СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия " Народные умельцы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие создано для создания представления у обучающихся о характерных особенностях народных промыслов: Хохлома, Городецкая роспись, Богородская игрушка и русская матрёшка. А так же в целях воспитания у обучающихся интереса к истории и культуре русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия " Народные умельцы России"»



Тема: Народные умельцы России. 


Цели: 1) создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Городецкая роспись, Богородская игрушка и русской матрешки; 

2) развитие воображения, творческих способностей, чувства красоты, гармонии; 

3) воспитание интереса к истории и культуре русского народа.


Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме, музыкальный ряд, наглядное пособие(посуда с хохломской, городецкой росписью), Богородские игрушки, ложки деревянные, маски для игр, гуашь, кисти.



Учитель: Приглашает детей на ярмарку:

-На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!


Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар!



Товарец важный,

Похвалит его купец каждый!

Пожалуйте!

С добрых молодцов пятак берем,

А красным девицам - даром даем!


Дети в русских народных костюмах под песню В. Леонтьева «Эх, ярмарки краски» входят в зал.

На нашей ярмарке

купцы должны

Себя показать,

Товар свой продать,

Товар купить.

Ничего не забыть,

Все рассказать - не утаить.


К нам в город  Мастеров на ярмарку, прибыли купцы из города Городец. Они прославились расписной деревянной посудой и игрушками. ( Слайд в презентации): Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы в окружении сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. Их рисуют на дверцах шкафчиков, на спинках детских кроваток и стульях, на кухонных досках. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.



Обращает внимание детей на центральную стену, которая украшена предметами городецкой росписи.


Дети рассматривают силуэты досок, расписанных городецкой росписью и читают:

1 ребёнок:

Наши доски расписные,

Посмотрите - вот какие!

Всем хотим вам показать

И подробно описать!

2 ребёнок:

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего красивый он!

3 ребёнок:

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь иль чудо – птица,

Это значит – Городец!

Учитель показывая слайды рассказывает о городецкой росписи.

( танец « Городецкие ворота» под русскую народную муз. композицию « Барыня»)

Учитель:

Загадывает детям загадку:

«Резные ложки да ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши!

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты,

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые?»

( Хохлома)


- Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

- Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

- А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.


Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.


Грустят деревья и дома,

Невесел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлома

В ромашках, в ложках, в плошках - Радость!


В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.


Учитель: - Ударяли ложки

В звонкие ладошки!

Ой, жги - говори!

Заиграли ложкари!

- Не дождик, не град,

А брызги летят

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

- Ой, жги - говори,

Заиграли ложкари.


(Дети играют на ложках под русскую народную песню «Ложечки, вы русские!»)


Подходят к лавке с матрёшками. Ученик рассказывает о происхождении матрёшек. Но некоторые матрёшки не раскрашены. Учитель предлагает поиграть в игру « Сарафан для матрёшки».


( на ватмане А3 нарисованы пустые сарафаны, дети должны с помощью кисточки держа её во рту раскрасить сарафан, кто быстрее).


Купец в благодарность говорит ребятам:

Ой, спасибо мастерам ,

Руки золотые!

Получилися на славу,

Яркие такие!


Учитель: много хороших умельцев живёт у нас в Подмосковье, о всех сразу не расскажешь.

Но хочется рассказать о мастерах, которые трудятся в селе Богородское. Живут эти мастера не далеко от нашей деревни, примерно в 20 км от сюда.

Учитель предлагает посмотреть на лавку с богородскими игрушками. Учитель вместе с купцом рассказывают о богородских игрушках.( Слайд из презентации)

Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, в 17 веке на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. Местные мастера вырезают из деревянных чурбачков забавные игрушки.

По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка. Богородская игрушка часто была неокрашеной. А лишь украшена резными завитками.

Богородская игрушка

Ольга Киселева Сергиев Посад

Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело – 
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.


Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые. (показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок) С помощью таких инструментов мастера и вырезают диковенные игрушки. Медведь в Богородской игрушке любимый герой. Медведь рыбачит, играет в шахматы, качается на качели и даже расписывает матрешку.

Известная Богородская игрушка – «Кузнецы». Этой игрушке более 300 лет.


Песня « Кузнецы»


Заходит купец и ведёт на поводке медведя. Танец медведя, кланяется всем ребятам.

Медведь предлагает поиграть в игру « Тяни канат»

- А ну, силачи, тяните канат!

Померяться силушкой

Каждый рад!

(Дети делятся на две команды и соревнуются в перетягивании каната)


Победителям приз – связка баранок.


Этот купец из своей деревни привез с собой таких симпатичных петушков, чтобы они силой померились. Надо, на одной ноге прыгая внутри круга, вытолкнуть из него противника. Посмотрим, какой петушок самым ловким окажется.


В одном круге должны находиться петушки разных видов. Победители соревнуются между собой. И так до тех пор, пока не останется один петушок. Он получает конфеты "Цветной горошек".


1-й скоморох (вручая конфеты):


- Петушок наш молодец,

Настоящий удалец.

Дам за это немножко

Тебе цветного горошка.




Хорошо поиграли , свою удаль молодецкую показали.


Учитель

Вот ярмарка наша заканчивает свою работу. Ученики 1 класса приготовили для каждого класса птицу счастья. Это символ добра, мира, любви!

Бережно возьмите птицу в свои руки, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Пожелайте хорошо учиться, быть здоровыми, счастья родным и близким. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты мы будем, верим, что оно сбудется.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!