СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству А.Л.Барто

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен с использованием информационно- коммуникативных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения по творчеству А.Л.Барто»

СОГБОУ «Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»












Внеклассное чтение.

Творчество А. Л. Барто


Учитель: Тарасова Е.А

Тема урока: «Творчество А. Л. Барто».

Цели:

  • Обучающие: 

    • ознакомить детей с некоторыми фактами биографии и основными направлениями творчества А. Л. Барто;

    • учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения.

  • Развивающие: 

    • отрабатывать навыки выразительного чтения;

    • развивать память, внимание и умение работать в группах;

    • развивать речь учащихся;

    • развивать познавательную активность;

    • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции.

  • Воспитательные:

    • прививать интерес к чтению; расширять кругозор;

    • воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;

    • воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

    • воспитывать уважение к товарищам;

    • создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе.

Оборудование: портрет А.Л. Барто, презентация, выставка книг.

















Ход урока.

I .Оргмомент.

- Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь.

- С таким настроением начнём урок.

II. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

- Сегодня ребята у нас урок необыкновенный, мы отправимся в путешествие к Агнии Львовне Барто. Поговорим о смешных и забавных, весёлых, озорных серьёзных, и печальных стихах А. Л. Барто. О Барто и её произведениях можно говорить часами.

2.Книжная выставка. (Слайд 3)

- Давайте отправимся на нашу небольшую выставку с книгами.

-Прочитайте, как называются эти книги. (Дети читают хором).

-Вы знакомы со многими книгами. Они лежат у вас на партах, откройте, полистайте.

- Вам знакомы эти стихи? Кто их написал?

- Вы не только читали стихи, но и на наиболее понравившиеся стихи нарисовали рисунки.

3. Выставка рисунков. (Слайд 4).

4.Биография А. Л. Барто. (Слайд 5).

Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у неё было много увлечений. Она занималась музыкой, окончила хореографическое училище, но балериной, так и не стала. Стихи Барто писала ещё, когда училась в начальной школе, первый её сборник вышел в19 лет 1925 году.

5.Стихи для малышей. (Слайд 6).

Ещё, когда вы были маленькими и не знали букв бабушки и мамы читали вам стихи, а вы слушали добрые, звонки Барто. Сейчас мы с вами вспомним эти стихи. (Дети читают стихи наизусть: «Грузовик», « Мячик», « Зайка», « Лошадка»).

-О чём эти стихи? (Об игрушках).

Чему учат нас эти стихи? (Беречь игрушки).

Не знаю, как вы ребята, а я как будто опять вернулась в детство. Эти стихи были написаны так давно, что даже я помню, как мне их читали.

Эти и многие другие стихи вошли в сборник под названием «Игрушки».

6.Инсценировка стихотворения «Любочка».

Агния Барто написала очень много стихов. И не только для малышей, но и для школьников, и для подростков.

Она была человеком беспокойным. Особенно её волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Помогают ли старшим. Как они ведут себя на улице и дома. Её стихи легко поддаются инсценировке.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.


Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.


Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.


Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.


Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!


Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.


Говорит она, толкаясь:

-Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну, садись, - вздыхает та.


Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.


Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотят необязательно

Они зовутся Любами.

- Ребята, вам понравилась героиня стихотворения?

-Какой можно назвать девочку? (Не хочет помогать по дому, не уважает старших, любит только себя, грубиянка – дома одна, а на улице другая, нарушает правила пассажира – не покупает билет).

- Чему учит это стихотворение? (Быть вежливыми, помогать старшим, ненарушать правила пассажира).

7. Прослушивание стихотворения Барто в грамзаписи.

А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы прослушали грамзапись стихотворения в исполнении А. Л. Барто «Я лежу болею».

-О чём это стихотворение?

-Прочитайте отрывок.

-Можно ли мальчиков назвать друзьями?

-А девочек?

-Чему учит стихотворение?

8.Чтение цепочкой. («Лебединое горе»).

Барто очень любила природу и всегда переживала, когда «меньшие наши

братья» попадали в беду. Так как отец был ветврачом Агния часто помогала личить больных животных. Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из таких произведений.


В холодном парке,

Среди льдин,

Зимует лебедь.

Он один.


Не повредил ли он крыло?

Сломал, быть может?

Бедняга вот не повезло.

Летать не может.


Я возле лебедя стою.

Я знаю всю его семью.

С большим семейством лебедят

Он плыл куда – то,

И вдруг над парком

Как взлетят

Все лебедята!


В холодном парке,

Среди льдин,

Остался лебедь.

Он один.

