СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеаудиторного занятия по русскому языку в 3 классе "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеаудиторного занятия по русскому языку в 3 классе "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]"

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеаудиторного занятия по русскому языку в 3 классе "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]"»

Конспект внеаудиторного занятия

Класс: 3

Предмет:

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах. Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

Планируемые результаты: Личностные: - ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Предметные: ученик научится: - распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные УУД:

Познавательные:- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; пытаться принимать иную точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны парная, групповая, индивидуальная формы организации учебной работы, применён системно-деятельностный подход.

Методические рекомендации:

На этапе первичного закрепления можно вместо динамического пособия «Пишем правильно»

(приложение № 9) использовать тренажёр Фокиной Л.П.(приложение № 12) с применением оптической мыши. При работе в паре дети «заряжают» контакты: поворачиваются друг к другу, улыбаются и хлопают в ладоши. При работе в группе дети «налаживают» контакты: производят хлопки ладонями с каждым членом группы или рукопожатие. Смена слайдов в презентации (приложение № 1)- «по щелчку».

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска; презентация - приложение № 1, тренажёр – приложение № 12 (по времени), автор: Фокина Л.П., видеоклип «Что такое доброта?» - приложение № 8; Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., ООО «ИТИ Технологии», 2006 г.; смайлики - приложение № 2; карточки планирования УД: - приложение № 3; карточки со словами - приложение № 4; схемы к алгоритму – приложение № 5; правило - приложение № 6-а; тетрадь-памятка, клей - приложение № 6-б; алгоритм - приложение № 7; динамическое пособие «Пишем правильно» – приложение № 9; тест – приложение № 10; бумажные телефоны – приложение № 11.

Литература:

2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, ООО «ИТИ Технологии», 2006г..

Интернет – ресурсы: 1. Тренажёр – приложение № 12, автор: Фокина Л. П.;

2.Видеоклип «Что такое доброта?» - приложение № 8.




Этап урока

Деятельность учителя

Формы, приемы, методы

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». 1-2 мин.

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1- приложение № 1).

-Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2).

Желтый – «всё отлично»

Зелёный-«мне хорошо»

Красный – «мне грустно» (Слайд № 2).



психологический настрой











рефлексия настроения



Приветствие учителя и гостей.











Показывают цветовую карточку настроения

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели.5-6 мин.

-Задание «Лови ошибку» (Слайды № 3-4).

(На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию).

- А у вас в данный момент, запись каких слов вызывает затруднение? Почему?

- А в каких частях слова неясное написание и после, какого именного звука?

- Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 5).

- Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?

-Зачем нам этот урок необходим?

проблемная ситуация


побуждающий диалог



работа в паре

Дети читают про себя. Вставляют нужные буквы, озвучивают орфограммы, вспоминают правила проверки.

Высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цели. Объясняют значимость данного урока.

3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Цель:

составление плана достижения цели и алгоритма действий.

15 мин.

Планирование УД

- Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в группах по 3 человека. Для чего мы работаем в группе? Выберите консультанта. Наладим контакты в группе.

- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3). ( Слайд № 6)

(направляет, помогает)

_А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой.

(Слайд № 7)

«Лесенка» УД

работа в группе




сопоставление

Объясняют необходимость работы в группе, разбиваются на группы,

налаживают контакты, выбирают консультанта.

Фиксируют на листе «лесенку» УД.

Желающие пытаются выставить план действий.

Сопоставляют с готовой «лесенкой» УД

Работа с грамматическим материалом



















- Работаем в паре. «Зарядим» контакты. Для чего мы это делаем?

-Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4).

- Прочитайте слова первого столбика.

- В какой части слова орфограмма? Посоветуйтесь с соседом. Обозначьте.

- Что заметили?

Найдите нужную схему (приложение № 5).

(Слайд № 8)

(проверяем).

- Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4).

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

-Найдите нужную схему (приложение № 5).

( Слайд № 9) (проверяем).

-На каком уроке мы используем слова циркуль, цифра? С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны?

- Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4).

-Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

- Звук [ы] какой буквой обозначается?

Покажите схему (приложение № 5).

( Слайд № 10) (проверяем).

работа в паре


наблюдение


частично-поисковый


опорный сигнал



работа со схемами



меж предметная связь (математика)






Налаживают контакты. Читают слова.

Делают вывод. (Обозначает один человек у доски, остальные в своих карточках, фиксирует схемы на доске).


Выведение правила


- Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и?

(Слайд № 11) (проверяем).

работа в паре

(Пытаются сформулировать правило)

Ответы

Работа с правилом












Работа со словарем

- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.

- Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 12).

.- Значение каких слов непонятно?

-Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»?

- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова?

Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-то., что-то. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

- Повторим чистоговорку хором.

-А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение.

Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы.

-Посмотрим, получилось ли у ребят.

Показывают (учитель озвучивает предложение).

-Откройте тетрадь-памятку, составьте последовательно правило (приложение № 6-а), проверьте друг у друга и зафиксируйте с помощью клея в памятку (приложение № 6-б).

работа с учебником


частично-поисковый

наблюдение




фронтальная работа



работа с источником информации


региональный компонент








работа с памяткой,

деятельностный подход

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.






- Что значит «цыц»? Цыкнул?


Проговаривают вслух.


Составляют родственные слова.


Инсценируют чистоговорку.

Восстанавливают правило и приклеивают его в тетрадь-памятку

Составление алгоритма

Теперь мы знаем правило и исключения, и нужно научиться его применять.

- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?

-Работаем в группах. «Подзарядим» контакты!

-Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7).

-А теперь проверим! ( Слайд № 13).

работа в группе





сопоставление

«Заряжают» контакты.

Определяют задачу для себя.

Составляют последовательно алгоритм.

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? ( Приложение № 2).


рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Физминутка

- А сейчас мы с вами отдохнем. Для чего нам это необходимо?

(Слайд № 14)

Видеоклип «Что такое доброта?» (приложение № 8).

здоровьесбережение

Выполняют танцевальные движения.

4. Первичное закрепление.

Цель: применение нового знания с проговариванием.

8-10 мин.

-А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно? ( Слайд № 15)

1) Работа с динамическими пособиями

( приложение № 9).

- Откройте последнюю страницу!

Какая задача перед вами стоит? Что необходимо сделать? Давайте потренируемся!

-Делаем самопроверку!

-Помогаем соседу! Доказываем!

2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест (приложение № 10).

- Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!

работа в паре


взаимоконтроль


индивидуальная работа


самоконтроль

Определяют задачу,

выполняют, проверяют, оценивают себя

выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга


5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

5-7 мин.

3) Работа по карточкам (по времени)

(самостоятельно) (Слайд № 16).

- Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!


-С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения?

-С какой буквой пишется это слово?

-Докажите!

самостоятельная работа

самоконтроль

оценивание

межпредметная связь (литературное чтение)

Выполняют,

проверяют, оценивают



«Зайцы».




6. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание каждым учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и каждого.

5 мин.









-Всю ли работу мы выполнили?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Что нового узнали? (Слайд № 17).

-Кто вам помогал обрести новые знания?

-Кому было легко? Трудно?

-Где нам пригодятся эти знания? Давайте вернёмся к началу урока и выберем, с какой буквой пишется слово ЦЫГАН? Докажите.

-Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставим мы оценки вам сейчас!

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

-А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас работал (приложение № 11).

фронтальная работа



рефлексия












приём «Комплимент»



приём «СМС-сообщение»


Отвечают на вопросы



Делают вывод, доказывают











Оценивают друг друга






Самооценка


Экран настроения


Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2) (Слайд № 18).

рефлексия настроения


Показывают карточку настроения

Домашнее задание

Д/з.: подобрать задания по изученной теме (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 19).

-Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира.

дифференцированный подход


межпредметная связь (окружающий мир)


Выбирают задание







Молодцы! (Слайд № 20).

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!