СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей". Презентация к занятию выложена отдельным файлом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей"»



ПРЕДМЕТ: ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «Развитие познавательных способностей» (обще-интеллектуальное направление).

КЛАСС: 3Б, курс «РПС», информатика, логика, математика.

Учитель: Караваева Л.В.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Тренировка зрительной и слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Цель: развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, речи.

ТИП ЗАНЯТИЯ: КОМБИНИРОВАННОЕ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор,

у учащихся: рабочая тетрадь, карточки для групповой работы, разноцветные квадраты, спички.



Задачи занятия:

  • Совершенствовать мыслительные операции;

  • Развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;

  • Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

  • Развивать навыки контроля и самоконтроля;

  • Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников

ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;

ФОРМИРОВАНИЕ УУД: ЛИЧНОСТНЫЕ самооценка работы своей и работы группы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на занятии, свои действия и координировать действия членов своей группы; умение соотносить образец со своей работой;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ: работа в группах, технология развития творческих способностей

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тетрадь №1 О.А.Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей) для учащихся 3 класса «Юным умникам и умницам». Москва, Издательство РОСТ 2015 год.



Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Занятие мы сегодня начнём со сказки, которую нам расскажет Сапожникова Полина, а вы очень внимательно её послушайте.

- Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?


Дети слушают сказку и отвечают на вопрос.

(ум, смекалка, сообразительность)

2. Постановка цели занятия. (слайд 2)

-Какие цели мы поставим на сегодняшнее занятие, дополните:

развивать…









- А с чего мы начинаем обычно наши занятия?

Разминка:




  1. Русская сказка «Финист – ясный …»

  2. Грустное время года.

  3. Музыкант, играющий на скрипке.

  4. Индийский фокусник.

  5. Место в театре, где играют актёры.

  6. Ёмкость для хранения бензина.

  7. В море белый дом плывёт, из него дымок идёт. Вот и берег на виду, дом как крикнет: «Ду-ду-ду».

  8. Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

  9. Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?

  10. Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова?

Дети определяют цели занятия

Развивать:

память

внимание

воображение

логическое мышление

речь





- С разминки.

Каждая группа выдёргивает по 2 вопроса, на которые будет отвечать во время разминки. За каждый правильный ответ группа берёт себе жетон.


1.Сокол.

2.Осень.

3. Скрипач.

4. Факир.

5. Сцена.

6. Канистра.

7.Пароход.

8. Бабочка

9.Мороз.

10. Огонь.

(Если команда не знает ответ на вопрос, она может обратиться за помощью к другой команде или какому-то игроку, если ответ на вопрос не знает никто, дети находят ответ в Интернете).

3. Логогрифы. (слайд 3.)

-Выдерните карточку с очерёдностью выбора вопроса.


Стоимость вопроса на 10 баллов – 1 жетон, 20 баллов – 2 жетона, 30 баллов – 3 жетона, 40 баллов – 4 жетона, 50 баллов – 5 жетонов.

Если вы даёте неверные ответы на вопросы стоимостью в 30, 40 и 50 баллов, то платите штрафные очки. Вопрос на 30 баллов – 1 жетон,

Вопрос на 40 баллов -2 жетона, вопрос на 50 баллов – 3 жетона.



Выдёргивают карточку с очерёдностью вопроса. Выбирают вопрос в порядке очерёдности и находят ответ на него.

4. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти (слайд 14)


- Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь запомнить всё до мельчайших подробностей. Рисунок закрываю.

Ответьте на вопросы по рисунку письменно в тетради на с. 36.

Каждый отвечает индивидуально, если возникнут трудности, можно обратиться за помощью к своей группе.

- Сколько мячей на рисунке?

- Какая буква написана на кубике?

- Собака сидит?

-Есть ли пуговицы на костюме?

-С какой стороны от клоуна занавес?

-Колпак на клоуне в горошек?


-Сверьте в группе свои ответы. Придите к общему мнению.

- За каждый правильный ответ берёте себе жетон.




Смотрят на рисунок, запоминают.

Письменно отвечают на вопросы.

Сверяют ответы с образцом.

Оценивают свою работу.


5. Упражнение на развитие внимания, зрительной памяти.

