Конспект занятия для средней группы «Берегите лес – лес наше богатство.
Задачи:
— Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.
— Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.
— Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.
— Развивать любознательность, память, умение делать выводы.
— Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Картинки: дидактический материал (картинки деревьев), к подвижной игре «Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу», пазл деревьев, Кукольный театр(персонажи, деревья: яблонька, дуб, ель, осина, береза). саженцы (берёзки, ели, рябины), ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.
Интеграция областей: познание, безопасность, труд, чтение художественной литературы, коммуникация.
Ход:
Воспитатель: -Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие.
Воспитатель: -Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?
Дети: -В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.
Воспитатель: -А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?
Дети: -Посадить разные деревья.
Воспитатель: -Как вы думаете, человек может прожить без леса?
Дети: -Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».
Воспитатель: -Что же даёт человеку лес?
Дети: -Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.
Воспитатель: -Ребята, Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.
Воспитатель: -Сегодня к нам в гости пришел Лесовичок! Давайте поздороваемся и послушаем, что он нам расскажет.
Воспитатель: - Ребята, Лесовичок принес вам картинки.
(Показываю картинку березы) – это дерево-БЕРЕЗА. А как называются у березы листочки? (Берёзовые)
(показываю картинку клёна) – это дерево называется КЛЁН. А как называются его листочки? (Кленовые)
(показываю картинку дуба) – это ДУБ. А листочки дубовые.
(показываю картинку ель) –А это что за дерево? Ель (елка). А у елки- не листочки, а иголки.
Воспитатель: -Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: -Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?
Дети: Хвойный.
Воспитатель: -Молодцы. Предлагаю поиграть в игру «Создай лес»
Игра «Создай лес»
Дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.
Дыхательная гимнастика.
Цель: развитие дыхательного аппарата
Материал: листочки бумажные небольшие
Педагог раздает каждому по листочку.
Воспитатель: -Давайте мы с вами превратимся в ветер и сдуем листочки с ладошки.
Лесовичок: -Молодцы!
(Познавательный блок. Графические навыки
Цель: уточнить знания о строении дерева; развитие внимательности
Материал: пазлы дерево-6 шт.; картинки с деревом и листиками, карандаши)
Воспитатель: -Ребята, ветер так сильно дул, что картинки рассыпались. Давайте соберем. (По ходу проговариваем название частей дерева: корень, ствол, ветви, листья)
–А теперь соединим и покажем, как падают листочки с дерева!
Лесовичок: -Молодцы! Ещё я хочу посмотреть, умеете ли вы отгадывать загадки. А отгадки находить на картинках.
— Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. (берёзка)
— Что же это за девица не швея не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель)
— Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина) -У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. (сосна).
Лесовичок : -Молодцы. А сейчас я предлагаю посмотреть сказку «Как коза избушку построила»(кукольный театр)
Материал: персонажи, деревья: яблонька, дуб, ель, осина, береза
Музыка: Трек «Спокойная»
Текст сказки "Как коза избушку построила".
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали. Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. – Яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.
Пошла коза к елке:
— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка.
— Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает дуб. – По осени жёлуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:
— Мои листики и днём и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать – всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берёзе:
— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.
Воспитатель: -Ребята, а лесовичок пришел к нам не с пустыми руками, он принес нам подарок.
Лесовичок: -Да ребята, я принес вам маленькие саженцы деревьев. Посмотрите на них и скажите как они называются?
Дети: -Береза. Ель, Рябина.
Лесовичок: -Кто скажет, в какое время года лучше сажать деревья?
Дети: -Весной или осенью.
Лесовичок: -Пришло время посадить деревья.
Ребята одеваются и выходят на улицу сажать деревья.
Девочки придерживают саженцы и поливают, а мальчики, засыпают корни землёй.
Лесовичок: -Деревья мы посадили, но чтобы они выросли большими, надо их почаще поливать, следить , чтобы никто их не ломал, а то приходят ко мне в лес люди, ветки ломают, костры разжигают, цветы рвут, прямо не знаю что и делать?
Воспитатель: -Лесовичок, мы тебе подарим запрещающие знаки, которые ты можешь разместить в лесу.
Дети описывают знаки
Лесовичок: -Спасибо, ребята, мне очень пригодятся эти знаки. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Лесовичок: -Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.
Угощает детей сладкими орешками. Дети прощаются с лесовичком.
Воспитатель: -Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы узнали?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Как мы с вами будем ухаживать за нашими саженцами?