Тема урока: Антонимы. 29.02.2016
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Образовательная - ознакомление со словами – антонимами;
Воспитательные - формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству.
Развивающие - развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; активизация познавательной деятельности через решение логических задач;
совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.
Ход урока:
Организация класса. (1мин.)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
II. Словарная работа.
Начнем урок со словарной работы
(слова на доске)
декабрь мороз русский молоко холод
Инструктаж:
1) Запишите слова в тетрадь;
2) Поставьте знак ударения;
3) Что объединяет эти слова? (Из словаря)
4) Найдите лишнее. ( Холод – не словарное слово, русский – прилагательное, все слова по 2 слога, молоко – 3 слога).
Составьте повествовательное предложение с любым из них. Запишите в тетрадь.
1) Вдумаетесь в значения данных слов. Найдите слова близкие по значению. (Мороз и холод)
- Как такие слова называются? (Синонимы)
- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели)
- Подберите к словам синонимы.
детвора – (малыши, ребята, дети)
метель – (вьюга, буран, пурга)
светятся – (сияют, сверкают, мерцают)
Синоним с древнегреческого языка означает одноименный
син – один
оним – имя
III. Изучение нового материала.
1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)
Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
- Оно весёлое, читается легко.
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?
- Здесь их нет.
Учитель: - Правильно.
Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?
- Нет.
Учитель: - Эти слова называются антонимами.
2)Сообщение темы. (1мин.)
- Какая тема урока будет сегодня?
- Антонимы.
Учитель: - Умница!
Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?
- Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?
Учитель: - Молодец!
( учитель пишет тему на доске)
Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова?
- Разные
Учитель: - Хорошо, ещё?
- Они не похожи друг друга.
Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?
- Они не похожи по смыслу.
Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?
- Это цвета.
Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?
- Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. |
Учитель: - Молодец! Значит, какие это слова?
- Они настроены друг против друга.
Учитель: - Молодец!
3 слайд
Физкультминутка
IV. Закрепление нового материала.( 3 мин.)
Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова- антонимы к картинкам:
4 слайд:
( чистый – грязный)
5 слайд:
(плачет – смеётся)
6 слайд:
(толстый – тонкий)
7 слайд:
(маленький - большой)
8 слайд:
( грустный – весёлый)
Учитель: - Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их. 9 слайд
Учитель: - Какие это слова?
- Это антонимы.
Учитель: - какие слова называются антонимами?
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
Работа с учебником.(1мин.)
Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 33. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?
( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь ...(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты… (нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали!
Работа по учебнику стр. 33 № 1.
Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)
Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Повторите, какие слова называются антонимами?
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Молодцы!
(читаю четверостишия)
10 слайд - 13 слайд
Проверка.(1мин.)Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
14 слайд.
Итог. Учитель: - Ребята, поднимите руки, у кого не так?
Встаньте те, у кого всё правильно! Молодцы!
Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?
- Антонимы!
Итог урока.(1мин.)
Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
( Какие слова называются антонимами.)
Учитель: - Какие это слова?
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
- Отгадывали загадки.
Учитель: - Хорошо! Ещё?
- Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.
Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
Оценивание. (1мин.)
Домашнее задание.(2мин.) стр. 34 упр. 48
3