Даны пары слов (слайд 16)

Смотрим на слова в течение 30 секунд, запоминаем, проводим ассоциации, затем я слайд убираю, а вы письменно восстанавливаете второе слово каждой пары.


- Сверьте работу с образцом.



Запоминают пары слов, выполняют задание на с. 35 в рабочей тетради.

Сверяют в группе свои ответы. Приходят к общему мнению.

Сверяют ответы с образцом и оценивают свою работу.









6. Упражнение на развитие речи. (слайд 18)

Иностранец, недавно начавший изучать русский язык, выразил свои мысли так. Поправьте его.

Вместе всей группой корректируете предложение, один ученик записывает его в тетрадь. За каждое правильно составленное предложение команда получает жетон.

Работа в тетради на с. 36 у. 6 (работа в группе).

Проверка.

Самооценка.





7. Работа с фразеологизмами. (слайд 19)

-Подумайте, о каком человеке так говорят? Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма и обведите его в кружок.



8. Геометрические задачи. (слайд 25)

Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, чтобы две части были треугольной формы, а две части четырёхугольной части.

- Работаем в группе на листочке.


Работают в группе.

Проверка.

Самооценка.




Дети коллективно выполняют задание.

Сверяют с образцом.

Оценивают свою работу.



9. Геометрические задачи (слайд 28)

Квадрат состоит из 9 квадратов. Сколько всего квадратов на рисунке?



Дети работают в группе.

Проверка.

Самооценка.


10.Геометрические задачи. (слайд 29)

Как раскрасить квадраты красным и зелёным цветом, чтобы каждые два соседних квадрата были разного цвета. Зелёных квадратов должно быть больше, чем красных.

- Сверьте работу с образцом.


У каждой группы на столе лежит большой квадрат, поделённый на 9 квадратиков и маленькие квадратики зелёного и красного цвета. Ребята выполняют задание.

Самопроверка.

Самооценка.


  1. Упражнения на развитие воображения.

Работа со спичками. (слайды 31, 32)



  1. Задачи – шутки. (слайды 33-34).

Вдоль дорожки друг за другом растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки. Сколько всего скамеек?


  1. В гостях у сказки. (слайд 35-36)

Порассуждайте вместе, сколько рыб получила лиса?




  1. Задачи на смекалку. Учись решать, стараясь рассуждать.(слайды 37-38)

Работаем в группе. Один ученик записывает решение в тетради

на с. 37.



  1. Логически-поисковые задания. (слайды 39-41)

Расставьте арифметические знаки так, чтобы выражения были верными.

- Сверьте работу с образцом.




(дополнительное задание)


  1. Упражнение на развитие внимания. (слайд 42)

Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запом­нить: ТРАВА, СЕНО, ЦВЕТОК, КАША, РЫБА, БУКЕТ, СЕЛО, СТОЛ. А затем, когда их закроют, ответьте на вопросы:

    1. Сколько букв в последнем слове? (4.)

    2. Сколько слов состояло только из одного слога? (1.)

    3. Назовите два слова, которые отличаются лишь од­ной буквой. (Сено и село.)

    4. Назовите третье с начала слово. {Цветок.)

    5. Встречалась ли в названных словах буква «У»? (Да, в слове букет.)

    6. Назовите два слова, в которых была буква «Р». (Тра­ва, рыба.)



Дети работают в группе.

Самопроверка.

Самооценка.


Работа в группе.

Самопроверка.

Самооценка.


Работа в группе.

Проверка.

Самооценка.



Работа в группе.

Проверка.

Самооценка.




Работа в группе на листочке.

Самопроверка.

Самооценка.







Дети запоминают слова, отвечают на вопросы.

(Кто ответит, тот и приносит жетон своей команде).

Рефлексия.

Оцени свою работу на занятии (слайд 43)


Дети сами оценивают работу своей группы, выбирая цвет.

Подсчитывают количество жетонов, заработанных на занятии и показывают своё место на числовом луче.


___________________________


(используют круглые магниты разных цветов)


- Что на занятии у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

- Предложите свои способы для дальнейшего развития.

- Оцените свою работу на уроке с помощью цвета.

получилось все отлично

хорошо

только часть заданий выполнена верно

не получилось так, как хотелось






Приложение 1.

Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба». Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша? — Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как, же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!



— Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?

( смекалка)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!