ГБУ РБ Юго-западный межрайонный центр «Семья»
отделение социальный приют для детей и подростков
в Альшеевском районе.
Конспект занятия
по ознакомлению с культурой башкирского народа
на тему:
«Моя Республика»
Подготовила и провела
воспитатель Хисматуллина Г.М
с.Раевский
Программное содержание:
Познакомить детей с Республикой Башкортостан, дать общие знания: - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (герб, флаг), национальным костюмом. Обеспечить правильное усвоение башкирской народной сказки.
Упражнять в умении отвечать на вопросы с полным, обоснованным ответом. Воспитывать культуру поведения и культуру речи, интерес и уважение к народной культуре, народным традициям; формировать дружеские чувства дошкольников к другим народам и их культуре. Вызвать положительные эмоции от увиденного, и услышанного.
Материал:
Карта России, изображение герба и флага Башкортостана, иллюстрация мужчины и женщины в национальном башкирском костюме, книга с иллюстрациями «башкирский костюм», магнитофон, аудио запись с башкирской мелодией, платки для игры «Юрта», мяч, текст сказки «Сказ о курае».
Предварительная работа:
Разучивание башкирских народных игр «Липкие пеньки» и «Юрта», слушание башкирских мелодий (звучание курая), аппликация «башкирский орнамент», рассматривание иллюстраций с башкирской национальной одеждой,
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Алсу. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла нам хорошее настроение. (Психогимнастика: игра «Передаем хорошее настроение» через улыбку и рукопожатие).
- Наше настроение стало еще лучше, всем стало немного светлее и радостнее. Спасибо, Алсу! Ребята, а вам нравится Алсу? Да, она красивая, нарядная. Как вы думаете, кто она по национальности? А как вы догадались? Она хочет узнать, что вы знаете о своей Республике. Расскажем ей? Алсу спрашивает:
- В какой Республике мы живем?
- Какой город является столицей нашей Республики?
- А как называется село, в котором мы живем?
- В какую большую реку впадает наша река Дема?
Молодцы, дети, нашей гостье Алсу понравились ваши ответы.
Республика Башкортостан, точкой отмечена столица – город Уфа. Какой город является столицей Башкортостана (дети повторяют хором и по одному несколько детей).
- Ребята, в Башкортостанеживут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. (татары, русские, чуваши, мордва, башкиры, удмурты, марийцы и др.).
Игра с мячом «Родной язык».
Дети встают, воспитатель бросает мяч ребенку и называет людей одной национальности, а ребенок – какой язык родной у этих народов (татары – татарский, чуваши – чувашский, башкиры – башкирский и т.д.).
- Все мы знаем, что у каждой республики есть свои государственные символы: герб и флаг. Посмотрите на герб Башкортостана: на фоне восходящего солнца изображен национальный герой башкирского народа, поэт, воин-джигит Салават Юлаев. По краю герба расположен башкирский национальный узор. Под гербом – лента, окрашенная в цвета флага и соцветия курая – растение, из которого делают национальный инструмент башкирского народа – курай. Этот же цветок изображен и на флаге.
Флаг трехцветный. Какие цвета присутствуют в оформлении флага?
Каждый цвет имеет свое значение: синий – это безоблачное небо, белый – миролюбие, чистота души народа, зеленый – свобода, вера в жизнь.
- Башкортостан – очень красивый край. Если посмотреть с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера, реки. Там добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное богатство – это люди.
Давайте посмотрим национальную башкирскую одежду. Ангелина, расскажи, пожалуйста, нам, какую одежду носили женщины? (ребенок рассказывает, воспитатель показывает детям иллюстрацию из книги). А Сережа хочет рассказать нам о мужской одежде (пополняю рассказы детей об украшениях)…
- Народ в Башкортостане отмечает много праздников, обрядов, где они отдыхают, веселятся, поют, водят хороводы, играют…
Какие башкирские игры вы знаете? («Липкие пеньки», «Юрта»).
Физ. Пауза:
игра «Юрта».
- А сейчас сядьте поудобнее и слушайте внимательно. Я прочитаю вам интересную башкирскую сказку, которая называется «Сказ о курае». (затем задаю детям вопросы):
- Кто запомнил, как называется сказка, чья она?
- Почему хан приказывал убивать всех джигитов, которые брили ему голову?
- Как же так случилось, что последнему джигиту он не велел отрубить голову?
- И как поступили с этим джигитом?
- Как смог выжить джигит в лесу?
- Как он смог вернуться в родные края? Что ему помогло?
- Вот такая интересная башкирская сказка о растении курае, который настолько любим народом, что его изображение присутствует и на гербе, и на флаге Республики Башкортостан.
- Вот и закончился наш рассказ о Башкортостане. Алсу, тебе понравилось? Да, она очень довольна. Она говорит, что ей понравилось, как вы отвечали, рассказывали, слушали сказку… Она благодарит вас, говорит вам спасибо.
А для вас, дети, что было самым интересным?
Что нового вы сегодня узнали?