Основная часть Заключи тельная часть. Итог. Рефлексия | Расширить понятийный аппарат учащихся. Установить причины распростране- ния мата в подростковой среде. Познакомить с историей возникновения сквернословия, отношением к мату различных религий. Компенсиро- вать зрительное восприятие слуховым. Обеспечение психологического комфорта. Продолжить работу над формированием коммуника-тивных навыков. Снять напряжение и усталость. Расслабление глаз, способствую- щее восстановлению зрения. Расширить знания детей о пагубном влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье. Продолжить работу над формированием коммуникатив- ных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументиро вать ответ,анализировать, обобщать, делать выводы. Отрабатывать коммуникатив ные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность Побуждать к нравственному самосовершенствованию Развитие аналитических способностей детей | 1.Интерактивная беседа -Что же такое сквернословие? -Сквернословие-это речь, наполненная неприличными выражениями, бранью. У этого явления много синонимов: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, «лексика телесного низа» и др. Но издревле матерщина у русского народа именуется сквернословием, от слова «скверна». (Слайд 2) В словаре В.Даля сказано: «Скверна-мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, всё богопротивное» -В подростковом возрасте проблема нецензурной брани становится особенно острой. Согласно результатам проведённого опроса 89% учащихся нашей группы используют при общении со сверстниками нецензурную лексику. -Каковы причины, для чего вы используете мат? -Матерная брань-это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и речь». -Как же возникло сквернословие? Об этом нам расскажут… Ученик 1. Матерные слова были внесены в нашу жизнь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Ученик 2. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбиться водяной. Ученик 3. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождение этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. -Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом. (Слайд 3) «Горе всякому хулителю – поносителю» (из Корана) «Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» (из Библии) (Слайд 4) Перед вами икона Божьей Матери «Семистрельная». На иконе изображена Богородица, пронзённая стрелами. Стрелы эти – бранные матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников-сквернословов и не заступничает о них перед Богом. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день – спасёшься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведёт ко греху? 2. Игра «Эстафета добрых слов». -Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово. -Мне кажется, в классе стало немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день! 3.Оздоровительный точечный массаж. Офтальмологическая пауза (пальминг). 1). Точка на лбу между бровями («третий глаз»); 2). Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние); 3). Точка посередине верхнего края подбородка; 4). Парные точки в височных ямках; 5). Три точки на затылке в углублениях; 6). Парные точки в области козелка уха Пальминг. 4.Информационный блок. -Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Современная медицина утверждает, что бережное обращение со словом – необходимый признак ЗОЖ. В противном случае возникают болезни. Я говорю о редком психическом заболевании. Эта болезнь называется «копролалия» (от греческого копрос - грязь, лалия - речь). Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани безо всякого повода. (Слайд 6) Стадии развития болезни: I-человек впервые слышит нецензурное слово, испытывает стыд, отвращение, брезгливость II-впервые употребляет скверное слово(за компанию, для разрядки) III-использует мат, не замечая этого IX-вообще не может изъяснятся без мата -На какой стадии развития копролалии находитесь вы? Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты поводились и с водой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Вода, «заряжённая» молитвой, становилась целебной, святой. Японский учёный Масару Эмото в ходе исследований доказывает, что вода воспринимает внешнюю информацию и в соответствии с этим изменяет свою кристаллическую структуру. Вот какие кристаллы получились…(Слайды 7-12) Если вспомнить, что человек на 70-80% состоит из воды, то не удивительно, что каждое произнесённое человеком слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело и ум. Выяснилось, что мат влияет и на наследственность, изменяя молекулы ДНК, ведёт к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки Учёные пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». 5.Дискуссия «Нужен ли нам мат?» -Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. -Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? -Сейчас в моде ЗОЖ. Люди занимаются физкультурой, следят за весом, выполняют режим дня. Как Вы считаете, совместимы ли сквернословие и ЗОЖ? Почему? -Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? -Согласны ли вы, что нецензурная брань может быть заразной, вызывать зависимость? -Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираете ли вы с ней бороться? 6.Творческое задание. Работа в группах. -Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России. Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили в эту памятку? -У вас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно всего четырёх: (слайд 13) сквернословию Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова Читать русскую классическую литературу Запоминать стихи, афоризмы -Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («ёлки-палки», «блин», «фиг»). Но этого делать не стоит. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: «Ро-до-ден-дрон» (название цветка). И кому-то это помогло. -Сейчас в России много трудностей и проблем. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: (слайд 14) «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А сейчас я попрошу вас вспомнить всё, о чём мы говорили, и дополнить предложения: -Я сегодня задумался о… -Мне сегодня понравилось… -Я изменил мнение о… Поднимите реки те, кто изменил своё отношение к сквернословию. Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить | Побуждает к высказыванию своего мнения Уточняет понимание учащимися значение слова Озвучивает результаты исследования. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлечённости учащихся. Применяет метод одобрения. Заранее предлагает индивидуальные задания, организует познавательную деятельность учащихся Обеспечивает положительную реакцию на работу одноклассников. Проводит параллель с отношением религии к сквернословию Организует обсуждение проблемного вопроса Предлагает игру, отмечает степень вовлеченности детей, применяет метод стимулирования - одобрение Демонстрирует упражнения, предлагает пальминг для офтальмологи- ческой паузы, включает музыкальное сопровождение Сообщение новой информации с применением наглядного материала (слайды) Проводит параллель с личным опытом детей: побуждает к анализу своего состояния психического состояния Предлагает слайды изменившейся структуры воды, побуждает к анализу причин изменений. Отмечает степень вовлеченности детей Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний Побуждает к высказыванию своего мнения Отмечает степень вовлеченности детей Организует работу в группах. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников Предлагает памятку «Как избавиться от сквернословия Подводит воспитанников к выводу о необходимости избавления от сквернословия. Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности детей на занятии | Высказывают свои предположения Следят по тексту, осознают значение слова Высказывают свои предположения -проявление независимости, символ взрослости -речевая мода, принадлежность к группе сверстников -эмоциональная разрядка -демонстрация агрессии Отрабатывают модели коммуникативного общения Слушают доклад, осознают предлагаемую информацию Осознают отношение религий к сквернословию Обосновывают свои предположения о грехе многословия. Примерные ответы: -многословие рождает споры -сплетни -нет времени задуматься о Боге -в словах люди красуются друг перед другом – это грех По цепочке проговаривают добрые слова Выполняют массаж, пальминг. Воспринимают и осмысливают новую информацию Анализируют своё состояние и высказывают свои предположения относительно стадии развития копролалии Наблюдают за изменением кристаллической структуры воды, анализируют и определяют причины изменений, формулируют выводы наблюдений Отвечают на вопросы, высказывая свои предположения Примерные ответы: -низкий культурный уровень, подражание кумирам, желание быть «крутым», боязнь быть «белой вороной» Работают в группах, отрабатывают модели коммуникативного общения, высказывая своё мнение. Формулируют конечный результат своей работы. Слушают доклады других групп Формулируют конечный результат своей работы |