СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Аутизм у детей, выявление и решение проблем"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Аутизм у детей, выявление и решение проблем"»

Аутизм у детей: тревожные симптомы

19 Августа 2007

  • Аутизм у детей: тревожные симптомы

  • Триада нарушений

  • Расстройства

  • Ранний

  • Проявление

  • Признаки

  • Помощь

Аутизм – это расстройство мозга, которое часто приводит к сложностям в коммуникации. В случае аутизма отдельные части мозга не работают совместно должным образом. Большинство людей, страдающих аутизмом, имеют проблемы в общении с другими людьми. Но ранняя диагностика и лечение помогают все большему количеству аутистов реализовать свой потенциал.

Что вызывает аутизм

Аутизм часто проявляется у членов одной семьи, поэтому специалисты считают его наследственным заболеванием. Ученые пытаются выяснить, какие именно гены ответственны за аутизм.

Другие исследователи выясняют, не лежат ли причины аутизма в других заболеваниях или окружении ребенка.

Некоторые люди считают, что детские вакцины вызывают аутизм. Однако ни одно исследование не подтвердило это. Своевременная вакцинация очень важна для здоровья детей.

Кто подвержен аутизму

Аутизм – заболевание более распространенное, чем многие думают. По статистике, примерно один человек из ста страдает от аутизма.

Аутизм встречаться у людей всех национальностей, культур, религий и социального происхождения. Но исследования показывают, что эта болезнь поражает мужчин чаще, чем женщин. Это неизлечимое заболевание. Дети, страдающие от аутизма, живут с этим заболеванием всю свою жизнь.

Каковы симптомы

Симптомы всегда проявляются в возрасте до трех лет. Обычно родители замечают, что их малыш не начал говорить и ведет себя не так, как другие дети его возраста. Однако иногда случается, что ребенок начинает говорить, а затем теряет навыки речи.

Задержка в развитии речи или ребенок вообще не начинает говорить. Может казаться, что ребенок не слышит, даже если обследование показывает, что он не глухой.

Повторяющиеся, иногда чрезмерно, виды поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или очень сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых. Родители детей, страдающих от аутизма, часто отмечают, что ребенок предпочитает играть в одиночестве и не вступает в зрительный контакт с другими людьми.

Аутизм может также включать следующие проблемы:

  • У многих детей интеллект ниже нормы

  • Подростки часто страдают от депрессии и беспокойства, особенно те, у кого интеллект нормальный или выше среднего.

  • У некоторых детей к подростковому возрасту развиваются эпилептические припадки.

Как диагностируется аутизм

У врачей есть нормативы, по которым они понимают, проявляет ли ребенок симптомы аутизма. Симптомы делятся на три категории.

  • Социальные взаимодействия и отношения. Например, ребенок избегает зрительного контакта. Аутистам сложно понимать чувства других людей, например, боль или грусть.

  • Вербальная и невербальная коммуникация. Например, ребенок не разговаривает. Или без конца произносит одну и ту же фразу.

  • Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше или взрослые могут страстно интересоваться одной узкой темой, например, коллекционными карточками или номерными знаками.

Также ребенок может пройти обследование слуха и прочие подобные тесты, чтобы выяснить, не вызваны ли отклонения другими заболеваниями.

Диагностика заболевания представляет собой формальную идентификацию, которую обычно осуществляет врач-педиатр или терапевт. Постановка диагноза важна по двум причинам:

  • Это помогает людям, больным аутизмом (и их семьям) понять, почему они испытывают определенные сложности, и что с этим делать.

  • Диагноз позволяет больным получать необходимую медицинскую помощь.

Для проведения диагностики лечащий врач направляет пациента к соответствующему специалисту. Многим людям ставят диагноз «аутизм» еще в детстве. В этом случае их родители или опекуны могут попросить у лечащего врача направление к врачу-специалисту.

Как лечится аутизм

Для лечения аутизма используется поведенческая терапия. Такая терапия вознаграждает правильное поведение и благодаря этому ребенок учится социальным навыкам и коммуникации.

При раннем начале терапии большинство детей с аутизмом удается научить общаться с людьми и обслуживать себя.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка лечение может включать речевую или физическую терапию. Для лечения таких проблем, как депрессия или обсессивно-компульсивное расстройство, могут использоваться лекарства.

Так как люди, страдающие аутизмом, очень разные, некоторые виды лечения могут подходить не для всех. Поэтому обязательно вовлекать всех, кто связан с воспитанием ребенка, и пробовать разные методы, чтобы найти наиболее подходящие.

