СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка будет полезна воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми  старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста»

ТЕМА: ВСЕЛЕННАЯ

Цели и задачи:

-Сформировать у детей понятия «космос», «космичес­кое пространство»;

-Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», метеоры;

-Ввести понятие «Вселенная»;

-Пробуждать интерес к познанию окружающего мира;

-Развивать любознательность; активизировать словарь детей;

-Воспитывать самостоятельность, активность инициативность; умение работать в коллективе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

Дети объединяются в микрогруппы по 3-4 человека. Каждая микрогруппа получает задание сложить разрезную картинку.

МАТЕРИАЛЫ   К  ЗАНЯТИЮ

Разрезные картинки с изображением ракеты; иллюстрации «Представления древних людей о нашей планете», метеор, комета, звезды; глобус.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приветствие.

Игра «Здравствуйте»

Здравствуйте, девочки!  Педагог приветственно машет рукой

Здравствуйте!  Девочки приветствуют педагога

Здравствуйте, мальчики!  Педагог приветствует мальчиков

Здравствуйте!  Мальчики приветствуют педагога

Солнышко, здравствуй!  Все поднимают руки вверх

Здравствуй, здравствуй  Скрещивают прямые руки над головой

День такой прекрасный.  Протягивают прямые руки вперед

Здравствуй, здравствуй!  Хлопают в ладоши

2.Введение в тему занятия: педагог предлагает детям сложить разрезные картинки.

-Что изображено на картинках? (ракеты)

- Как вы думаете для чего люди используют ракеты? (для полетов в космос)

-Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Правильно, о космосе.

3. -Если в космос ты взлетишь, 

Из окна ракеты 

Увидишь шар наш голубой

 Любимую планету!

- Как называется наша планета? Какую форму имеет наша планета? Это хорошо видно на модели нашей планеты. Как мы назовем модель земного шара? (Глобус)

-Люди не сразу узнали, что Земля – это шар. В древности они считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добрать­ся до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти морепла­ватели и убедились в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путеше­ствие. «Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

Опыт «Земля имеет форму шара»

- Вот у нас в группе лежат небольшие воздушные шары (круглые). Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы буде­те аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то ско­ро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.

Вот так и наши путешественники убедились, что земля - это шар.

- Что же тогда окружает Землю?

- Да, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли – это космос или ВселеннаяВселенной нет конца и края. Она наполнена множеством планет, звёзд, комет и других небесных тел. Там царит холод и мрак (темнота). Там нет воздуха. А если нет воздуха, то нет… чего? (Жизни).

- А так как в космосе нет воздуха, там невесомость, все предметы там плавно летают, плавают.

Давайте и мы с вами поплаваем как в космической невесомости.

Физкультминутка: игра-импровизация «Обитатели космоса».

(Дети выполняют плавные движения под космическую музыку.)

- Ну, вот мы с вами и побывали в космической невесомости.

- Космическое пространство не пустое, оно заполнено различны­ми космическими телами - звездами, планетами, кометами и метеоритами.

- Как вы думаете, звёзды, они какие? Вам хочется взять их в руки?

- Раньше, когда люди считали Землю плоской, они дума­ли, что днем она накрыта голубым колпаком - небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды - это совсем дру­гое.

-Кто из вас читал или слышал, что такое звезды? Пра­вильно, звезды - это огромные огненные шары.

Что такое звезды?

Если спросят вас-

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

 (Р.Алдонина)

-Почему же они кажутся нам такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас.

- Какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда - Солнце. Это огромный раскаленный шар. На самом Солнце жизни нет, потому что там очень жарко. Оно излучает свет и тепло, дает жизнь людям, животным и растениям, без него не было бы жизни на Земле.

- Ребята, если светят звёзды, небо чёрное, то какое это время суток?

- Как вы думаете, звёзды светят только ночью? (ответ детей).

- Я хочу с вами поспорить и доказать вам, что звёзды светят и днём.

Опыт «Звезды светят постоянно»

Пробьем дыроколом отверстие в картоне и вложим его в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате возьмем в одну руку конверт, в другую фонарь. Включим фонарь и на расстоянии 5 сантиметров поставим на обращенную к вам сторону конверт, потом на другую сторону.

-Что вы увидели? Дырки в картоне не видны через конверт, если светить на освещённую к вам сторону, но становятся хорошо заметны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

- Почему?

В освещённой комнате свет проходит через дырки в картоне независимо от того, где находится свет фонаря, но видно становится их тогда, когда отверстие, благодаря проходящему через него свету начинает выделяться на темном фоне. Со звёздами происходит то же самое. Они светят и днём и ночью, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Значит звёзды светят и днём.

-Подвижная игра «Космонавты» (нарисовать круги на полу)

Что еще есть в космосе?

- В пространстве между Солнцем и планетами носятся камни разной величины и пыль. Когда они влетают в атмосферу Земли, говорят «звезда упала». На самом деле это твердый маленький камень, прилетевший из космического пространства, во время падения он сильно раскаляется и начинает светиться. Но очень скоро камешек сгорает и пропадает. Эти небесные камни называются «метеоры». Их надо отличать от метеоритов. Метеоритами называют только те камни, которые долетели до Земли и упали на нее. Размеры их самые разные. (показ иллюстраций)

- Отчего в ночном небе иногда вспыхивают огненные черточки?

- Как называется метеор, долетевший до Земли?

- Кроме звезд и планет в космосе движется огромное количество различных кометКомета - это (от др. -греч. komts — «волосатый, косматый») — небольшое ледяное небесное тело, движущееся по орбите в Солнечной системе. У кометы есть хвост и голова. Хвост образуется за счёт испарения пыли и газа с ее поверхности. (показ иллюстраций)

Стихотворение о комете.

Древние люди боялись комету,

Хвостатой звездою прозвали за это.

Ей приписали большие грехи:

Болезни и войны - целый пуд чепухи!

Однако комета об этом не знает

И, хвост распустив, вокруг Солнца летает.

Хвост у кометы огромной длины,

Может достать от Земли до Луны.

Он ведь прозрачный, воздушный такой

Вряд ли он чей-то нарушит покой.

А голова тяжела у комет,

И полетав свои тысячи лет,

Комета стареет и умирает

И красочным, звездным дождем выпадает!

- Сейчас люди осваивают Вселенную: запускают космические автоматы к планетам, готовят раке­ты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий.

4.Рисование «Что я могу увидеть в космосе»

5. Итог.

Рассматривание рисунков.

- Что такое космос? Как его можно назвать по-другому? Чем наполнен космос?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!