СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект виртуальной экскурсии: «Волшебный мир дедушки Ивана Крылова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект виртуальной экскурсии:  «Волшебный мир дедушки Ивана Крылова»

Просмотр содержимого документа
«Конспект виртуальной экскурсии: «Волшебный мир дедушки Ивана Крылова»»




Конспект виртуальной экскурсии


Тема экскурсии: «Волшебный мир дедушки Ивана Крылова»


Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов


Цель экскурсии: сформировать представление у учащихся о жизни и творчестве великого баснописца И.А.Крылова и создать условия для восприятия ими басен.


Задачи экскурсии:

  • познакомить обучающихся с биографией и творчеством И.А.Крылова посредством виртуальной экскурсии

  • включить в процесс экскурсии игровые ситуации для закрепления знаний учащихся о творчестве великого баснописца

  • научить выделять основные характерные жанровые особенности басни И.Крылова на примере литературных произведений, изучаемых в 5 классе, после наблюдения над языковым и иллюстративным материалом

  • развивать умения сравнивать и делать выводы (сравнение иллюстраций, видео и аудиофрагментов)

Структура экскурсии


№№ слайдов

содержание

1,3

пролог

2

титульный слайд

4

маршрутный слайд

5-24

экскурсия

25

эпилог

26

информационные источники






Ход экскурсии:.


слайда

Содержание

Навигация, примечания

1 слайд. Пролог

Просмотр слайд-фильма

Начало показа слайд-фильма – по щелчку

Переход на 2 слайд - автоматический

2 слайд. Титульный

Тема экскурсии: «Волшебный мир дедушки Ивана Крылова»


Автоматический переход на слайд № 3

3 слайд. Пролог- продолжение

Просмотр слайд-фильма

Автоматический переход на слайд № 4

4 слайд. Маршрут

Знакомство с маршрутом.


5-7 слайды. Объект «Биография».


Однажды Николай Иванович Гнедич – известный переводчик «Иллиады" и «Одиссеи» предложил Крылову выучить древнегреческий на спор. Прошло два года. Гнедич вспомнил о старом споре, а Крылов вдруг предложил устроить ему экзамен. Принесли книги. Крылов, хитро улыбаясь, читал и переводил без запинки каждую страницу. Гнедич был поражен – он- то понимал, сколько труда надо было затратить, чтобы выучиться древнегреческому языку. Этот пример говорит о многообразии талантов писателя. Но главным все же для него стало сочинение басен.

Как вы думаете, с какой целью выучил Крылов этот язык?

Что Вы знаете из биографии писателя? Что бы хотели узнать?

И.А. Крылов (1769–1844) родился в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе.

Но стремление к образованию было огромным: он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Рано начал служить в казённом учреждении, познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством.

По свидетельству современника, уже в детстве он “посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов”.

Крылов написал более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты(от французского sujet, буквально — предмет)
1) В в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово «сюжет» впервые применили в XVII в. классицисты П. Корнель и...
Подробнее
Словарь многих басен заимствованы из Эзопа и Лафонтена, хотя большинство его произведений носит оригинальный характер











Переход на 1 объект маршрута с помощью гиперссылки– нажать на «Биография»

Переход по щелчку


Переход по щелчку


Переход по щелчку



Переход по щелчку




Возврат на маршрут с помощью стрелки

9-13 слайды. Объект «Писатели и поэты об И.Крылове».

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценили его творчество многие писатели и поэты разного времени. “Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”, - писал В.Г. Белинский. Об этом говорят и высказывания лучших умов прошлых веков:

Переход на 2 объект маршрута с помощью гиперссылки– нажать на

«Писатели и поэты об И.Крылове».








Чтение высказывания о И. Крылове и беседа:

Как вы понимаете данное высказывание? Какие качества баснописца выделяет писатель? Что отмечает? Почему?

Переход с помощью гиперссылки – нажать на «А.Пушкин»

Возврат с помощью стрелки

Переход с помощью гиперссылки – нажать на «Н.Гоголь»

Возврат с помощью стрелки

Переход с помощью гиперссылки – нажать на «П.Вяземский»

Возврат с помощью стрелки

Переход с помощью гиперссылки – нажать на «В.Белинский»

Возврат с помощью стрелки

Переход с помощью гиперссылки – нажать на «М.Исаковский»

Возврат с помощью стрелки

Переход на маршрут - щелчок по стрелке

14-16 слайды. Объект «Язык басен».


Мы и сегодня произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "А ларчик просто открывался" и так далее. А как называются такие выражения?

А что такое афоризмы?

