СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Куликовская битва"

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочной деятельности»

Конспект занятия по истории

в 4 классе

по теме «Куликовская Битва»



Цель занятия: организация деятельности обучающегося по открытию новых знаний, их

закреплению.



Задачи:

-- (направленные на достижение личностных результатов обучения)

воспитание интереса к предмету, коммуникативных качеств личности;



-- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения)

развитие речи, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать,

анализировать, делать выводы,



-- (направленные на достижение предметных результатов обучения

углубление знаний об истории нашего Отечества, расширение кругозора по теме

образования русского государства.

Планируемые результаты:

Личностные: -- Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности;

-- формирование личностного смысла учения;

-- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

в том числе в информационной деятельности;

-- развитие навыков сотрудничества со взрослыми, умения находить

выходы из спорных ситуаций;

-- формирование установки к работе на результат.



Метапредметные: Познавательные УУД:

-- умение находить информацию в исторических материалах;

-- умение анализировать (выделять главное), обобщать

(делать выводы);

-- умение представлять информацию в сжатом виде (таблица дат).



Регулятивные УУД:

-- определение цели, формулировка проблемы;

-- планирование деятельности;

-- умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью;

-- умение оценить степень успешности достижения цели.



Коммуникативные УУД:

-- развитие умения излагать свое мнение и принимать

позицию другого, участвовать в диалоге;

-- развитие умения использовать речевые средства в соответствии с

ситуацией.



Предметные: -- Овладение знаниями о металлах;

-- формирование умения определять главные задачи и результаты в

поступках людей;

-- формирование умения давать характеристику главным действующим

лицам и событиям приведшим к освобождению Руси от ига Золотой

Орды.



Оборудование: Презентация, “Куликовская битва”, карточка-тест, задания

для групповой работы.



Ход занятия

Вступительное слово учителя.

-- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает

истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и

взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать

нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на

жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

 Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном

опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас.

Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно

воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и

уметь предвидеть будущее.

На нескольких предыдущих занятиях мы с вами изучали историю Древнерусского государства, узнали когда образовалась Русь(882), как приняла Крещение(988). И вот в 1237 году На Русь напал хан Батый со своей ордой.

-- Какие предпосылки помогли хану Батыю завоевать Русь?

В начале XIII века многочисленные монгольские племена стали переходить на новую стадию развития государственности – централизация и объединения племён привели к созданию большой и могущественной империи с огромным войском, обеспечивающей себя в основном с помощью набегов на близлежащие территории. Причины монгольского нашествия на Русь Основная причина монгольского нашествия под предводительством хана Батыя кроется в самом типе государственности монголов. В XIII веке это были объединённые группы племён, занимавшихся скотоводством. Такой род деятельности требовал постоянной смены местности и, соответственно, кочевого образа жизни. Монгольские племена постоянно расширяли свои территории для выпаса скота. Кочевникам была необходима сильная и мощная армия. Агрессивная военная политика была основана на непобедимой армии, состоявшей из чётко организованных групп воинов. Именно хорошая организация и дисциплина войск обеспечила многие победы монголов. Уже завоевав обширные территории в Китае и Сибири, монгольские ханы направили свои войска на Волжскую Булгарию и Русь. Главной причиной первых поражений русских войск стала разобщённость и неорганизованность действий князей. Длительные междоусобицы и споры между разными княжествами ослабили русские земли, княжеские дружины были заняты решением внутренних конфликтов. Битва на реке Калке в 1223 году показала необходимость слаженных действий различных княжеств – поражение в ней было следствием несогласованных действий и отказа многих князей от вступления в бой. Строго организованное монгольское войско практически без труда смогло одержать первые победы и продвинуться вглубь русских земель. Последствия монгольского нашествия на Русь Монгольское нашествие стало настоящей катастрофой для русских земель в XIII веке. Отрицательные последствия наблюдались во всех сферах жизни общества. После набегов 1237—1238 годов на Руси установилось татаро-монгольское иго, то есть система зависимости от победившего государства. Иго продлилось до 1480 года – это время значительно изменило состояние Древнерусского государства. Нашествие татаро-монголов и последующее иго повлекли резкое ухудшение демографической ситуации на Руси. Ранее людные и многочисленные города опустели, на разорённых землях уменьшилась численность населения. Вмешательство монголов наблюдалось в социальных отношениях на русских землях. Монгольское нашествие повлияло и на политическое устройство Руси. Установившаяся зависимость предполагала влияние монгольских ханов на все политические решения на Руси – ханы назначали князей путём вручения им ярлыков на княжение. Угасала вечевая культура многих княжеств, так как снизилась общая политическая активность и заинтересованность населения. Экономика Руси также попала под зависимость от татаро-монголов. Была установлена система сборы податей ханскими представителями баскаками. Часто жители городов и деревень оказывали сопротивление сборщикам дани и отказывались отдавать им что-либо – такие мятежи жёстко и кроваво подавлялись. Особенно разрушительные последствия оказались в сфере культуры. Более чем на пятьдесят лет на Руси прекратилось каменное строительство. Были разрушены церкви и крепости, представлявшие огромную архитектурную ценность. Наблюдался общий упадок культурной жизни на Руси – снизилось количество ремесленников и живописцев, работавших в городах. Ранее высокий уровень грамотности русского населения стал поистине ничтожным, летописание во многих княжествах стало более редким или прекратилось в принципе. На два столетия Русь оказалась под гнётом иностранных захватчиков – она была своеобразным буфером на пути монголов в Европу. Татаро-монгольское войско не дошло до европейских государств, а с XIV – XV веков наблюдалось медленное ослабление ханской власти