Мифы об аутизме

Существует миф о том, что люди, страдающие от аутизма, не обладают никакими эмоциями. Но они испытывают чувство счастья, любви, грусти так же, как и все остальные. И то, что они не могут выразить свои чувства тем же способом, каким их выражают здоровые люди, не означает, что у них нет никаких эмоций вообще. Они тоже умеют чувствовать. Этот миф, который является результатом невежества общества, необходимо развеять, обучая людей внимательному и деликатному обращению с людьми-аутистами.

Далеко не каждый человек, больной аутизмом, обладает каким-либо необыкновенным даром или является гением, например, в области математики или музыки. Это обычные люди, такие же, как все остальные, но с аутизмом.

Как семье справиться с воспитанием ребенка-аутиста

Важная часть терапии состоит в том, чтобы все остальные члены семьи узнали все необходимое об аутизме и научились справляться с симптомами у ребенка. Это снизит уровень стресса у остальных членов семьи и поможет ребенку.

В лечении могут помочь не только врачи, но и друзья, врачи, преподаватели, а также организации, объединяющие людей с подобными проблемами.

Советы

  • Планируйте перерывы. Забота о ребенке с аутизмом – тяжелый повседневный труд. Планирование перерывов поможет всей семье.

  • Обращайтесь за помощью, когда ребенок подрастет, особенно в подростковые годы.

  • Общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Вы можете обсуждать свои проблемы и обмениваться советами с людьми, которые вас поймут.

Читать дальше → Триада нарушений

«Триада нарушений» при аутизме

Аутизм – это неизлечимое заболевание, представляющее собой комплексное нарушение развития человека. По утверждению экспертов, аутизм обычно проявляется в первые три года жизни. Заболевание развивается в результате неврологических нарушений, оказывающих влияние на нормальную деятельность мозга. При этом снижается способность человека к коммуникации и социальному взаимодействию.

У людей, страдающих аутизмом, возникают трудности с невербальным общением, с различными видами социального взаимодействия и видами деятельность, которые включают в себя элемент игры и/или подшучивания.

Как люди с аутизмом видят мир

Для людей больных аутизмом, мир – скопление людей, мест и событий, в которых они отчаянно пытаются разобраться и которые являются для них источником мучительного беспокойства.

Им сложно общаться с другими людьми и находить с ними общий язык, а также каждый день принимать участие в жизни своей семьи и жизни общества. Здоровые люди подсознательно знают, как нужно взаимодействовать с окружающими, но люди с аутизмом могут не понимать, что они чем-то отличаются от остальных.

Об аутизме

Аутизм - это неизлечимое заболевание, представляющее собой комплексное нарушение развития. Аутизм - это состояние аутистического спектра, и иногда его называют расстройством аутистического спектра (РАС). Хотя при аутизме нарушается работа мозга в трех основных областях, болезнь проявляется у разных людей совершенно по-разному. Именно поэтому используется слово «спектр».

Также существует такая форма аутизма, как синдром Аспергера.

Некоторые из больных аутизмом людей могут вести относительно независимый образ жизни, другим же требуется врачебное наблюдение. Три основные области, в которых у людей-аутистов возникают сложности, носят название «триада нарушений». К ним относятся:

  • Коммуникация

  • Социализация

  • Социальное воображение

Иногда сложно распознать у людей признаки аутизма, так как они не выглядят недееспособными. Родители детей-аутистов часто говорят о том, что окружающие считают их детей просто непослушными, в то время как на самом деле они недостаточно хорошо осознают обстановку и ситуацию, в которой находятся.

Чем раньше будет обнаружено заболевание, тем мягче оно будет протекать. Люди с аутизмом всегда могут получить помощь специалистов.

Трудности с коммуникацией

Для людей с расстройствами аутистического спектра «язык тела» подобен иностранному языку, как если бы окружающие говорили на древнегреческом языке.

Для них трудность представляет как вербальный, так и невербальный язык. Многие из них имеют достаточно ограниченное представление о языке и думают, что люди всегда говорят то, что думают. Они не умеют пользоваться и не понимают таких средств общения, как:

  • Мимика или тон голоса

  • Шутки или ирония

  • Устойчивые выражения и поговорки

Некоторые люди, страдающие от аутизма, не могут говорить или имеют затруднения с речью. Они обычно понимают то, что говорят им другие люди, но сами предпочитают использовать иные средства общения, например, язык жестов или зрительных символов.

