СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы саморасслабления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                    

 

 

Просмотр содержимого документа
«Приемы саморасслабления.»

13


Приемы саморасслабления


У школьников с нарушением интеллекта позднее, чем у здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально-волевая сфера. По этой причине ученики отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Такие школьники не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение.
Отмеченные особенности познавательных процессов у таких детей накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.


Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда негативных проявлений личности у детей с нарушением интеллекта требуют организации различных упражнений на релаксацию.


Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.


Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.


С этой целью в своей работе с детьми можно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.


























Используемая литература:


  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.

  2. http://www.psylist.net/pedagog/

  3. http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/740/

































Упражнения на релаксацию


I. Упражнения на освоение и закрепление позы

покоя и расслабления мышц рук.

1. Поза покоя

Сесть ближе к краю стула опереться на спинку, руки свободно положить на колени,  ноги легко расставить. Формула общего покоя произносится медленно тихим голосом, с длительными паузами:

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно

Расслабление приятно.

2.  «Кулачки»

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно, чтобы косточки побелели. Вот, как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

(это и каждое последующее З р.)

Руки на коленях.

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением

Пальчики прижаты (сжать).

Пальчики сильно сжимаем.

Отпускаем, разжимаем.

 

3.Представьте себе, что мы олени. Поднять руки над головой, скрестив их широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки! Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки напрягите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно вдох и выдох.

Посмотрите: мы олени

Рвется ветер нам на встречу

Ветер стих. Расправим плечи

Руки снова на колени

А теперь немножко лени.

Руки напряжены.

И расслаблены

Знайте мальчики и девочки

Отдыхают Ваши пальчики!

Дышите легко, ровно, глубоко.

                                     

II. Упражнения на расслабление мышц ног.

1. Давай представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх на продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем  на пружинки крепче, сильнее. Ноги напряжены: Тяжело так сидеть: Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох - выдох!

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки!

Ты носочки отпускай

На пружинки нажимай.

Крепче, крепче нажимай...

Нет пружинок отдыхай.

Руки не напряжены

Ноги не напряжены и расслаблены

Знайте мальчики и девочки

Отдыхают Ваши пальчики

Дышится легко ровно и глубоко.

2.  «Загораем»

Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на ступе). Поднимаем ноги, держим... ноги напряглись. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются «Как хорошо приятно стало». Вдох, выдох.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим. Поднимаем!

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить ноги на пол)

Ноги не напряжены, а расслаблены.

 

III. Упражнения на расслабление мышц рук, ног корпуса.

1.   Упражнение «Штанга»

Будем заниматься спортом. Встань, представь, что поднимаешь штангу, наклонись, возьми ее, сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу, руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища, они расслаблены- легко дышится. Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом (наклониться вперед)

Крепко держим и бросаем

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали
Нам становится понятно

Расслабление приятно.

2 .«Кораблик»

Представьте себе, что мы на корабле- качает. Чтобы не упасть поставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной, качнуло палубу- прижимаем к полу правую ногу (правая напряженна, левая расслаблена)

Стало палубу качать
Ногу к палубе прижать
Крепче ногу прижимаем

А другую расслабляем!

 Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. После обучения расслаблению ног рекомендуем повторить позу покоя.

Снова руки на колени
А теперь немного лени...

Напряженье улетело

И расслабленно все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали

Дышится легко, ровно, глубоко.

 

IV.  Упражнения на расслабления мышц живота. 

1.    « Шарик»

Представим, что мы надуваем воздушный шарик. Положите руки на живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно. Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи подымать нельзя. Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделали новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, напряженный!

Вот как шарик надуваем

А рукою проверяем (вдох)

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем

Дышится легко... ровно... глубоко...

2.    «Стульчик»

Ребенок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает
подниматься и садиться, как будто на стульчик. При подъеме мышцы живота напрягаются, а когда он садится- они расслабляются. Хорошо приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мышцы.

 

V. Упражнения на расслабление мышц шеи

1. «Любопытная Варвара»

а) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы, как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

А потом опять вперед...

Тут немного отдохнем.

Шея не напряжена, а)  расслабленна. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Б) Теперь подымите голову вверх, посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно. Дышать трудно. Выпрямились- легко стало, Свободно дышится. Вдох-выдох.

А Варвара смотрит вверх

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена.

В) А теперь медленно опускаем голову вниз, напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслабленна приятно. Хорошо дышится. Вдох-выдох!

А теперь посмотрим вниз-

Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно-

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

 


Упражнения на релаксацию

«Возьмите себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».


«Врасти в землю»

«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».


«Ты –лев!»

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»


«Просыпайся, третий глаз!»

«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6 – 10 раз.


«Сбрось усталость»

«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».


«Дыши и думай красиво»

«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

  • мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;

  • скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;

  • скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;

  • скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;

  • скажи: «Я спокоен» – выдохни.

Ты действительно успокоишься».


«Стойкий солдатик»

«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»


«Замри»

«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».



«Спаси птенца»

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»


«Солнечный зайчик»

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».


«Сломанная кукла»

«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

«Гора с плеч»

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче.


«Портрет»

Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. Все остальные краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» – спрашивает он у ребенка, такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.













«Методика снятия психо-эмоционального напряжения у детей» (говорить под спокойную музыку)

«Путешествие на голубую звезду»


Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

Сейчас помечтаем и мы...

Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда...

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы ради встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.


«Полет птицы»


Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3 раза). Хорошо!

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох – выдох... (3 раза).

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательным был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!