СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект выступления "Самопрезентация личности педагога" в рамках Школы повышения профессиональной квалификации педагогов "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех любого педагога в его профессиональной деятельности заключается, прежде всего, в создании уникального образа, в том, какое впечатление он создаёт у обучающихся. В данной статье содержатся советы по созданию  успешного образа современного педагога. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект выступления "Самопрезентация личности педагога" в рамках Школы повышения профессиональной квалификации педагогов "»

«Самопрезентация личности педагога»

Конспект выступления

Прочитайте, пожалуйста, текст выступления, посвящённого Дню Космонавтики, так, как будто его читает мальчик, школьник 3-го класса.

«Мы в этом смысле счастливая нация: мы являемся наследниками тех блестящих достижений, которые были созданы нашими предшественниками, и теми, кто сегодня сидит в этом зале. Наверное, у человечества почти нет таких идей, как освоение космоса, полёт к звёздам. И наше счастье, что ровно 50 лет назад наш соотечественник, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил этот подвиг. Именно поэтому мы сегодня с вами собрались, именно поэтому этот праздник сегодня отмечает вся наша страна, но не только страна – весь мир.

В этом зале сидят наши гости, представляющие отряд космонавтов (а он уже сегодня большой: более 500 человек в космосе побывали), из других стран. Часть из них летала в космос вместе с нами, вместе с нашими экипажами».



«Прочитайте, пожалуйста, текст выступления, посвящённого Дню Космонавтики, так, как будто его читает усталый, болезненный, обременённый многими неприятными обязанностями человек».



«Я сегодня получил огромный положительный эмоциональный заряд, когда вручал ордена и медали и нашим блестящим ветеранам, и нашим иностранным друзьям. Понимаете, это на самом деле, может быть, одна из первых человеческих идей, которая, кстати, будучи разработана нашими же соотечественниками, такими как Константин Циолковский, такими крупными учёными, нашими выдающимися конструкторами, как Сергей Королёв, воплотилась в жизнь.

И, мне кажется, именно это должно сегодня побуждать нас к дальнейшим действиям, а эти действия очевидны: Россия не может и не имеет права потерять свои достижения в космосе, потому что мы совершили очень многое, мы смогли создать первый спутник, отправить первого космонавта в космос. Были массы других блестящих, великолепных достижений».



Прочитайте, пожалуйста, текст выступления, посвящённого Дню Космонавтики, так, как будто его читает смешливая, влюблённая девушка.

«И сегодня космос из просто прекрасной идеи превратился в тот инструмент, при помощи которого человечество отрабатывает новые высокие технологии, создаёт новые лекарства, создаёт новые виды связи. Космос вошёл в каждый дом, он действительно из идеологической темы стал повседневностью в самом лучшем смысле этого слова. Но из-за этого космос не утратил своего романтического ореола.

Именно сегодня мы должны вспомнить всех, кто покорял космическое пространство, всех ветеранов, которые создавали наши блестящие достижения, всех исследователей, учёных, конечно – всех космонавтов, которые летали в космос».



Прочитайте, пожалуйста, текст выступления, посвящённого Дню Космонавтики, так, как будто его читает Президент России.

«Знаете, конечно, 50 лет – это большой срок для жизни одного человека. С другой стороны, я только что, вручая государственные награды нашим выдающимся руководителям космической отрасли, нашим космонавтам, вообще всем, кто причастен к космосу, сказал о том, что это пока ещё самое раннее детство человечества, человечества, которое дерзнуло выйти в космос

И сегодня мы должны вспомнить имя первого нашего космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, нашего национального героя.

Поздравляю вас! Счастья вам! И я уверен, у России и у всего человечества будет ещё очень много побед – побед в космосе. До встречи!»

- Какое из выступлений показалось вам наиболее убедительным? Кому вы из выступающих поверили? Почему?

- Какой из представленных вам образов больше всего не подходил для произнесения такой речи?

- Что не соответствовало произнесённой речи?

- Спасибо! Абсолютно верно! Для того чтобы быть адекватно воспринятыми любой аудиторией, быть принятыми и понятыми людьми, нам нужно себя грамотно правильно презентовать. И сегодня мы с вами поговорим об искусстве самопрезентации.

- А что такое самопрезентация? Давайте попробуем на этот вопрос ответить совместно.

«Самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе».

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день, зачастую, даже не подозревая, что в своём подсознании у нас сформирован проект собственной презентации. Такого рода презентацию принято называть «природной самопрезентацией».

«Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. И всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.

Но такая заявка о себе - не единственная стратегия личности. Существует и заранее спланированная, осознанная тактика позиционирования своей персоны, которую принято называть «искусственная презентация».

Главная цель «Искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».

Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для внешней аудитории (для других людей), так и для аудитории внутри (для самого себя). Намеренно или не намеренно люди защищают себя, пытаясь подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, а в незнакомых ситуациях - осознанно.

- А теперь мне бы хотелось предложить вам, уважаемые коллеги, небольшой психологический тест.

  • Офисные предметы (предметы, находящиеся на рабочем месте человека). (самопрезентация на работе, как профессионала)

  • Бытовые приборы. (самопрезентация дома, как хозяйки).

  • Животные. (самопрезентация в свободном общении).

- Как вы понимаете, сейчас мы рассматривали свою «Природную самопрезентацию».

- А что же мы можем сказать об «Искусственной самопрезентации»? Из чего она состоит?

- И давайте сделаем ещё одно упражнение.

Вспомните, пожалуйста, одного человека, который вам очень нравится. Напишите его качества, которые вам очень нравятся. И напротив каждого из качеств напишите ваше отношение к этому качеству. Например: добрый – мне это нравится. Талантливый – я этим восхищаюсь. И так далее. И последнее – как вы поощряете это качество в человеке. Может быть, делаете ему комплимент, или благодарите его за проявления этого качества.

Вспомните ещё одного человека, который вам не нравится по каким-то причинам. Напишите его качества, которые вам не нравятся. И также напротив каждого качества напишите ваше отношение к этому качеству. Например: рассеянный – меня это раздражает. И так далее. И последнее – как вы показываете своё отношение к этому качеству.

- Как говорили мудрецы Востока, мы не можем замечать в человеке того, чего нет в нас самих. Все эти качества присутствуют в вас, уважаемые коллеги.

Самопрезентация - это совокупность установок, направленных на самого себя.

Эти установки включают в себя:

1) убеждение индивида, которое может быть обоснованным или не обоснованным - образует познавательный уровень самопрезентации (пр. Я – эффектная яркая блондинка).

2) эмоциональное отношение к этому убеждению образует эмоционально-оценочный уровень самопрезентации (пр. Я себе нравлюсь эффектной яркой блондинкой).

3) соответствующая реакция, которая выражается в поступках, образует поведенческий уровень самопрезентации (Пр. В силу того, что я – яркая, эффектная блондинка, и я себе нравлюсь – я демонстрирую мужчинам уверенное поведение, привлекаю к себе их внимание, подчёркивая свою фигуру красивыми нарядами и аксессуарами, и поэтому получаю комплименты и другие приятные бонусы.)

Применительно к самопрезентации эти три установки можно конкретизировать следующим образом.

1) Образ Я - представление индивида о самом себе;

2) Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Итак, разберёмся с каждым пунктом.

  1. Образ «Я».

Я попрошу вас закончить следующие предложения так, как хочется вам.

- Я становлюсь тростинкой на ветру, когда……

- Я – стакан………….

- Я не могу долго смотреть, как……………

- Я могу быть бабочкой………………..

- Я особенно ненавижу, когда………………..

- Я становлюсь особенно красивой, когда…………………..

- Я бываю счастлива………………………..

- Я словно тигрица, если……………………………..

- Я бываю черепахой………………….

Этот список можно продолжать до бесконечности. Ибо наш Образ «Я» складывается из мельчайших частичек наших эмоциональных мыслеобразов, нашего прошлого опыта и т.д. Самое лучшее упражнение о себе любимых – это написать 20 определений (прилагательных) «Я». Это интересно и познавательно. Например: Я – умная, щедрая, добрая, отзывчивая, привередливая, скучная, унылая и т.д.

  1. Самооценка.

Нарисуйте лесенку с десятью ступенями. И на одной ступеньке, которая вам наиболее нравится, нарисуйте человечка. Этот человечек – вы.

Итак, если вы нарисовали человечка на 4-7 ступеньках – ваша самооценка адекватная. Это норма. Если вы нарисовали человечка на 1-3 ступеньках – ваша самооценка занижена. Если – на 8-10 ступеньках – ваша самооценка завышена. Заниженная или завышенная самооценка искажает ваш «Я – образ».