Выступление ученика

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь по­лучила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор за­хватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович. При нем Москов­ское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вме­сто дубового.В 1365 году в один из засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович (впоследствии -Дмитрий Донской). Он возвел стены Кремля из белого камня. Тол­щина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более ста лет служили надеж­ной защитой Москве и Руси белокаменные стены и башни Кремля

За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожа­рам. К середине XV века стены сильно обветшали, в некоторых мес­тах были заделаны бревнами и не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже XV и XVI веков, был возведен тот Кремль, ко­торый мы знаем.



Выступление ученика 2 (слайд)



Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снаря­дил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бег­ство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю русскую землю.

В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Ива­нович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех рус­ских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружин­ники явились во всеоружии.


Выступление ученика 3(слайд)

Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь.)

-   Кто его основал? (Сергий.)

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчи­ка их искать. Ходил-бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудил­ся. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял -как бы самому в этом лесу не пропасть...

И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную мину­ту. Решил Варфоломей тоже стать монахом - посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий. В его честь основанный им монастырь получил название Троице Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

     Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много тру­дился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании. Но память о нем сохранилась в веках.


Выступление ученика 4 (слайд)


- Расскажите об экипировке русских воинов

 Экипировка того времени была очень тяжелая, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен, со­ставленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них ма­ленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и но­сили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева -лук в особом чехле - налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.


Рассказ учителя (по слайдам)


Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а осталь­ные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне те­лохранитель Мамая - Челубей. Потрясая копьем, он громовым голо­сом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоит­ся помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали насту­пать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпу­ховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ор­дынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбери­ха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и рас­топтала собственную пехоту.

Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались рус­ские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмит­рий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон всту­пил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освобо­диться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память победы на Дону стал назы­вать тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Не­смотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и мно­гочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мириться с Русью силами в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет вели­кое значение в истории русского народа. Она произвела решитель­ный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со вре­мен Батыева погрома Русь впервые почувствовала свою силу, обод­рилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Рус­ский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие мос­ковские князья покрылись ореолом славы. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига.

Викторина (под песню «Куликово поле»)

1. Поход монголо-татар возглавил хан...

а)   Чингисхан;

б)   Батый;

в)   Темучин.

2. Какой город первым оказался на их пути?

а)   Рязань;

б)   Владимир;

в)   Новгород.

3.      Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а)   Новгород;

б)   Рязань;

в)  Козельск.

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а)   выкуп;

б)   налог;

в)  дань.

5.       Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли...

а)  монголы;

б)   шведы;

в)  рыцари-крестоносцы.

6.       Разбил шведов на реке Неве князь...

а)   Александр;

б)  Ярослав;

в)   Владимир.

7.      Какое прозвище получил новгородский князь

за победу над шведами?

а)  Мудрый;

б)   Невский;

в)  Вещий.

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а)  5 апреля 1242 года;

б)   20 мая 1242 года;

в)  5 апреля 1421 года.



Ответы 1б, 2а, 3в, 4в, 5б, 6а, 7б, 8а




Итог занятия

-- Понравилось вам наше занятие? На следующих занятиях продолжим знакомство с историей Руси.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!