Конспект занятия по развитию речи для детей группы с СНР "Признаки осени".
Дифференциация гласных I – II ряда .
Цель - научить детей различать твердый и мягкий согласный перед буквами;
Задачи:
Образовательные
- формировать у учащихся представления о функциях гласных первого и второго ряда;
- формировать и закреплять знания детей в различении твердых и мягких согласных перед гласными.
- уточнить знания о явлении природных условий, о признаках осени;
- употреблять существительные в Т.п. с предлогом «С» Кто с чем встречается?(пирог с капустой).
- развивать память, зрительное восприятие, мышление;
- упражнять в использовании предлогов в, на, под (), в правильном произношении поставленных звуков
- практическое употребление существительных с суффиксами: -онок, - енок,.
- учить отвечать на вопросы полным предложением;
- формировать связную речь;
2. Коррекционно – развивающие
- развивать мышление, слуховое и зрительное внимание;
- развивать умение сравнивать артикуляцию гласных с опорой на речедвигательные ощущения, слуховое и зрительное восприятия;
- упражнять в узнавании гласных первого и второго ряда;
- развивать фонематическое восприятие путём дифференциации твёрдых и мягких согласных с гласными в словах;
- корригировать и развивать умение читать слоги с гласными буквами при работе со словарными словами;
- формировать умение правильно выбирать гласную букву при выполнении письменных заданий;
- упражнять в обозначении мягкости и твёрдости согласных цветом.
3. Воспитательные
- воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: - Картинный материал, словарная работа, угощения, муляж грибов и т.д.
План занятия.
1. Организационный момент.
- Поприветствуем друг друга и гостей.
- Настроимся на правильную плавную речь, выполним упражнения.
Но сначала сядьте на свои места .
Сопровождение - фрагменты произведения П.И.Чайковского «Времена года».
молитва
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Послушайте Загадку.
Загадка
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Когда это бывает? (осенью).
Знаете ли вы, что Осенью в старину на Руси был праздник Осенины? Встреча осени в первом месяце Сентябре. Давайте и мы вспомним про осень и позовем ее к нам на праздник: « Матушка Осенина, приходи! Матушка Осенина, погости!».(картинка) на доску.
Золотая Осень: учитель
В сентябре немало дней,
Привела она друзей.
Давайте спросим каких друзей привела к нам осень?
Матушка Осенина, а каких друзей с собой к нам привела?
Осень: - учитель
Пряники медовые,
Листья золоченые,
И картошку, и грибы –
Все подарки хороши.
Хлеба полны закрома
Вам в подарок принесла.
Дождь и ветер принесла
Все подарки раздала.
вот такие подарки.
- 1 гость Лука Брусничник: (Вывешиваю картинку)
Его день, 5сентября, ходили красны девицы за ягодой брусникой. Хороша моя ягода и в варенье, и в компоте. А из листьев брусники вкусный и полезный чай получается.
. А вот и еще гость.
- 2 гость Тит:
Его день – 7сентября – начало сбора и заготовки осенних грибов. Про него говорят: «Святой Тит последний гриб растит». Кто знает как называются грибы?(муляжи)
Осень: учитель
. А узнаете ли ещё одну гостью?
- 3 гость. Наталья Овсяница:
Её день – 8сентября. Все её кашу едят да нахваливают: «Хороша кашка, да мала чашка». Её кашка сытна, для здоровья: добрым молодцам дает силушки, красным девицам – красоту. А еще из зерна пекут печенье овсяное.
учитель -Угадайте, кого к вам в гости я еще позвала?
загадка
« Я вырос на грядке,
Характер мой гладкий.
Куда ни приду.
Всех до слез доведу».(лук)
- 4 гость Лук Созонт:
Его день – 12сентября – начинают убирать лук. Люди говорят, что «Лук от семи недуг» и оберегает от всех бед. Поэтому в домах связки лука вешают. С луком надо дружить и в пищу употреблять.
Учитель - Вот и еще одна гостья.
Загадка
Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо
Узнаешь ее? (Капуста).
- 5 гость Капуста:
Её день – 27сентября – Воздвиженье. В этот день капусту рубят и на зиму заготавливают. Полезна капуста для здоровья. А что делают из капусты?(щи, пироги, голубцы).
Учитель давайте послушаем кого осенина пригласила к нам в гости. (компьютер)
вывешиваю картинку.
- 6 гость Старуха Простуда:
А про меня забыли?
Я Старуха Простуда,
Житье мое осенью очень нехудо.
Сейчас как чихну!
И как кашляну!
И всех ребятишек я вмиг заражу!
Я вам подарю и ангину, и насморк,
И кашель любой!
Хотите сейчас подружиться со мной?
Учитель - хотите дети дружить с простудой? Прогоним её!
Логопед: На доске словарная работа (Брусника, Каша, Лук, Капуста, Грибы) Выделить гласные звуки.
- Сегодня мы познакомимся с интересными гостями, чем они вам понравились.
- Какие звуки мы повторили? (гласные назовём их) и дадим характеристику чем отличаются гласные (они поются) ,а согласные нет.
Примерные вопросы детям: .-Как называется праздник осени? Ответ:Осенина. Для чего нужно есть овощи? Ответ: для здоровья. Кто такая Наталья овсяница? Что происходит в её день?( собирают зерновые культуры). Что может подарить нам простуда? (болезни).
Итог. Нарисуем золотую осень