Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественной деятельности в подготовительной группе Тема: «Роспись вазы хохломским узором ».»
Конспект занятия
по художественной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Роспись вазы хохломским узором ».
Подготовила: воспитатель Фитисова И. В.
Программное содержание: Продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора: "травки", осочки, капельки),"завейки"
Учить детей рисовать стебель – "криулю" и размещать на нём другие элементы узора
Упражнять в рисовании растительно – травного орнамента лёгкими круговыми движениями кисти. Закреплять умение рисовать завитки, лёгкую изогнутую травку
Учить рисовать новые элементы узора – ягоды и листья смородины и рябины
Закрепить знания о колорите хохломской росписи.
Материалы для занятия: Изделия хохломского промысла, украшенные узором из ягод и листьев смородины и из ягод листьев рябины. Предметные картинки с изображением рябины, таблица с элементами хохломской росписи, нарисованный на доске мелом контур вазы. Листья бумаги, вырезанные в форме ваз, тонированные жёлтым цветом. Гуашь. Мягкие кисти.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель показывает детям картинки, на которых нарисованы листья и ягоды рябины и смородины. Он рассказывает, что художники Хохломы любят украшать изделия узорами, в которые включают изображения разных ягод. На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья рябины. Они похожи и не похожи на настоящие. Ведь каждый художник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе.
Затем дети рассматривают хохломские изделия или иллюстрации с их изображением и находят на них элементы растительного узора – ягоды и листья рябины, на форму листьев рябины (на стебельке попарно расположены узкие листочки). Уточняет, какие ещё элементы нарисованы на плавно изогнутой ветке (завитки и травка).
Затем проводится сравнительный анализ узоров на вазе и миске, которую дети видели на прошлом занятии. Воспитатель задаёт вопрос: чем отличается ваза от миски (ваза высокая, а миска – низкая). Затем проводит раздвинутыми пальцами по узору на вазе и миске, чтобы дети наглядно увидели различие в ширине узоров, и спрашивает, чем отличаются узоры на высоких изделиях от узора на низком изделии. Вместе с детьми делается вывод о том, что на низкой миске ягоды и листья были нарисованы прямо на веточке, а на вазе ягоды и листья изображены на отходящих от веточки вверх и вниз стебельках. Это делает узор широким, и он заполняет большую часть поверхности изделия. Мелом на доске воспитатель показывает, как изобразить изогнутую ветку с отходящими от неё стебельками для ягод и листьев.
Затем определяются последовательность и способы рисования. 1. Оформление каймы. Воспитатель обращает внимание детей на то, что кайма на высоких изделиях состоит из нескольких полосок (2-3). 2. Потом рисует стебель – "криуля". 3. К нему пририсовываются листья и ягоды. Листья рябины рисуются приёмом примакивания (бокового мазка), листья смородины – концом кисти, расположенной вертикально, ягоды – ватной палочкой способом тычка. После этого добавляются мелкие детали узора: травка и завитки.
В конце занятия рисунки детей помещаются на выставку. Воспитатель ещё раз уточняет, как построен узор (изогнутая ветка с ягодами, листьями, травкой), сколько места занимает узор на изделии, получился ли он густым, нарядным, каково сочетание красок.