СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему "Когда пишется мягкий знак, а когда нет "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятия по  русскому языку.Навправление- общеинтеллектуальное

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему "Когда пишется мягкий знак, а когда нет "»

Конспект внеурочного занятия

Класс: 2

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Тема: «Когда пишется мягкий знак, когда нет».

Цель: учить обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.

Задачи:

образовательные: систематизировать знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков;

развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, словесно - логическое мышление, орфографическую зоркость;

воспитательные: воспитывать внимательность, самостоятельность, уверенность.

УУД

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: формировать и совершенствовать умение слушать другого; выражать свою точку зрения; умение работать в парах.

Личностные результаты: формировать интерес к изучению русского языка.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): компьютер, интерактивная доска, презентация.


Ход занятия


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

- Здравствуйте, ребята.

-Послушайте стихотворения.

Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -..

-Кто догадался, какого тема нашего занятия?

-Сегодня на занятии мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой, узнаем с вами когда же пишется мягкий знак, а когда нет.


Приветствуют учителя.






-Мягкий знак


-Мягкий знак в словах


























II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Посмотрите на слайд ( картинки угол и уголь).

-В  каком  слове  надо  писать «ь» знак?

-Назовите, что  нарисовано?

-Одинаковы  ли слова  по  своему значению?

-Сравните, как  звучат  эти слова. 



-Чем  отличаются  слова?

-Что же надо выяснить сначала?

-Что делаем потом?



-Что же надо знать, чтобы определить  писать  или  не  писать «ь» знак ?

-Как  на  письме  показать  это  различие?

-Какова же роль «ь» знака ?





-Ребята, а теперь я предлагаю вам отгадать загадки.

1. Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет.

-Как пишется слово мяч? Почему?



2. Черный, проворный,

Кричит «Крак!»,

Червякам враг.

-Как пишется слово грач? Поему?

3. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос.

- Где находится «Ь» - знак в слове морковь?

-Какую функцию он выполняет?

4. Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может.



-Где пишется мягкий знак?

-А теперь послушайте внимательно стихотворение Измайлова, про мягкий знак.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол 
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть – 
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела. 


- Ребята, к нам на занятие Капитан корабля прислал письмо, которое ему прислали другие пираты, но он не может понять, о чем идет речь. И просит нас ему помочь.

-Поможем бедному Пирату?

-Давайте его сначала прочитаем.

Я    перевозил   угол.  Вес   этот  груз   имел   огромный   вес.  Мой фрегат  сел   на   мел. Я  давно  не ель.  Остались  лишь  пустые   баньки.  Я  давно  не  мылся  и   хочу  в   банку.  Мой  живот  пусть.  Пуст   тот,  кто  найдёт  письмо,  сообщит  ,что   я   цель.

-Как вы думаете, почему мы не понимаем о чем это письмо?

-Что нужно сделать, чтобы понять смысл письма?

-У вас на партах лежит этот текс, возьмите в руки карандаш, и подпишите или зачеркните мягкий знак , где это понадобится, на эту работу вам дается 3 минуты, затем мы проверим что у вас получилось.

-Молодцы ребята, мы справились с этим заданием.

Внимание, внимание! Сложное задание!

-На карточках, которые лежат у вас на партах в словах пропал «ь» - знак. Как теперь читать слова?

-Ваша задача прочитать предложения и вставить пропущенный «ь» знак там, где это нужно. Кто первый справится с заданием, не выкрикиваем, а поднимаем руки.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.

-Молодцы ребята, мы справились со всеми заданиями.

Смотрят на слайд.

-Уголь

-На одной картинке -угол, на другой- уголь

-Значение слов разное

Сравнивают.

-Отличаются одним звуком

-Лексическое значение слова 

-Слушаем. Если услышали,  в слове  есть мягкий звук. Значит, пишем мягкий знак

-Лексическое значение слова

-Написать мягкий знак

-Меняет  смысл слова



-Мяч

-Без мягкого знака. Слово «мяч»

2 склонения , мужского рода. Мягкий знак не пишется.





-Грач, 2 склонения, мужской род. Мягкий знак не пишется



-Морковь


-Смягчает согласную, которая стоит впереди

-Мельница

-В середине слова


Внимательно слушают стихотворение.

















-Поможем







-Не правильно расставлен мягкий знак

-Надо определить лексическое значение каждого слова

Я    перевозил   уголь.  Весь   этот  груз   имел   огромный   вес.  Мой фрегат  сел   на   мель. Я  давно  не ел.  Остались  лишь  пустые   банки.  Я  давно  не  мылся  и   хочу  в   баньку.  Мой  живот  пуст.  Пусть   тот,  кто  найдёт  письмо,  сообщит  ,что   я   цел.








-Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-А теперь проведем небольшой опрос:
• Чего нет у буквы «Ь» - знак? (звука).
• Где в слове может стоять «Ь» - знак? (в середине и конце).
• Почему у «Ь» - знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
• Для чего нужен «Ь» - знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
• Вспомните слова с «Ь» - знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.

 - У вас на партах лежат смайлики.

Грустный- я не доволен своей работой.

Радостный - я доволен своей работой.

- Вы молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено.

Отвечают.

-Звука

-В середине и в конце

-С него не начинаются слова

-Мягкий знак смягчает согласные, разделяет согласные и гласные

Вспоминают.






Оценивают свою работу на занятии.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!