ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат № 23»
Конспект занятия по внеклассному чтению
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Подготовила
воспитатель:
Маркова О.Н.
Белгород, 2017
Тема: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Цель: Прививать положительное отношение к литературе
Задачи:
Образовательная
Коррекционные
Активизировать и расширять словарный запас воспитанников с нарушением слуха
Развивать речь воспитанников, умение давать полные ответы на вопросы
Развивать творческие способности воспитанников
Воспитательные
Воспитывать желание и стремление читать самостоятельно произведения русских писателей
Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.
Воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви, гуманное отношение к человеку
Предварительная работа
- Знакомство с творчеством автора
- Чтение и анализ произведения
- Просмотр киноспектакля «Бедная Лиза»
I. Орг. момент
Правила поведения на занятии (плакат на доске)
На занятии нельзя разговаривать, когда захотелось
Если хочешь ответить – подними руку
Если тебя спросили – говори громко
На того, кто говорит нужно смотреть
Приветствие гостей
Проверка готовности к занятию (проверить аппараты, все ли хорошо слышат)
II. Объявление темы занятия
(на доске репродукция картины «Бедная Лиза» Ореста Кипренского)
- Посмотрите на портрет и назовите тему нашего занятия.
III. Фонетическая зарядка
(Прочитать: вместе, по-одному, быстро, тихо-громко, с переносом логического ударения)
IV. Основная часть
План занятия:
Будем слушать, отвечать на вопросы
Будем читать отрывки из повести «Бедная Лиза»
Будем инсценировать отрывок из повести
Словарная работа:
Хижина - небольшой бедный дом
Готические башни – высокие строения, имеющие арки и заострённые башни.
Работа на слух с экраном
(Сегодня мы будем работать над повестью «Бедная Лиза»)
(Повесть «Бедная Лиза» написал Николай Михайлович Карамзин)
(Действие происходит в окрестностях Москвы)
(Лиза - бедная крестьянская девушка, Эраст - богатый дворянин, мать Лизы - больная старушка, Анюта - девушка-соседка Лизы, автор - знакомый Эраста).
Выборочное чтение.
Рассмотри иллюстрации (на компьютере). Какие строки можно подписать под ними. Найди в тексте и прочитай их.
Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря.
Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.
Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.
...Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!
...После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать своего слова, всякий вечер виделись...
На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она - Эраста. "Ах!" - закричала Лиза и бросилась к нему...
"Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра"
Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сенью древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.
Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!
- Физ. минутка. «В лес за ландышами»
(На компьютере изображение леса с ландышами, звучит музыка «звуки леса»).
(Предлагается всем встать, выйти из-за парт и повторять движения за учителем).
Почувствуем запах ландышей, травки и свежего ветерка (упражнение на дыхание). Поднимем взоры на небо, устремим на нежно-цветущие цветы, на яркое солнце, на тихо журчащую воду, (упражнение для глаз и шейного отдела), собираем букет из ландышей как Лиза (учащиеся вызываются по одному к доске, «срывают» ландыш, на котором размещен вопрос). Учащийся забирает ландыш себе, в случае правильного ответа.
Вопросы на ландышах:
Назовите жанр литературного произведения "Бедная Лиза".
Назовите литературное направление, в котором написано данное произведение.
Когда была написана и где опубликована повесть «Бедная Лиза»
Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?
Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?
Сколько лет было главной героине Лизе?
Как автор называет Лизу? (Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой)
Куда должен был уехать Эраст? (в Армию)
Почему Лиза не могла быть женою этого молодого человека (Они были из разных сословий)
Почему Эраст отверг Лизу? (Ему пришлось жениться на богатой вдове из-за долгов)
Назовите причины самоубийства Лизы. (Любовь к Эрасту, легкомыслие Эраста, измена Эраста, обманутое доверие, потеря смысла жизни)
Как ведет себя Эраст после гибели Лизы? («не мог утешиться и почитал себя убийцею», посещает ее могилу)
Лиза рвала в лесу ландыши, а сейчас можно собирать ландыши в лесу?
Почему?
Инсценировка отрывка из повести «Встреча Лизы и Эраста» .
Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась.
- Ты продаешь их, девушка?"
- Продаю.
- А что тебе надобно?
- Пять копеек.
- Пять копеек? Это слишком дешево. Вот тебе рубль.
- Я не возьму. Для чего же? Мне не надобно лишнего.
- Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берешь рубля, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня.
(Лиза взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку)
- Куда же ты пойдешь, девушка?
- Домой.
- А где дом твой?
(Лиза показала, где она живет и пошла.)
V. Обобщение
Итог занятия.
Как вы оцениваете поступок Лизы?
VI. Рефлексия
Если вам было интересно на занятии, оно вам понравилось, положите свои ландыши в корзинку.
Спасибо за работу! Все могут быть свободны.