Конспект занятия по познавательному развитию
в средней группе
Тема: «Огонь – друг и враг»
Воспитатель Стечкевич С.В.
Ход занятия.
В. – Ребята, послушайте внимательно загадку:
«Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!» (Огонь).
В. – Мы сегодня, ребята, собрались здесь, чтобы узнать друг огонь нам или враг.
(стук в дверь).
В. – Нам из леса пришла телеграмма:
«Дорогие ребята, помогите! У нас в лесу перессорились все звери!»
Белочка.
– Что же случилось в лесу? Садитесь, ребята, в автобус и поедем в гости к лесным жителям.
(дети поют песню).
В. – Ой, смотрите, дорожный знак. А что он означает?
Дети– Скоро будет лес и место для отдыха!
В. – Мы приехали, выходите из автобуса. А вот еще один знак!
Дети – Этот знак означает, что здесь костер разжигать нельзя.
В. – Вот и лесная полянка, а где же зверята?
Выходят белочка, ежик, мишка, зайка. Зверята спорят.
Сценка:
Мишка: «Я еще очень маленький. Скажите мне огонь — это друг или враг?»
Ёжик: Конечно друг. Если я замерз в лесу – приду домой, натоплю печь, согреюсь.
Заяц: Конечно огонь друг. Сейчас разожгу огонь, сварю капусту и наемся.
Белочка: Нет, нет, огонь – враг. Мои бельчата играли спичками и подожгли наш дом. Еле спаслись от огня.
В.– Подождите, не спорьте. Вот мы у ребят сейчас спросим.
Скажите ребята, для чего нам нужен огонь?
Дети рассказывают по иллюстрациям: варить еду, греться. На заводах, чтобы делать стекло, металл ….
В. – Значит огонь нам друг.
А когда огонь приносит вред ? (ответы детей)
В. – Давайте запомним правило: «Огонь станет нашим врагом, если с ним обращаться неосторожно».
Твои бельчата, белочка, не знали этого правила и поэтому случилась беда. А еще, белочка, ты должна научить их правилам пожарной безопасности, которые знают наши дети:
1 реб.:
Не играй дружок со спичкой!
Помни ты она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла!
2 реб.:
Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей!
3 реб.:
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй!
Даже крошка – огонек
От пожара не далек.
4 реб.:
Не бери из печки жар, ведь и он таит пожар.
Уголек хоть невеличка, но опасен,
Как и спичка!
Б. – Спасибо, ребята, я обязательно научу их правилам пожарной безопасности
Но где же эти непоседы?
(бельчата – игрушки сидят под деревом, рядом – декорация костра).
– Ах вы, озорники, вот я вам сейчас задам!
(убегает с бельчатами).
В. – Ну вот – убежали! А костер?
«Чирк беспечно
И на спичке огонечек аленький!
Смотришь, спичка – невеличка,
А пожар – не маленький!»
В. – Что же нам делать, ребята?
Дети: засыпать огонь землей. (тушат костер)
В. – А какие правила поведения в лесу нужно соблюдать?
Ответы детей…
«Гуляешь в лесу – заруби на носу
Огня оставлять ты не должен в лесу».
В. – Кажется справились, можно и в д/с возвращаться.
Вбегает Рассеянный с улицы Бассейной.
Р. – Здравствуйте, вы что тут делаете?
В- мы помогали лесным жителям выучить правила пожарной безопасности.
Ребята, а вы узнали кто это? Правильно. Это человек Рассеянный с улицы Бассейной. А что вы здесь делаете?
Р. – У меня здесь в лесу дача. Пойдемте ко мне в гости. Заходите. Здесь я кушать варю, а это телевизор. Утром такой дождь был, весь промок. Вот белье повесил над плитой.
В. – Какой ужас! Телевизор не выключен, утюг тоже, над включенной плитой сушится белье. Давайте, ребята, расскажем какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать, что бы ни случилась беда.
1 реб.:
Телевизор включённым
Не оставляй,
Собрался на улицу –
Сразу выключай.
2 реб.:
Не суши бельё над газом –
Всё сгорит единым разом.
3 реб.:
Если ты включил утюг
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь
Всё ли выключил проверь.
В. – если бы дети не пришли к тебе в гости, то вся твоя дача могла бы сгореть.
Р. – А я знаю, что делать, если случится пожар. Срочно позвонить по тел. 103 и спрятаться.
В. – Ты опять всё напутал. Давайте ребята расскажем, что нужно делать в первую очередь, если появился огонь и дым.
– Если огонь маленький можно попробовать вылить на него кастрюлю воды.
– Если огонь не погас, надо убегать из дома, вызывать пожарную команду по тел. 101.
– Если дверь закрыта нужно звать людей на помощь.
«Знает каждый гражданин
Этот номер 101.
Если к вам пришла беда,
Позвони скорей туда,
А если нету телефона –
Позови людей с балкона».
Р. – А пока будет ехать пожарная команда надо от огня спрятаться под кровать или за шкаф. Вот как мой друг Буратино (показывает картинку).
В. – Ребята, можно ли так делать? Почему нельзя во время пожара прятаться? (Ответы детей)
В. – А что нужно сделать, чтобы не задохнуться от дыма? (ответы детей)
Р. – Ой, как много вы знаете.
В. – А наши дети умеют и пожарную команду вызывать.
Р. – И я умею!!!
В. – А вот мы и проверим.
Игра «Кто правильно вызовет пожарную команду?»
(Рассеянный вызывает по телефону, но забывает назвать свой адрес)
В. –Мы дарим эти картинки с правилами пожарной безопасности тебе, Рассеянный, и будь осторожен. А нам пора возвращаться в д/сад.
(сели в автобус, песня).
В. – Вот мы и вернулись. Давайте вспомним, какие поговорки про огонь мы знаем.
– Спички не тронь – в спичках огонь.
– Коробка спичек хоть мала, наделать может много зла.
– Малыш со спичками шалил шалун в больницу угодил.
В. – А что мы сегодня узнали про огонь?
«Огонь – нам друг, без него обойтись нельзя, но если с ним обращаться неосторожно он станет нашим врагом».
Без ругани и ссор
Живет огонь в квартире,
Но просит лишь о том,
Что б вы с ним не шалили.
Он всегда бывает разным Злой огонь – огонь пожара
Удивительный огонь. Злой огонь – огонь войны!
То буяном безобразным, А без доброго огня
То тихоней из тихонь... Обойтись нельзя и дня.
Да, огонь бывает разный – Всем огонь хороший нужен
Бледно-желтый, ярко-красный, И за то ему почёт,
Синий или золотой, Что ребятам греет ужин
Очень добрый Режет сталь и хлеб печёт.
Очень злой.