прозвучали по радио в программе «Найти человека» и помогли найти семью.
- «Бабушкин дом стоял на горе, и когда спустишься с горы, перед тобой дорога. Там были посажены фруктовые сады прямо на берегу реки. Как сейчас вижу крышу родного дома. Одна сторона крыта красной черепицей, вторая –каким-то другим материалом».
- «Мы с братом поменьше, кажется, его звали Серёжа, катались на калитке сада, она была скрипучая, имы считали, что наша калитка с музыкой».
С её помощью было восстановлено около 972 семей.
12.Итог урока.
Барто говорила: «Я очень люблю детей, а они мне продляют жизнь».
Все стихи – мудрые, весёлые и беспокойные, которые мы сегодня вспомнили, останутся с нами навсегда. Поэтесса умерла 1 апреля 1981 года, но из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда. Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения поколение. -Наше урок подошёл к концу.
- Чему учат стихи Барто?
- Какие впечатления у вас стались?
Приложение
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_6.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_7.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_9.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1b8aa773ea/572656_10.jpeg)