Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе: чтение ненецкой сказки «Кукушка».
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Задачи:
-закреплять понятие о том, что наша речь состоит из слов, упражнять в подборе прилагательных к слову «мама».
- обогатить речь детей словами «малица», «пимы», «чум». Продолжать учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы.
-помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка»
-воспитывать чуткое и заботливое отношение к маме.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение: Н. Саконской .
От чистого сердца
Простыми словами.
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её
Как надежного друга.
За то, что у нас
С нею все сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее
И за то, что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем открыть
Ей сердце свое.
И просто за то, что
Она наша мама.
Мы крепко и нежно
Любим её.
Воспитатель: Мама-это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит одинаково ласково на всех языках мира. А как ласково вы ребята, называете своих мам. (ответы детей)
-Расскажите, какая у вас мама. Д/И «Добавь словечко» на подбор прилагательных. (мама добрая, мама ласковая ит.д.)
Словарная работа (показ презентации)
ненцы – жители севера России;
тундра - холодные северные безлесные пространства;
чум – жилище ненцев шалаш, покрытый шкурами;
пимы – зимняя обувь северных народов — высокие сапоги из шкур с ног оленя мехом наружу;
малица – у жителей Крайнего Севера: длинная верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу.
Показ фото кукушки, краткий рассказ об особенностях этой птицы.
Кукушка, единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка. Обычно бывает так что, быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
Физкультминутка «Птички»
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,
Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»
По лесу летают, вокруг столов)
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)
- А сейчас послушайте, ненецкую народную сказку «Кукушка».
Чтение сказки воспитателем, показ иллюстраций.
Беседа по содержанию сказки.
-Какой конец у этой сказки?
-Почему заболела мать?
– Почему мать превратилась в кукушку?
– Какими были дети? (беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными)
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (выслушать ответы, прочитать отрывок)
-Как вы думаете, почему там, где пробегут дети оставался красный след?
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
-А мог бы у этой сказки быть другой конец? Какой?
– В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка? (ответы детей).