У других хорошо развиты навыки речи, но им сложно понять, как происходит обмен мнениями в разговоре. Они могут несколько раз повторить то, что им только что сказал собеседник (это явление называется «эхофразия»), или бесконечно говорить о том, что интересно им самим.

Общение происходит более успешно, если собеседник выражает свои мысли четко и последовательно, и у больного аутизмом есть время обдумать сказанное.

Трудности с социализацией

Способность к социализации у людей-аутистов не возникает сама по себе – этому нужно учиться.

Таким людям часто бывает сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет их адаптацию в обществе. Часто они:

  • Не понимают неписанных правил, установленных обществом, которые большинство людей усваивают интуитивно. Например, они могут слишком близко стоять к другому человеку или начать разговор на неподходящую тему.

  • Кажутся бесчувственными, так как они не понимают, как следует проявлять чувства.

  • Предпочитают проводить время в одиночестве, а не искать общества других людей.

  • Не ищут поддержки окружающих.

  • Ведут себя странно или нетактично, так как им сложно выразить свои чувства, эмоции или высказать потребности.

Вследствие трудностей с социальным взаимодействием людям с аутизмом не так просто находить друзей. Некоторые из них хотят общаться и заводить дружеские отношения, но они не знают, как правильно подойти к этому.

Трудности с социальным воображением

Людям, страдающим от аутизма, трудно понять, что известно окружающим, и еще сложнее догадаться, о чем они думают.

Социальное воображение помогает нам понимать и предсказывать поведение других людей, постигать смысл абстрактных идей и представлять себе ситуации, которые выходят за рамки повседневной жизни. Людям, больным аутизмом, сложно:

  • Понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей.

  • Предугадывать, что должно произойти в следующий момент или что могло бы произойти.

  • Сформировать представление об опасности, например, понять, что перебегать дорогу с интенсивным движением может быть опасно для жизни.

  • Участвовать в мероприятиях, требующих использования воображения. Детям-аутистам могут нравиться творческие виды деятельности, но они предпочитают каждый раз играть в одни и те же игры.

  • Подготавливать себя к изменениям и планировать будущее.

  • Справляться с новыми или незнакомыми ситуациями.

Трудности с социальным воображением не связаны с отсутствием у людей воображения как такового. Многие больные аутизмом – очень творческие личности, и становятся выдающимися художниками, музыкантами или писате

Расстройства спектра аутизма

Аутизм (или расстройство аутистического спектра) охватывает широкий спектр расстройств. Это означает, что у людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не встречаются в одной и той же комбинации. Симптомы различаются также по силе проявления: они могут быть слабыми, а могут быть ярко выраженными. Какие же проявления заболевания чаще всего встречаются у людей с расстройством аутистического спектра?

Навыки общения

Люди, страдающие от аутизма, взаимодействуют с окружающими несколько иначе, чем все остальные. Если болезнь проявляется достаточно слабо, то человек может оказаться социально неуклюжим и грубоватым, а его слова могут иногда звучать оскорбительно или могут быть сказаны не в тему. Если симптому заболевания проявляются более интенсивно, то может казаться, что человек вообще не интересуется окружающими людьми.

Родственники, друзья и люди, вступающие в контакт с больными расстройством аутистического спектра, говорят о том, что больные практически не поддерживают зрительный контакт. Но сейчас, когда врачи, учителя и другие специалисты научились распознавать признаки аутизма в более раннем возрасте, есть возможность во многих случаях развить способность пациентов к поддержанию зрительного контакта. Часто в тех случаях, когда болезнь проявляет себя достаточно слабо, больному можно объяснить, что для многих людей зрительный контакт – это важный элемент общения, и что нужно во время разговора смотреть людям в глаза.

Часто больные аутизмом, не замечают тех сигналов, которые мы обычно подаем друг другу, когда хотим привлечь чье-то внимание. Такие люди могут просто не понимать, что с ними пытаются начать разговор. Кроме того, они могут быть чрезвычайно заинтересованы в общении с определенным человеком или группой людей, но не обладать необходимыми навыками, позволяющими им активно участвовать в разговоре. Говоря проще, они не могут направлять разговор и легко выражать свои мысли.

Эмпатия – сопереживание и умение психологически поставить себя в положение другого человека

Людям, больным аутизмом, гораздо сложнее понять чувства другого человека. Их способность к сопереживанию гораздо меньше, чем у окружающих. Но если часто напоминать им о необходимости думать о чувствах других людей, то эта способность может развиться, и иногда результаты бывают впечатляющими. Частая практика приводит к развитию умения сопереживать, и часто не к сознательному, а к естественному проявлению эмпатии.