А я всё думаю о нём,

Бегу к нему на водоём.

Решил я притвориться:

Я тоже лебедь - птица.


Я тоже белый,

Весь в снегу.

Я выгнул шею,

Как могу.


Заносит снегом водоём,

А я кричу

-Послушай,

Мы будем плыть с тобой.

Но только я –

На суше!


Я поднял руку, как крыло.

Но ничего не помогло.


В холодном парке\

Среди льдин,

Скучает лебедь – он один.


- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какое чувство оно у вас выражает?

- Нужно ли помогать птицам зимой? Как?


9. Физкультминутка. (Инсценировка стихотворения «Гуси-лебеди»).

(Учитель читает текст, а дети выполняют движения).

Малыши среди двора

Хоровод водили.

В гуси - лебеди игра,

Серый волк – Василий.

- Гуси – лебеди, домой!

Серый волк под горой!


Волк на них инее глядит,

Волк на лавочке сидит.


Собрались вокруг него

Лебеди и гуси.

- Почему ты их не ешь? –

Говорит Маруся.


- Раз ты волк, так ты не трусь!

Закричал на волка гусь. –

От такого волка

Никакого толка!

Волк ответил: - Я не трушу,

Нападу на вас сейчас.

Я доем сначала грушу,

А потом примусь за вас!

Р - р – р – р – р – р – р


10 Чтение по ролям.

(Игра: «Узнай стихотворение».)


-Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

На локтях – дорожки.

- Я на солнышке лежала,

Руки к верху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.


-Ах ты, девочка чумазая,

Ге ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный.


- Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.


- Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги – как у негра.


- О ком говорится в стихотворении?

-Понравилась ли вам девочка? Почему?

-Какие правила гигиены вы ещё знаете?


11.Просмотр видео – ролика «Любитель – рыболов».

Многие стихи А. Л. Барто стали песнями: «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «О чём пели птицы», «Болтунья», «Любитель – рыболов» и многие другие.

(Просмотр видео – ролика).

- О чём это стихотворение?

-Как надо вести себя на рыбалке?


А ещё Барто писала сценарии для художественных фильмов:

«Алёша Птицын вырабатывает характер», «10 000 мальчиков».

1940 году вышел фильм «Подкидыш». В фильме рассказываются о девочке, которая потерялась.

1945 году вышел на экран фильм «Слон и верёвочка». В основу этого фильма вошло стихотворение «Верёвочка».


Во время Великой Отечественной войны А, Л, Барто выезжала на фронт с чтением стихов, выступала на радио, писала для газет.

После окончания войны, спустя годы, её пригласили на радио, канал называется «Маяк», вести передачу «Найти человека». Давно закончилась война, а

отголоски страшных лет доходят до наших дней. Сколько семей потеряли друг друга в этой страшной войне. Как помочь найти друг друга? Что можно сделать? Есть государственные учреждения, которые находят, соединяют разлученные семьи войной. Они отыскали и возвратили родителям тысячи и тысячи детей. И продолжают искать. Но для официального розыска нужны точные данные. А как быть, если ребёнок потерялся маленьким, совсем маленьким, и не мог сказать, где и когда родился, где жил, как зовут маму и папу? Таких детей, испуганных, растерянных, приводили детские дома, и часто они даже фамилию не могли назвать. Им давали новую фамилию, а иногда даже и имя, врач определял, сколько им может быть лет. Многие из этих детей так и выросли, не зная, кто они, откуда. Только детские воспоминания.

Может быть, оставшиеся в живых родители, брат или сестра, услышав их по радио, отзовутся?

Сейчас наши ученики прочитают несколько таких воспоминаний, которые прозвучали по радио в программе «Найти человека» и помогли найти семью.


- «Бабушкин дом стоял на горе, и когда спустишься с горы, перед тобой дорога. Там были посажены фруктовые сады прямо на берегу реки. Как сейчас вижу крышу родного дома. Одна сторона крыта красной черепицей, вторая –каким-то другим материалом».


- «Мы с братом поменьше, кажется, его звали Серёжа, катались на калитке сада, она была скрипучая, имы считали, что наша калитка с музыкой».


С её помощью было восстановлено около 972 семей.


12.Итог урока.

Барто говорила: «Я очень люблю детей, а они мне продляют жизнь».

Все стихи – мудрые, весёлые и беспокойные, которые мы сегодня вспомнили, останутся с нами навсегда. Поэтесса умерла 1 апреля 1981 года, но из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда. Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения поколение. -Наше урок подошёл к концу.

- Чему учат стихи Барто?

- Какие впечатления у вас стались?










































Приложение
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!