Тема: Народные умельцы России.
Цели: 1) создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Городецкая роспись, Богородская игрушка и русской матрешки;
2) развитие воображения, творческих способностей, чувства красоты, гармонии;
3) воспитание интереса к истории и культуре русского народа.
Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме, музыкальный ряд, наглядное пособие(посуда с хохломской, городецкой росписью), Богородские игрушки, ложки деревянные, маски для игр, гуашь, кисти.
Учитель: Приглашает детей на ярмарку:
-На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!
Товарец важный,
Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С добрых молодцов пятак берем,
А красным девицам - даром даем!
Дети в русских народных костюмах под песню В. Леонтьева «Эх, ярмарки краски» входят в зал.
На нашей ярмарке
купцы должны
Себя показать,
Товар свой продать,
Товар купить.
Ничего не забыть,
Все рассказать - не утаить.
К нам в город Мастеров на ярмарку, прибыли купцы из города Городец. Они прославились расписной деревянной посудой и игрушками. ( Слайд в презентации): Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы в окружении сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. Их рисуют на дверцах шкафчиков, на спинках детских кроваток и стульях, на кухонных досках. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
Обращает внимание детей на центральную стену, которая украшена предметами городецкой росписи.
Дети рассматривают силуэты досок, расписанных городецкой росписью и читают:
1 ребёнок:
Наши доски расписные,
Посмотрите - вот какие!
Всем хотим вам показать
И подробно описать!
2 ребёнок:
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего красивый он!
3 ребёнок:
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь иль чудо – птица,
Это значит – Городец!
Учитель показывая слайды рассказывает о городецкой росписи.
( танец « Городецкие ворота» под русскую народную муз. композицию « Барыня»)
Учитель:
Загадывает детям загадку:
«Резные ложки да ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши!
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты,
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые?»
( Хохлома)
- Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:
- Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.
- А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Невесел минусовый градус,
Но сохраняет Хохлома
В ромашках, в ложках, в плошках - Радость!
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
Учитель: - Ударяли ложки
В звонкие ладошки!
Ой, жги - говори!
Заиграли ложкари!
- Не дождик, не град,
А брызги летят
Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все, кому не лень.
- Ой, жги - говори,
Заиграли ложкари.
(Дети играют на ложках под русскую народную песню «Ложечки, вы русские!»)
Подходят к лавке с матрёшками. Ученик рассказывает о происхождении матрёшек. Но некоторые матрёшки не раскрашены. Учитель предлагает поиграть в игру « Сарафан для матрёшки».
( на ватмане А3 нарисованы пустые сарафаны, дети должны с помощью кисточки держа её во рту раскрасить сарафан, кто быстрее).
Купец в благодарность говорит ребятам:
Ой, спасибо мастерам ,
Руки золотые!
Получилися на славу,
Яркие такие!
Учитель: много хороших умельцев живёт у нас в Подмосковье, о всех сразу не расскажешь.
Но хочется рассказать о мастерах, которые трудятся в селе Богородское. Живут эти мастера не далеко от нашей деревни, примерно в 20 км от сюда.
Учитель предлагает посмотреть на лавку с богородскими игрушками. Учитель вместе с купцом рассказывают о богородских игрушках.( Слайд из презентации)
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, в 17 веке на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. Местные мастера вырезают из деревянных чурбачков забавные игрушки.
По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка. Богородская игрушка часто была неокрашеной. А лишь украшена резными завитками.
Богородская игрушка
Ольга Киселева Сергиев Посад
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые. (показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок) С помощью таких инструментов мастера и вырезают диковенные игрушки. Медведь в Богородской игрушке любимый герой. Медведь рыбачит, играет в шахматы, качается на качели и даже расписывает матрешку.
Известная Богородская игрушка – «Кузнецы». Этой игрушке более 300 лет.
Песня « Кузнецы»
Заходит купец и ведёт на поводке медведя. Танец медведя, кланяется всем ребятам.
Медведь предлагает поиграть в игру « Тяни канат»
- А ну, силачи, тяните канат!
Померяться силушкой
Каждый рад!
(Дети делятся на две команды и соревнуются в перетягивании каната)
Победителям приз – связка баранок.
Этот купец из своей деревни привез с собой таких симпатичных петушков, чтобы они силой померились. Надо, на одной ноге прыгая внутри круга, вытолкнуть из него противника. Посмотрим, какой петушок самым ловким окажется.
В одном круге должны находиться петушки разных видов. Победители соревнуются между собой. И так до тех пор, пока не останется один петушок. Он получает конфеты "Цветной горошек".
1-й скоморох (вручая конфеты):
- Петушок наш молодец,
Настоящий удалец.
Дам за это немножко
Тебе цветного горошка.
Хорошо поиграли , свою удаль молодецкую показали.
Учитель
Вот ярмарка наша заканчивает свою работу. Ученики 1 класса приготовили для каждого класса птицу счастья. Это символ добра, мира, любви!
Бережно возьмите птицу в свои руки, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Пожелайте хорошо учиться, быть здоровыми, счастья родным и близким. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты мы будем, верим, что оно сбудется.