СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект выступления на родительском собрании: «Психологические особенности юношеского возраста»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал о психологических особенностях юношеского возраста: профессиональном самоопределении, отношениях со взрослыми, со сверстниками, отношении к самому себе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект выступления на родительском собрании: «Психологические особенности юношеского возраста»»

Выступление психолога на родительском собрании:

«Психологические особенности юношеского возраста».


Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены.

Главной психологической особенностью данного возраста является профессиональное самоопределение. Выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе. Изменяется отношение к школе – оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить её, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Взаимоотношения со сверстниками. В ранней юности человеку присуща потребность в общении. Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Значительно увеличивается время на общение. Главная цель общения в данном возрасте – поделиться со сверстниками собственными переживаниями, интерес к переживаниям другого невелик.

Взаимоотношения со взрослыми. В юношеском возрасте сложно складываются взаимоотношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями. Но это общение ценится только в том случае, если оно является доверительным. Отсутствие доверительных отношений со взрослыми, в том числе с учителем, в этом возрасте – одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в их личные дела, а также принуждение к чему-либо. Доверительность, поддержка со стороны взрослого понимается как доверие к личности, вера в её возможности. Выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Наиболее стрессовыми стилями родительского воспитания являются:

Отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

Давление матери при навязывании ребенку чувства вины;

Враждебность отца;

Непоследовательность в воспитании – нет единой линии воспитания.

Таким образом, с одной стороны юноша стремится стать независимым и самостоятельным, а с другой у него сохраняется тесная психологическая связь с родителями и потребность в поддержке с их стороны. Наиболее эффективным со стороны родителей является демократический стиль поведения, который заключается в том, что родителям необходимо относится к юноше как к взрослому, ему оказывается помощь, но эта помощь или руководство мало заметны, в основном в качестве советов, примеров из собственной жизни и т.п. Полная свобода не целесообразна, т.к. у юноши ещё не хватает достаточного опыта, чтобы справляться с трудными жизненными ситуациями. Получив свободу, он ощущает ненужность, чувствует себя плохо. Для него важно, чтобы родители интересовались его делами, выражали свою любовь, обсуждали его проблемы, несмотря на то, что внешне юноша может демонстрировать то, что ему это не нужно.

Изменяется отношение юноши к самому себе. Повышенный интерес начинает вызывать свой внутренний мир, внешний мир начинает восприниматься через себя. Остро переживаются замечаемые у себя недостатки внешности: реальный или мнимый избыточный вес, слишком большой или слишком маленький рост, недостатки кожи и др. Тревога за свою «несовершенную» внешность выражается в повышенном внимании к одежде, прическам.

Юноши и девушки стремятся разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках, они часто задаются вопросами: «Как узнать свой характер?», «Как избавиться от дурных привычек?», «Какой я человек?» и т.п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают, становятся более устойчивыми.

В ранней юности к проблемам возраста добавляются проблемы адаптации к школе. При переходе в десятый класс бывшие подростки приобретают новый для них статус – статус старшеклассника, что может привести к значительным изменениям в различных сферах жизни, таких как отношение со сверстниками, отношение к самому себе, учителям, учебе в целом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!