Разговор с человеком, страдающим от аутизма, может напоминать игру в одни ворота. Иногда возникает впечатление, что человек говорит не с собеседником, а как бы «поверх» него. Если ему нравится тема разговора, он может долго обсуждать ее. Но ему трудно вести обычный разговор, в ходе которого собеседники обмениваются идеями, мыслями и чувствами.

Подавляющее большинство людей на этой планете предпочитают говорить о себе , а не о других. Это в природе человека. Люди с аутизмом не являются исключением из правила.

Физический контакт

Многие дети-аутисты, в отличие от здоровых детей, не любят, когда к ним прикасаются или сжимают в объятиях. Конечно же, это не распространяется на всех детей с аутизмом. Многие из них готовы обнять родственника, например, маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, или учителя и делают это с удовольствием. Привычку к прикосновениям у ребенка можно развить. Например, если один ребенок начинает щекотать пятку другого ребенка, это обычно вызывает хихиканье, возбуждение и веселье. Но если бы тот же ребенок неожиданно пощекотал пятку ребенка, больного аутизмом, результат мог бы быть противоположным.

Громкие звуки, некоторые запахи и свет

Иногда громкие звуки оказывают на людей с аутизмом отталкивающее или шокирующее воздействие. То же самое может касаться разных запахов, внезапного изменения интенсивности освещения и температуры воздуха. Многие уверены, что дело не в самих звуках, запахах или яркости света, а скорее в удивлении и неожиданности, как и в случае с внезапным физическим контактом. Если больной аутизмом знает о том, что что-то должно случиться, он значительно лучше справится с ситуацией. Знание и напоминание о грядущих изменениях и событиях помогает ему адаптироваться.

Речь

Чем сильнее проявляется заболевание, тем хуже у больного развиты разговорные навыки. Многие дети с расстройством аутистического спектра не говорят вообще. Они часто повторяют услышанные ими слова или фразы. Это явление называют «эхофразия».

По сравнению с речью здоровых людей, речь больных аутизмом может казаться церемонной и неуклюжей. Подростки с синдромом Аспергера иногда выражаются как юные профессоры. Часто в разговоре они проявляют себя как скучные и неостроумные собеседники.

Патологически цикличные действия

Люди, страдающие от аутизма, любят, чтобы все было предсказуемо. Установленный распорядок – их лучший друг. Выполнение одних и тех же действий снова и снова составляет значительную часть их жизни. В глазах других такое поведение может казаться странной склонностью к непонятным ритуалам. Патологически цикличные действия могут представлять собой простое передвижение из одного конца комнаты в другой прыжками в течение одной-пяти-десяти минут или дольше. Или же больной может рисовать одну и ту картинку снова и снова, страница за страницей.

Люди с аутизмом гораздо спокойнее принимают изменения в процедуре. Здоровый ребенок будет рад сначала принять ванну, и только после этого почистить зубы и надеть пижаму перед сном, хотя обычно он сначала чистит зубы, а уже потто делает все остальное. Ребенка-аутиста такое изменение процедуры, сначала ванна, а потом чистка зубов, может совершенно выбить из равновесия и очень расстроить. Некоторые убеждены в том, что больных аутизмом нужно обучать тому, как справляться с любыми нововведениями, но если вынуждать их принимать изменения так же, как окружающие, это может противоположным образом повлиять на качество их жизни.

Развитие детей-аутистов происходит иначе

Здоровый ребенок может приобретать знания и навыки одновременно во многих областях и с одинаковой скоростью, но у детей, больных аутизмом другая ситуация. Их когнитивные навыки могут развиваться с большой скоростью, в то же время навыки общения и языковые навыки и умения значительно отстают. Или, например, их языковые навыки могут совершенствоваться очень быстро, а двигательные навыки – очень и очень медленно. Например, ребенок не может ловить мяч, как все остальные дети, но обладает значительным словарным запасом. Но навыки общения у больных аутизмом всегда развиваются медленнее, чем у всех остальных.

Невозможно прогнозировать скорость приобретения знаний

Никто не может сказать, как быстро ребенок-аутист будет овладевать знаниями. Некоторым вещам они обучаются гораздо быстрее остальных детей. Например, они быстрее учатся читать длинные слова, но очень быстро эти слова забывают. Они могут научиться делать что-либо сложным способом, и только потом изучить самый простой способ выполнения действия.

