Тема занятия: Почва - святыня наша.
Цели и задачи: формировать понятие «почва»; познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами; раскрыть роль почвы в жизни растений; уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека; развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас, кругозор; воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие. Посадка.
2. Беседа по теме занятия.
Воспитатель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
-Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
-Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
-Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут? Сдаетесь?
-Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений: это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
-Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название? Почва.
-Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
- Сегодня нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
- Итак, давайте уточним ключевое понятие занятия и ответим на вопрос: что такое почва? Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
- А что значит «плодородный»? Плодородие – главное свойство почвы.
- Разберите это слово по составу.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
- Почему же почва плодородна?
- Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
- Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?
( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.)
- Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... (вода.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу.
(Глина.)
- Есть ещё один важный компонент почвы – это минеральные соли.
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (ответы детей)
– Только ли человеку нужна почва? (ответы детей)
-Каковы же причины загрязнения почвы? ? (ответы детей)
-Что нужно делать, чтобы сохранить почву? (ответы детей)
-Как вы можете объяснить смысл следующих пословиц? (ответы детей)
- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
3. Заключительная часть.
-О чем мы говорили сегодня на занятии?
- Что вам больше понравилось?
-Что вы запомнили с сегодняшнего занятия?
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: "Почва-святыня наша"»
Тема занятия: Почва - святыня наша.
Цели и задачи: формировать понятие «почва»; познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами; раскрыть роль почвы в жизни растений; уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека; развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас, кругозор; воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие. Посадка.
2. Беседа по теме занятия.
Воспитатель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
-Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
-Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
-Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут? Сдаетесь?
-Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений: это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
-Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название? Почва.
-Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
- Сегодня нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
- Итак, давайте уточним ключевое понятие занятия и ответим на вопрос: что такое почва? Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
Почему же почва плодородна?
Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
2. - Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?
( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.)
- Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... (вода.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу.
(Глина.)
- Есть ещё один важный компонент почвы – это минеральные соли.(слайд 7)
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (ответы детей)(слайд 8)
– Только ли человеку нужна почва? (ответы детей) (слайды 9-10)
-Каковы же причины загрязнения почвы? ? (ответы детей) (слайд 11)
-Что нужно делать, чтобы сохранить почву? (ответы детей) (слайд 12)
-Как вы можете объяснить смысл следующих пословиц? (ответы детей) (слайд 13)
- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
3. Заключительная часть.
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (разгадывание загадок, работа со словарем, практическая работа, объяснение пословиц). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.