Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Дом дружбы»
воспитатель ГБОУ школы-интерната пгт. Ильского
Ребенок Татьяна Алексеевна
Цель: формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу.
Задачи:
на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми;
формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
развитие умений учащихся вести рассуждения;
воспитание доброжелательности.
Цель занятия: Формирование у воспитанников дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.
Задачи:
Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга;
Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;
Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, аудиозаписи песни «Дружба», кирпичи и крыша из картона (для дома Дружбы), портреты друзей, маски зайчика и ежика для инсценировки.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги я очень рада вас видеть! Ребята, посмотрите как много сегодня у нас гостей, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются с гостями)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся. (дети садятся на места)
Воспитатель: Наше занятие я хотела бы начать с прослушивания песни.
Звучит аудиозапись песни “Дружба” группы «Барбарики».
Цель: Раскрыть тему занятия.
-Ребята, вам понравилась эта песня, про что она?
Дети: про дружбу, про друзей и т.д.
Воспитатель: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Дружба удивительное, волшебное слово! Давайте хором произнесем и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.
(Совместное озвучивание слова).
Воспитатель: Давайте расскажем, что мы знаем о дружбе. Для этого, я предлагаю построить дом Дружбы.
- А из чего можно построить дом? (ответы детей)
- Что бы наш дом был крепким, мы будем строить его из кирпича.
- Хотите, я открою вам секрет, кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.
Воспитатель: Ребята, а давайте немного помечтаем, закройте глазки, и представьте наш будущий дом! Каким вы его видите?
Дети: Большой, красивый.
Воспитатель: - Вы готовы?
- И так, начинаем строить дом!
Задание 1.
Воспитатель:
Что такое дружба? Каждый знает
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит, что оно?....
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете, что такое дружба?
«Мозговой штурм»
Цель: сформулировать понятие «дружба».
Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.
(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливыми в игре (не сваливать свою вину на другого); заботиться о друге.
Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам интересно и хорошо.
За ответ на вопрос дети получают первый кирпичик.
Воспитатель: Для выполнения следующего задания, рассмотрим картинку.
- Ребята скажите, а с кем можно дружить? (слайд №1)
Задание 2. Упражнение «Найди себе друга».
В процессе выполнения дети, приходят к выводу, что дружить можно: с одноклассниками, с родителями, с педагогами, с природой, с животными.
Воспитатель: Как можно проявить свою любовь к родителям, друзьям, животным? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили второе задание и за это, вы получаете второй кирпич дома дружбы (воспитатель прикрепляет кирпич на доску).
Воспитатель: С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Дети: С хорошим, весёлым, радостным,
- А почему у вас весёлое, радостное настроение?
Дети: Потому что нам интересно в школе, у нас здесь много друзей.
Задание 3. «Угадай настроение» (слайд №2)
(На слайде демонстрируются картинки с настроением.)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картинки.
- Кого вы видите?
- Сравните, одинаковые кошечки или разные?
- Чем они отличаются?
- Внимательно посмотрите, найдите кошечку, которая, по-вашему, мнению одинока. (дети находят грустную кошечку).
- Почему вы так решили? (ответы детей)
- Какое у неё настроение? (грустное, безрадостное, печальное).
- А теперь, найдите кошечку, по настроению которой, можно предположить, что у неё много друзей (дети находят веселого веселую кошечку).
- Какое у неё настроение? (Веселое, радостное)
- Посмотрите на картинки вверху, что вы видите?
-Какие из этих картинок подходят к настроению грустной и веселой кошечки?
- С чем его можно сравнить веселое настроение? (с солнышком, радугой)
- А грустное? (Тучка, дождик)
Вывод: Человеку радостно и весело, когда он не одинок и у него много друзей.
Воспитатель: - Молодцы! Мы прошли третий этап пути и можем заложить третий кирпичик дома дружбы (прикрепляют кирпичик на доску).
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Глазки наши отдохнули, пришло время отдохнуть и нам.
Физкультурная пауза, связанная с содержанием занятия «Мы едем, едем, едем…»
Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо и дружно выполняли упражнения. И за это вы получаете следующий кирпичик.
Воспитатель:
Коли сейчас говорим мы о дружбе,
Позвольте задание вам рассказать.
Присядьте тихонько на ваши стульчики,
И приготовьтесь вновь рассуждать!
Задание 4. Игра «Назови слово»
Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови слово», мы будем подбирать слова, которые относятся к слову «дружба». Посмотрите на это дерево – на нем написано слово «дружба» и от этого слова образовались другие слова, давайте их назовём:
если дети живут дружно, вместе играют, ходят на прогулки – значит они «друзья»;
если нас много - мы говорим друзья, а если один, то «друг»;
если дружат две девочки, то они – «подруги»;
человек, который старается со всеми окружающими его людьми не ругаться, жить в дружбе и согласии - такого человека, называют «дружелюбный»
если слово друг произнести ласково, то получится – «дружок»;
если произнести ещё ласковее «дружочек»;
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. В награду я даю вам новый кирпичик.
Пришло время выполнить следующее задание.
Задание 5. Ситуативная игра - история с элементами театрализации «Зайчик и Ежик на качелях»
Цель: активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные ситуации, обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Беседа с постановкой проблемной задачи.
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Зайчик.
На роли Ежика и Зайчика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Инсценировка стихотворения.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга – Зайчик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Зайчик качели к себе потянул,
Зайчик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Зайчик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
(Дети инсценируют стихотворение.)
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
Вопросы к детям:
Ребята, как вы думаете, почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?
(Ёж не уступил ему качели.)
Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Зайчик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Зайчик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Зайчик качели к себе потянул,
Зайчик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться.
Воспитатель: Как можно назвать то качество, которое проявил Зайчик?
Дети: Уступчивость
Воспитатель: Ребята, вы послушали две истории. Какая история вам понравилась больше? И почему? (ответы детей)
(За выполненное задание дети получают кирпичик)
Воспитатель: А теперь друзья, я хочу проверить крепкая ли у вас дружба, и какими должны быть настоящие друзья? Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте "да-да-да" или "нет-нет-нет".
Задание 6. Игра на активизацию внимания "Да-да-да, нет-нет-нет"
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Мы научимся играть? (Да-да-да)
Друг другу будем помогать? (Да-да-да)
Друга можно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет)
Ну а споры разрешать? (Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Воспитатель: Ребята, завершается строительство нашего дома Дружбы (за активную работу на занятии воспитатель дарит воспитанникам крышу для дома).
- Как много трудных заданий вы выполнили, как много вы узнали сегодня о Дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами.
Воспитатель: - А кто же будет жить в нашем Доме Дружбы?
Дети: - В окошко нужно поместить друзей, чтобы было не только светло, но и весело!
Воспитатель: Дети, на столах у вас портреты друзей, посмотрите одинаковое у них выражение лица или нет.
Я предлагаю вам выбрать себе друга с таким же настроением как у вас сейчас, после нашего занятия и поселить их в нашем доме дружбы.
Теперь в нашем доме Дружбы будут жить наши друзья и пусть в этом доме всегда будет тепло, уютно и светло, никогда не будет ссор и обид.
Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (О дружбе)
- Что такое дружба?
- Каким должен быть настоящий друг?
Дети: надежный, всегда придет на помощь, добрый и т. д.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о дружбе, о том, как она важна для каждого человека. О том, что дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, узнали каким должен быть настоящий друг, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.
Прощание с гостями.