Если мы опишем себя, напишем определения своего характера, черт личности и т.д., а потом посмотрим, какая личностная черта формирует нашу самооценку, то может получиться очень интересная картина, которая покажет нам нашу ведущую черту. Например: Моя самооценка адекватная. Её формирует моя черта – ироничная.

Самопрезентацию можно рассматривать как взаимосвязанный трёхуровневый процесс.

  • Познавательный уровень самопрезентации основан на представлениях человека о самом себе. При этом человек всегда завышает свою значимость, независимо от того, основывается ли его представление о себе на объективном знании или на субъективном мнении. Этот уровень самопрезентации связан с самопознанием своих положительных и отрицательных черт характера, с выявлением устойчивых тенденций своего поведения, избирательности своего восприятия.

  • Оценочный уровень самопрезентации связан с осознанием того, что качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызывает разногласия лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Источник оценочных представлений субъекта о себе - его социальное окружение и социальные реакции на какие-то его проявления. При этом новые социальные оценки могут изменить представление субъекта о самом себе. Таким образом, самооценка отражает степень развития у субъекта чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Низкая самооценка предполагает неприятие своего Я, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

  • Поэтому для повышения степени самооценки субъекта имиджа можно использовать метод самовнушения, аффирмации, способные повысить заниженную самооценку.

«Я люблю себя милую, нежную,

озорную, немного небрежную,

Я люблю себя разную-разную,

даже утром, спросонья, прекрасную!

Я люблю себя стильную, сильную,

потрясающе сексапильную!

А порою серьезную, смелую,

В этой жизни такую умелую!»


***


«Я люблю себя всю, без остатка,

заношу все слова я в тетрадку,

Чтоб напомнить любимой себе

Я же ЧУДО на нашей Земле!»


***


«Солнышко, милая, очень красивая,

я - ненаглядная, просто отпадная,

Сладкая, умная и интересная,

речь моя дивная слышится песнею,

Во взгляде сияющем - солнца лучи,

в голосе ласковом шепчут ручьи.

Волосы дивные, пышные, длинные,

талия тонкая, просто осиная:

С прошлыми мыслями порвана нить.

Как себя, милую, не полюбить».


***


Я чудесный комочек света,

У меня на ресничках лето.

В каждой лапке смешинок горсти.

Мне любовь распушила хвостик.

Я волшебный кусочек сказки,

У меня как у солнца глазки.

И со мною легко поладить,

Надо только меня погладить».


***


Моя спутница - удача!

Все дела мне по плечу!

Всё легко, а это значит,

Что хочу - то получу!!


***


Я сама себя нашла! Я сама себе важна!

Я сама себя открыла, я сама себе нужна!

Я сама с собой дружу, я себе стихи пишу.

Я себе плохого слова больше в жизни не скажу!

Я сама себя люблю, я себе не нагрублю,

Потому что уваженье для себя самой коплю.

Без любимой, без меня не могу прожить и дня.

Я с собою неразлучна, я – кровиночка моя!

Я с собой поговорю, похвалю и пожурю,

Если в чем-то сомневаюсь, то уверенность вселю.

Я могу с собой болтать, словно бабочка порхать.

Я могу парить, как птица, и меня не растоптать!

Я собою дорожу, Я удачу приношу!

Я притягиваю счастье, а несчастье отвожу!

Я сама себе пою песню нежную свою.

Так собою восхищаюсь, что порою устаю.

За собою дорогой я и в воду и в огонь!

Я живу теперь с собой, как за каменной стеной!



  • Самооценка проявляется в сознательных суждениях человека, в которых он пытается сформулировать свою значимость.

Для этого важно помнить следующие три момента:

  1. сопоставлять образ реального Я с образом идеального Я, что формирует представление о том, каким человек хотел бы быть;

- Давайте нарисуем наш портрет в лучах солнца. Для этого нам нужно нарисовать солнце.

2) для формирования самооценки необходимо интериоризировать социальную реакцию на себя, то есть оценить себя так, как, по его мнению, его оценивают другие;

3) человек оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности и испытывает удовлетворение от того, что с наибольшим успехом «вписывается» в структуру общества.



Стратегии самопрезентации


  • Стараться понравиться – такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, т.о., достигается власть обаяния.


  • Самореклама или самопродвижение человеком своей компетентности даёт власть эксперта.


  • Запугивание – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться, таким образом, достигается власть страха.


  • Пояснение примером – демонстрация духовного превосходства, достигается власть наставника.


  • Мольба – демонстрация слабости, даёт власть сострадания.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!