На этапе первичного закрепления можно вместо динамического пособия «Пишем правильно»
2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, ООО «ИТИ Технологии», 2006г..
Этап урока | Деятельность учителя | Формы, приемы, методы | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». 1-2 мин. | -Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1- приложение № 1). -Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2). Желтый – «всё отлично» Зелёный-«мне хорошо» Красный – «мне грустно» (Слайд № 2). | психологический настрой рефлексия настроения | Приветствие учителя и гостей. Показывают цветовую карточку настроения |
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели.5-6 мин. | -Задание «Лови ошибку» (Слайды № 3-4). (На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию). - А у вас в данный момент, запись каких слов вызывает затруднение? Почему? - А в каких частях слова неясное написание и после, какого именного звука? - Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 5). - Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? -Зачем нам этот урок необходим? | проблемная ситуация побуждающий диалог работа в паре | Дети читают про себя. Вставляют нужные буквы, озвучивают орфограммы, вспоминают правила проверки. Высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цели. Объясняют значимость данного урока. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий. Цель: составление плана достижения цели и алгоритма действий. 15 мин. Планирование УД | - Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в группах по 3 человека. Для чего мы работаем в группе? Выберите консультанта. Наладим контакты в группе. - Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3). ( Слайд № 6) (направляет, помогает) _А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой. (Слайд № 7) «Лесенка» УД | работа в группе сопоставление | Объясняют необходимость работы в группе, разбиваются на группы, налаживают контакты, выбирают консультанта. Фиксируют на листе «лесенку» УД. Желающие пытаются выставить план действий. Сопоставляют с готовой «лесенкой» УД |
Работа с грамматическим материалом | - Работаем в паре. «Зарядим» контакты. Для чего мы это делаем? -Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4). - Прочитайте слова первого столбика. - В какой части слова орфограмма? Посоветуйтесь с соседом. Обозначьте. - Что заметили? Найдите нужную схему (приложение № 5). (Слайд № 8) (проверяем). - Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4). - В какой части слова орфограмма? Обозначьте. - Что заметили? -Найдите нужную схему (приложение № 5). ( Слайд № 9) (проверяем). -На каком уроке мы используем слова циркуль, цифра? С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны? - Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4). -Что заметили? На что оканчиваются эти слова? - Звук [ы] какой буквой обозначается? Покажите схему (приложение № 5). ( Слайд № 10) (проверяем). | работа в паре наблюдение частично-поисковый опорный сигнал работа со схемами меж предметная связь (математика) | Налаживают контакты. Читают слова. Делают вывод. (Обозначает один человек у доски, остальные в своих карточках, фиксирует схемы на доске). |
Выведение правила | - Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и? (Слайд № 11) (проверяем). | работа в паре | (Пытаются сформулировать правило) Ответы |
Работа с правилом Работа со словарем | - Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего? - Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения. - Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 12). .- Значение каких слов непонятно? -Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»? - Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова? Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-то., что-то. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). - Повторим чистоговорку хором. -А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение. Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы. -Посмотрим, получилось ли у ребят. Показывают (учитель озвучивает предложение). -Откройте тетрадь-памятку, составьте последовательно правило (приложение № 6-а), проверьте друг у друга и зафиксируйте с помощью клея в памятку (приложение № 6-б). | работа с учебником частично-поисковый наблюдение фронтальная работа работа с источником информации региональный компонент работа с памяткой, деятельностный подход | Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала. - Что значит «цыц»? Цыкнул? Проговаривают вслух. Составляют родственные слова. Инсценируют чистоговорку. Восстанавливают правило и приклеивают его в тетрадь-памятку |
Составление алгоритма | Теперь мы знаем правило и исключения, и нужно научиться его применять. - Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим? -Работаем в группах. «Подзарядим» контакты! -Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7). -А теперь проверим! ( Слайд № 13). | работа в группе сопоставление | «Заряжают» контакты. Определяют задачу для себя. Составляют последовательно алгоритм. |
Экран настроения | Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? ( Приложение № 2). | рефлексия настроения | Показывают карточку настроения |
Физминутка | - А сейчас мы с вами отдохнем. Для чего нам это необходимо? (Слайд № 14) Видеоклип «Что такое доброта?» (приложение № 8). | здоровьесбережение | Выполняют танцевальные движения. |
4. Первичное закрепление. Цель: применение нового знания с проговариванием. 8-10 мин. | -А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно? ( Слайд № 15) 1) Работа с динамическими пособиями ( приложение № 9). - Откройте последнюю страницу! Какая задача перед вами стоит? Что необходимо сделать? Давайте потренируемся! -Делаем самопроверку! -Помогаем соседу! Доказываем! 2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест (приложение № 10). - Кто не допустил ошибок? -Молодцы! | работа в паре взаимоконтроль индивидуальная работа самоконтроль | Определяют задачу, выполняют, проверяют, оценивают себя выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 5-7 мин. | 3) Работа по карточкам (по времени) (самостоятельно) (Слайд № 16). - Кто не допустил ошибок? -Молодцы! -С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения? -С какой буквой пишется это слово? -Докажите! | самостоятельная работа самоконтроль оценивание межпредметная связь (литературное чтение) | Выполняют, проверяют, оценивают «Зайцы». |
6. Рефлексия деятельности. Цель: осознание каждым учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и каждого. 5 мин. | -Всю ли работу мы выполнили? -Достигли ли мы поставленной цели? -Что нового узнали? (Слайд № 17). -Кто вам помогал обрести новые знания? -Кому было легко? Трудно? -Где нам пригодятся эти знания? Давайте вернёмся к началу урока и выберем, с какой буквой пишется слово ЦЫГАН? Докажите. -Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих весёлых глаз. Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставим мы оценки вам сейчас! Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. -А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас работал (приложение № 11). | фронтальная работа рефлексия приём «Комплимент» приём «СМС-сообщение» | Отвечают на вопросы Делают вывод, доказывают Оценивают друг друга Самооценка |
Экран настроения | Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2) (Слайд № 18). | рефлексия настроения | Показывают карточку настроения |
Домашнее задание | Д/з.: подобрать задания по изученной теме (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 19). -Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира. | дифференцированный подход межпредметная связь (окружающий мир) | Выбирают задание |
| Молодцы! (Слайд № 20). | | |