Особые интересы

Интерес к определенному виду деятельности может помочь человеку, страдающему от аутизма, стать частью общества. И если есть что-то, что у него хорошо получается, этот талант надо поощрять и развивать.

У многих людей, страдающих от аутизма, есть серьезные увлечения, которые иногда возникают еще в раннем детстве. Эти увлечения могут сменять друг друга или сохраняться в течение всей жизни. Это может быть интерес к искусству, музыке, поездам или компьютерам. Некоторые люди с аутизмом могут работать в интересующей их сфере или обучаться любимому делу. Для других их интересы остаются просто увлечениями.

Иногда эти интересы бывают достаточно необычными. Например, один из больных аутизмом собирал разнообразный мусор. С помощью усилий других людей это увлечение переросло в интерес к переработке отходов и охране окружающей среды.

Необучаемость

Люди, страдающие от аутизма, имеют затруднения при обучении, что может повлиять на все аспекты из жизни, от обучения в школе до способности самостоятельно мыться и готовить пищу. Трудности при обучении могут проявляться с разной интенсивностью, поэтому некоторые люди с аутизмом могут быть относительно независимыми от окружающих (хотя им может требоваться некоторая помощь, чтобы стать в достаточной мере независимыми), а другим требуется постоянное наблюдение специалистов. Однако, при наличии необходимой поддержки могут обучаться и развиваться.

Читать дальше → Ранний

Проявление детского аутизма

Аутизм - это одно и расстройств аутистического спектра, вязанное с нарушением развития головного мозга, симптомы которого проявляются в раннем детстве - обычно до трех лет. Хотя симптомы и их интенсивность могут быть разными, аутизм всегда нарушает способность ребенка общаться с другими людьми.

Число детей с диагнозом «аутизм» в последнее время возрастает. Неясно, связано ли это с улучшившимися методами диагностики, действительным увеличением числа больных или с обоими факторами. Хотя вылечить аутизм невозможно, как можно более раннее начало терапии может оказать существенное положительное влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

У детей, больных аутизмом, обычно наблюдаются проблемы в трех важнейших областях развития: социальное взаимодействие, речь и поведение. Однако поскольку симптомы аутизма существенно варьируются, два ребенка с одинаковым диагнозом могут вести себя по-разному и обладать очень разными навыками. В то же время признаком тяжелых форм аутизма в подавляющем большинстве случаев является полная неспособность общаться и как-либо взаимодействовать с другими людьми. У некоторых детей симптомы аутизма появляются уже в младенчестве. Некоторые нормально развиваются в течение первых месяцев или лет жизни, а затем внезапно становятся замкнутыми, агрессивными и/или теряют речевые навыки, которые они уже успели приобрести. Самые общие симптомы аутизма:

Социальные навыки

  • Отсутствие у ребенка реакции на собственное имя

  • Слабый зрительный контакт

  • Время от времени ребенок будто совсем не слышит, что ему говорят

  • Избегает физического контакта

  • Отсутствие явных признаков того, что он знает о чувствах других людей

  • Предпочитает проводить время в одиночестве

Речь

  • Начинает говорить после двух лет; развитие отстает в среднем на 30 месяцев

  • Теряет ранее обретенное умение произносить слова и предложение

  • Не поддерживает зрительный контакт во время разговора, в том числе, когда сам задает вопросы

  • Аномальный тон и ритм речи - например, ребенок может без связи с темой разговора говорить нараспев или «голосом робота»

  • Неспособность начать разговор и поддерживать его

  • Может точно воспроизводить слова и фразы, но не понимает, как их использовать

Поведение

  • Выполняет повторяющиеся движения: например, раскачивается, кружится на месте, стучит руками по поверхностям, и так далее

  • Ритуальное поведение

  • Раздражение при малейших изменениях в порядке, которого он сам решил придерживаться

  • Постоянное движение

Может надолго приковывать внимание к частям объектов - например, к крутящемуся колесу игрушечной машины; при этом он словно интересуется им в отдельности от игрушки, как самостоятельным объектом

Ребенок может быть необычно чувствительным к свету, звукам и прикосновениям; при этом он может быть нечувствительным к боли и/или не обращать на нее внимания.

Маленькие дети, страдающие аутизмом, не могут делиться своими впечатлениями с другими. К примеру, когда им читают, они не показывают пальцем на картинки в книге и не смотрят на человека, который им читает. Это оказывает большое влияние на дальнейшее развитие социальных и речевых навыков. С возрастом некоторые из таких детей учатся обращать на других людей больше внимания и при относительно мягких формах заболевания могут постепенно начать вести нормальную или почти нормальную жизнь. У других, однако, трудности с развитием речи и социальных навыков остаются на всю жизнь; проблемы могут обостряться во время переходного периода.

