СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия «Вирус сквернословия».

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данное мероприятие является содержательным элементом целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания и формирует  духовно-ценностные качества, навыки здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия «Вирус сквернословия».»

12



Конспект внеклассного занятия «Вирус сквернословия»


Пояснительная записка


Данное мероприятие является содержательным элементом целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания

Цель: формирование духовно-ценностных качеств, навыков здорового образа жизни.


Задачи:


1.Расширить знания воспитанников о влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье,

а также на личность в целом.


2.Формировать стойкую неприязнь к матерщине, побуждать к нравственному самосовершенствованию, что способствует воспитанию ответственного отношения к своей жизни.


3.Продолжить работу над формированием коммуникативных и общественных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы; отрабатывать коммуникативные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность.


Форма проведения: час общения


Воспитательный час проводился в группе 8-9 классов.

Место проведения: класс

Время проведения: 14марта 2016года

Методическое обеспечение: памятки для каждого воспитанника, индивидуальные наглядные пособия (картины кристаллов воды) в соответствии со зрительной патологией, презентация.

Оборудование: мультимедийная установка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, дискуссия), наглядный, практический (игра, творческое задание)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Предварительная работа: 1.Анкетирование среди учащихся «Твоё отношение к сквернословию».

2.Подготовка сообщений воспитанниками.

3. Подготовка презентации, индивидуальных наглядных пособий, памяток.


Литература

1.Классные часы: 9 класс/ Автор – составитель А.В.Давыдова.- М.:ВАКО,2008.-272 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд. Эксмо, 2002, 736 с.

3.Эмото Масару. Любовь и вола. – М.: София,2008.

4.Журнал «Школьная библиотека», №3-4, 2007

5. Шефнер В. Годы и миги. – М.: Современник, 1983.

6.Ресурсы интернета: Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp


Литература для воспитанников:

1.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: «Аванта+», 1998. - 704 с.

2.Еланская А.Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения. – М.: Махаон, 2006. – 196 с.

3.Дубровина И.В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения. – М.,2004.





Ход воспитательного занятия


Этап

Задачи

Содержание этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Организа

ционный

момент

Создать благоприятную обстановку,

желание у детей общаться с воспитателем

-Здравствуйте, ребята !

Приветствует воспитанников,

проверяет готовность к занятию

Слушают воспитателя, настраиваются на предстоящую работу

Постановка темы и целей занятия

Сфокусировать внимание на практической значимости данного занятия для жизни детей.

Сегодня мы поговорим о проблеме сквернословия. Тема сегодняшнего занятия (слайд 1) «Вирус сквернословия». Мы определим причины употребления бранных слов, выявим, как влияет мат на здоровье, наметим пути избавления от этой вредной привычки.

Озвучивает тему занятия, формулирует задачи и план работы

Осознают план предстоящей работы

Основная часть


















































































































































































































Заключи

тельная

часть.

Итог.

Рефлексия


















Расширить понятийный аппарат учащихся.













Установить причины распростране-

ния мата в подростковой среде.












Познакомить с историей возникновения сквернословия,

отношением

к мату различных религий.

Компенсиро-

вать зрительное восприятие слуховым.
































Обеспечение психологического комфорта. Продолжить работу над формированием коммуника-тивных навыков.











Снять напряжение и усталость.

Расслабление глаз, способствую-

щее восстановлению зрения.




Расширить знания детей о пагубном влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье.













































Продолжить работу над формированием коммуникатив-

ных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументиро

вать ответ,анализировать, обобщать, делать выводы.





Отрабатывать коммуникатив

ные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность

Побуждать к нравственному самосовершенствованию
























Развитие аналитических способностей детей

1.Интерактивная беседа

-Что же такое сквернословие?




-Сквернословие-это речь, наполненная неприличными выражениями, бранью. У этого явления много синонимов: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, «лексика телесного низа» и др. Но издревле матерщина у русского народа именуется сквернословием, от слова «скверна». (Слайд 2) В словаре В.Даля сказано: «Скверна-мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, всё богопротивное»


-В подростковом возрасте проблема нецензурной брани становится особенно острой. Согласно результатам проведённого опроса 89% учащихся нашей группы используют при общении со сверстниками нецензурную лексику.

-Каковы причины, для чего вы используете мат?




-Матерная брань-это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и речь».


-Как же возникло сквернословие?

Об этом нам расскажут…

Ученик 1. Матерные слова были внесены в нашу жизнь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь.

Ученик 2. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбиться водяной.

Ученик 3. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождение этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.


-Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом. (Слайд 3)

«Горе всякому хулителю – поносителю» (из Корана)

«Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» (из Библии)

(Слайд 4)

Перед вами икона Божьей Матери «Семистрельная». На иконе изображена Богородица, пронзённая стрелами. Стрелы эти – бранные матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников-сквернословов и не заступничает о них перед Богом. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день – спасёшься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведёт ко греху?







2. Игра «Эстафета добрых слов».

-Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово.

-Мне кажется, в классе стало немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!






3.Оздоровительный точечный массаж. Офтальмологическая пауза (пальминг).


1). Точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2). Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3). Точка посередине верхнего края подбородка;
4). Парные точки в височных ямках;
5). Три точки на затылке в углублениях;
6). Парные точки в области козелка уха

Пальминг.


4.Информационный блок.

-Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Современная медицина утверждает, что бережное обращение со словом – необходимый признак ЗОЖ. В противном случае возникают болезни. Я говорю о редком психическом заболевании. Эта болезнь называется «копролалия»

(от греческого копрос - грязь, лалия - речь). Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани безо всякого повода.

(Слайд 6)

Стадии развития болезни:

I-человек впервые слышит нецензурное слово, испытывает стыд, отвращение, брезгливость

II-впервые употребляет скверное слово(за компанию, для разрядки)

III-использует мат, не замечая этого

IX-вообще не может изъяснятся без мата

-На какой стадии развития копролалии находитесь вы?

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты поводились и с водой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Вода, «заряжённая» молитвой, становилась целебной, святой. Японский учёный Масару Эмото в ходе исследований доказывает, что вода воспринимает внешнюю информацию и в соответствии с этим изменяет свою кристаллическую структуру. Вот какие кристаллы получились…(Слайды 7-12)

Если вспомнить, что человек на 70-80%

состоит из воды, то не удивительно, что каждое произнесённое человеком слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело и ум.

Выяснилось, что мат влияет и на наследственность, изменяя молекулы ДНК, ведёт к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки Учёные пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца».


5.Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

-Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия.

-Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?

-Сейчас в моде ЗОЖ. Люди занимаются физкультурой, следят за весом, выполняют

режим дня. Как Вы считаете, совместимы ли сквернословие и ЗОЖ? Почему?

-Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

-Согласны ли вы, что нецензурная брань может быть заразной, вызывать зависимость?

-Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираете ли вы с ней бороться?


6.Творческое задание. Работа в группах.

-Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили в эту памятку?







-У вас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно всего четырёх: (слайд 13)

  • Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к

сквернословию

  • Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова

  • Читать русскую классическую литературу

  • Запоминать стихи, афоризмы

-Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («ёлки-палки», «блин», «фиг»). Но этого делать не стоит. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: «Ро-до-ден-дрон» (название цветка). И кому-то это помогло.


-Сейчас в России много трудностей и проблем. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: (слайд 14) «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.


А сейчас я попрошу вас вспомнить всё, о чём мы говорили, и дополнить предложения:

-Я сегодня задумался о…

-Мне сегодня понравилось…

-Я изменил мнение о…

Поднимите реки те, кто изменил своё отношение к сквернословию.


Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить


Побуждает к

высказыванию своего мнения


Уточняет понимание учащимися значение слова








Озвучивает результаты исследования.


Побуждает к высказыванию своего мнения.


Отмечает степень вовлечённости учащихся. Применяет метод одобрения.







Заранее предлагает индивидуальные задания,

организует познавательную деятельность

учащихся


Обеспечивает положительную реакцию на работу одноклассников.








Проводит параллель с отношением религии к сквернословию









Организует обсуждение проблемного вопроса







Предлагает игру, отмечает степень вовлеченности детей, применяет метод стимулирования - одобрение












Демонстрирует

упражнения,

предлагает

пальминг для офтальмологи-

ческой паузы, включает музыкальное сопровождение





Сообщение новой информации с применением наглядного материала (слайды)













Проводит параллель с личным опытом детей: побуждает к анализу своего состояния психического состояния








Предлагает слайды изменившейся структуры воды, побуждает к анализу причин изменений.

Отмечает степень вовлеченности детей











Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний

Побуждает к высказыванию своего мнения


Отмечает степень вовлеченности детей







Организует работу в группах.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников








Предлагает памятку «Как избавиться от сквернословия

















Подводит воспитанников к выводу о необходимости избавления от сквернословия.





Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности детей на занятии









Высказывают свои предположения









Следят по тексту, осознают значение слова



Высказывают свои предположения

-проявление независимости, символ взрослости

-речевая мода,

принадлежность к группе сверстников

-эмоциональная разрядка

-демонстрация агрессии

Отрабатывают модели коммуникативного общения



Слушают доклад, осознают предлагаемую информацию
















Осознают отношение религий к сквернословию


Обосновывают свои предположения о грехе многословия.

Примерные ответы:

-многословие рождает споры

-сплетни

-нет времени задуматься о Боге

-в словах люди красуются друг перед другом – это грех



По цепочке проговаривают добрые слова
















Выполняют массаж, пальминг.












Воспринимают и осмысливают новую информацию















Анализируют своё состояние и высказывают свои предположения относительно стадии развития копролалии









Наблюдают за изменением кристаллической структуры воды, анализируют и определяют причины изменений, формулируют выводы наблюдений









Отвечают на вопросы, высказывая свои предположения

Примерные ответы:

-низкий культурный уровень, подражание кумирам, желание быть «крутым», боязнь быть «белой вороной»




Работают в группах, отрабатывают модели коммуникативного общения, высказывая своё мнение.

Формулируют конечный результат своей работы.

Слушают доклады других групп































Формулируют конечный результат своей работы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!