Вот об этом мы как раз сегодня и поговорим, ведь, действительно, многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами.



Познакомимся с ними поближе:













Какие еще крылатые выражения вы знаете?

-Ворона в павлиньих перьях

-Да только воз и ныне там.

-Если голова пуста,

То голове ума не придадут места.

-Избави Бог и нас от этаких судей!

-Кукушка хвалит петуха,

За то, что хвалит он кукушку.

-Услужливый дурак опаснее врага.

-Орлам случается и ниже кур спускаться,

Но курам никогда до облак не подняться.

-Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем.

-Чем кумушек считать, трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

-Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.

-Щуку (в наказание, админ) бросить в воду.

Народность крыловской басни — органическая и истинная, словно сама старая Русь с её обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове, что “всюду у него Русь и пахнет Русью” и что басни его — “книга мудрости самого народа”.





Переход на 3 объект маршрута с помощью гиперссылки – нажать на «Язык басен».

Переходы по щелчку






Возврат с помощью стрелки















Переход по щелчку




Переход на маршрут по щелчку на стрелку

17-23 слайды. Объект «В гости к басне»




18 слайд









19 слайд












20 слайд








21 слайд






22 слайд




















23 слайд



















Мы читаем басни И. А. Крылова не из‑за морали, а из‑за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне .

Переход на 4 объект маршрута с помощью гиперссылки – нажать на «В гости к басне»



Переход на слайд 18 с помощью гиперссылки – нажать на «Волк на псарне».


Переход на слайд 19 по щелчку








Возврат с помощью стрелки

«Волк на псарне».









Прослушаем басню «Волк на псарне» и докажем или опровергнем тезис, что предметом высмеивания в ней становится жестокий ловчий.

  • Что вы можете сказать о героях басни?

  • Это аллегорические образы?

  • Что символизирует Волк?

  • А Ягненок?

  • Какой же вывод?

  • На что указывает мораль?

«Свинья под дубом».








— Рассмотрите в басне все её элементы.

— Что или кого подразумевает баснописец под персонажами басни — Дубом, желудями, Свиньёй, Вороном?

— Что хотел сказать Крылов этой басней?


Переход на 20 слайд с помощью гиперссылки – нажать на «Свинья под дубом».


Гиперссылка на






Возврат с помощью стрелки

«Квартет».





- Прослушаем басню

— Что смешного в этой басне с самого начала? Как это обыграл автор? Что значит: “дерут, а толку нет”?

— Что вы можете сказать о характерах персонажей басни?

— Почему первой кричит Мартышка? Опишите её характер.

— Чем смешон Осёл? Какой он нашёл секрет? Прав ли Осёл?

— Почему главную мысль басни высказал Соловей? Найдите её. Только ли к музыке относится этот вывод?

— Каким вам представляется рассказчик?

— Здесь нет морали (поучительной части). А как вы сами определите смысл этой басни? О чём она?


Переход на 22 слайд маршрута с помощью гиперссылки – нажать на «Квартет».

Нажать на значок











Возврат с помощью стрелки

«Волк и Ягненок».







Прослушаем басню

  • Сформулируйте тему басню

  • Определите характер каждого персонажа

  • Сформулируйте идею басни

  • Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни?

  • Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку

Переход на 22 слайд маршрута с помощью гиперссылки – нажать на «Волк и Ягненок».

Нажать на значок









Возврат с помощью стрелки

Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.



Переход на маршрут по щелчку на стрелку

24 слайд. Объект «Повторим»

Он прожил 75 лет. На его глазах совершались великие события в России. Маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Пугачевым. Он был свидетелем Отечественной войны с Наполеоном. Свидетелем восстания декабристов. При нем родились и погибли великие русские писатели: Лермонтов, Пушкин, Рылеев. Он был современником Гоголя, Белинского,Тургенева.

Повторим, что мы сегодня узнали в ходе виртуальной экскурсии.

(Появление ответов и вопросов по щелчку).





Дети всегда читали и будут читать басни Крылова.

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.


Переход на 5 объект маршрута с помощью гиперссылки – нажать на «Повторим»


Переход по щелчку








Переход к эпилогу

- щелчок по стрелке

25 слайд. Эпилог.



Много лет прошло со дня рождения великого баснописца, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. На родине народ издавна называл его «дедушкой Крыловым». Возле его памятника в Летнем саду в С.-Петербурге всегда собираются люди. Он сидит в кресле в кругу героев своих басен — зверей и птиц.

Переходы по щелчку







26-28 слайды. Информационные источники (слайды скрыты)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!