У большинства детей с аутизмом обучаемость хуже, чем у здоровых детей; у некоторых интеллектуальные способности ниже средних. Однако у части аутичных детей интеллектуальный уровень нормальный или даже высокий; они быстро обучаются, но испытывают трудности с применением своих знаний на практике. У небольшого числа больных аутизмом наблюдаются исключительные способности в некоторых сферах, например, в живописи, математике или музыке.

Рекомендуется обращаться к врачу, если:

  • У ребенка к 12 месяцам не возникает лепет

  • К 12 месяцам не развивается жестикуляция - например, ребенок не указывает на предметы, не машет рукой и так далее

  • Не произносит отдельных слов к 16 месяцам

  • Не произносит фраз, состоящих из двух слов и более - к 24 месяцам

  • Ребенок теряет ранее приобретенные социальные и/или речевые навыки - в любом возрасте.

Признаки аутизма у детей

В 1912 году швейцарский психиатр Юджин Блойлер впервые применил термин «аутизм» в одном из английских медицинских журналов. Тогда под аутизмом он подразумевал трудности, возникающие у больных шизофренией при общении с другими людьми. В том виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм был определён позже, в 1943 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим поведение одиннадцати малышей со сходными симптомами.

Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей и родителей - не только проявление любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на окружающих и словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации, ничего не интересует их. Ребёнок, у которого появляются симптомы, схожие с перечисленными выше, болен аутизмом. У этой проблемы есть несколько названий, в том числе синдром Аспергера, синдром Ретта. Но каждое из таких расстройств классифицируется как нервное расстройство аутического спектра и отличается лишь некоторыми симптомами.

Поведение детей, страдающих аутизмом

Аутизм, развивающийся у ребёнка постепенно, начинает проявляться в возрасте пятнадцати месяцев и полностью формируется к трём годам. Родители, взволнованные отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и играм, должны проверить ребёнка на наличие следующих симптомов:

  • Отказ от тактильного контакта с родителями.

  • Отсутствие речи к трём годам.

  • Ребёнок предпочитает быть один, чем с кем-либо.

  • Ребёнок отказывается контактировать с окружающим миром или не проявляет интереса к этому. У него отсутствуют или слабо развиты навыки невербального общения.

  • Малыш не хочет смотреть вам в глаза.

  • Жесты малыша странные и скорее нервные, чем выражающие что-то.

  • Ребёнок говорит, но монотонно, как будто повторяет заученный текст.

  • Многие дети с аутизмом повторяют слова других людей на манер эхо.

  • Необычные сенсорные реакции (на голос, запах, вкус, прикосновение).

  • Аутизм может быть как мягким, так и в острой форме. У многих детей подобные аутизму симптомы появляются после начала учёбы в школе, но это нормально: малыш привыкает к учёбе, новым людям, школьной атмосфере. Некоторые дети с тяжёлыми формами аутизма также умственно отсталые.

Аутизм: понять - значит победить

Аутизм - расстройство психики, имеющее широкий спектр и у каждого ребёнка проявляется неодинаково. Это состояние влияет на жесты, движения, речь, реакции. Не все дети, больные аутизмом, имеют какие-то физические проявления этого. Чаще всего аутизм проявляется в изменениях поведения, например следующих:

  • У ребёнка проблемы с общением, вербальным или невербальным. Это должно натолкнуть родителей на мысль, что у ребёнка есть нарушения. Развитие речи не соответствует возрасту, ребёнок повторяет слова монотонно, без всякого ритма.

  • Ребёнок демонстрирует одно и то же поведение и общению с окружающими предпочитает повторять какое-то одно действие.

  • У большинства детей аутизм начинает проявляться в возрасте от года до двух лет.

  • Такие дети не играют с другими малышами и предпочитают всегда расставлять свои игрушки в одном и том же порядке, причём всегда в зависимости от цвета.

  • Дети-ауты не боятся окружающего, но и не хотят менять ничего в своей жизни. Они настолько поглощены своими ежедневными занятиями, что перемены кажутся им чем-то неестественным.

  • У некоторых малышей аутизм проявляется и в расстройствах сна.

Помощь, необходимая малышу, больному аутизмом

Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая ребёнка-аута, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.

  • Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно.

  • Позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок, кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.

  • Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.

  • Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.

  • Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними.

  • Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и психологической помощью.

  • Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!