- Посмотрите на слайд ( картинки угол и уголь). -В каком слове надо писать «ь» знак? -Назовите, что нарисовано? -Одинаковы ли слова по своему значению? -Сравните, как звучат эти слова.
-Чем отличаются слова? -Что же надо выяснить сначала? -Что делаем потом?
-Что же надо знать, чтобы определить писать или не писать «ь» знак ? -Как на письме показать это различие? -Какова же роль «ь» знака ?
-Ребята, а теперь я предлагаю вам отгадать загадки. 1. Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет. -Как пишется слово мяч? Почему?
2. Черный, проворный, Кричит «Крак!», Червякам враг. -Как пишется слово грач? Поему? 3. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен. Нужен только красный нос. - Где находится «Ь» - знак в слове морковь? -Какую функцию он выполняет? 4. Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может.
-Где пишется мягкий знак? -А теперь послушайте внимательно стихотворение Измайлова, про мягкий знак. Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, Чтоб на мель не село судно. Мягкий знак перечеркнуть – И свободен водный путь. Корабли плывите смело! Стала мель кусочком мела.
- Ребята, к нам на занятие Капитан корабля прислал письмо, которое ему прислали другие пираты, но он не может понять, о чем идет речь. И просит нас ему помочь. -Поможем бедному Пирату? -Давайте его сначала прочитаем. Я перевозил угол. Вес этот груз имел огромный вес. Мой фрегат сел на мел. Я давно не ель. Остались лишь пустые баньки. Я давно не мылся и хочу в банку. Мой живот пусть. Пуст тот, кто найдёт письмо, сообщит ,что я цель. -Как вы думаете, почему мы не понимаем о чем это письмо? -Что нужно сделать, чтобы понять смысл письма? -У вас на партах лежит этот текс, возьмите в руки карандаш, и подпишите или зачеркните мягкий знак , где это понадобится, на эту работу вам дается 3 минуты, затем мы проверим что у вас получилось. -Молодцы ребята, мы справились с этим заданием. Внимание, внимание! Сложное задание! -На карточках, которые лежат у вас на партах в словах пропал «ь» - знак. Как теперь читать слова? -Ваша задача прочитать предложения и вставить пропущенный «ь» знак там, где это нужно. Кто первый справится с заданием, не выкрикиваем, а поднимаем руки. ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ. -Молодцы ребята, мы справились со всеми заданиями. | Смотрят на слайд. -Уголь -На одной картинке -угол, на другой- уголь -Значение слов разное Сравнивают. -Отличаются одним звуком -Лексическое значение слова -Слушаем. Если услышали, в слове есть мягкий звук. Значит, пишем мягкий знак -Лексическое значение слова -Написать мягкий знак -Меняет смысл слова -Мяч -Без мягкого знака. Слово «мяч» 2 склонения , мужского рода. Мягкий знак не пишется. -Грач, 2 склонения, мужской род. Мягкий знак не пишется -Морковь -Смягчает согласную, которая стоит впереди -Мельница -В середине слова Внимательно слушают стихотворение. -Поможем -Не правильно расставлен мягкий знак -Надо определить лексическое значение каждого слова Я перевозил уголь. Весь этот груз имел огромный вес. Мой фрегат сел на мель. Я давно не ел. Остались лишь пустые банки. Я давно не мылся и хочу в баньку. Мой живот пуст. Пусть тот, кто найдёт письмо, сообщит ,что я цел. -Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. |