II. Выход на тему и задач урока.
| На слайде: кроссворд | -Ребята у вас на партах, у каждого кроссворд, сейчас мы его решим. Я буду читать загадку, а вы по поднятой руке будете ее отгадывать и записывать отгаданное слово по вертикали. В выделенных клетках, должно получиться слово, которое присутствует в теме нашего урока. 1.Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ... 2. Хвост раскрылся сам собой, Словно веер расписной. У хвоста есть властелин – Независимый … 3. Она под осень умирает, И вновь весною оживает, Коровам без нее беда, Она их главная еда. 4.Хоть колюча, а не Ёлка, Подлинней её иголка, А кора тонка, красна, Та красавица ... 5. Очень большое, Днём голубое, Утром алеет, Ночью темнеет. 6. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Собирать в лукошко дети. 7. Не дерево он не трава. В огне горит он, как дрова. Шумит листвой, растёт, цветёт. Паук меж веток сеть плетёт. Когда ломают, слышен хруст, Боль чувствует, хоть он и 8. Замечательный цветок, Он как яркий огонек, Пышный, важный, словно пан, Распускается... 9. А как сумерки настали, нам по радио сказали, Что и завтра он придет, и польет нам огород. -Ребята, какое слово получилось в выделенных клетках? -Прочитайте еще раз те слова, которые вы отгадали, как можно назвать их одним словом? -А что такое природа? -Как вы думаете, почему в выделенных клетках слово «опасность»? Как связаны 2 эти слова «природа» и «опасность»? -Чтобы природа не была в опасности, что нам надо делать? -О чем мы сегодня с вами будем разговаривать на уроке? -Кто догадался, какая тема нашего урока? -На какие вопросы мы будем сегодня искать ответ? На слайде предложения с пропусками, попробуйте закончить их. Почему природа … Как нужно… | -Солнце -Павлин -Трава -Сосна -Небо -Ягода -Куст -Тюльпан -Дождь -Опасность -Природа -Это то, что нас окружает, что не создано руками человека -То, что природа находится в опасности -Защищать ее -О природе, что она в опасности, что ее нужно защищать -Природа в опасности, охрана природы -Почему природа в опасности? -Как нужно охранять природу? |
III. Открытие нового знания. | На слайде: картинки На слайде: знаки Красная книга Животные Проверка ребуса Картинки заповедников и парков | -Почему эта тема так важна для нас сегодня? –А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её? –Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами. -Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы! . -Лесовичок приготовил для вас небольшое задание - Сейчас на экране будут появляться картинки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать. Таким образом у нас появятся правила поведения на природе -Что изображено на первой картинке? -Почему нельзя этого делать? -Кто сформулирует первое правило? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6de2e4b99c1/814137_3.jpeg) 1.Не сбивай грибы ногами -Что на следующей? -Почему этого нельзя делать? -Кто мне скажет второе правило? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6de2e4b99c1/814137_4.jpeg) 1.Не сбивай грибы ногами 2. Не разоряй муравейники -Что на третьей картинке? -Почему нельзя это делать? -Кто сформулирует третье правило? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6de2e4b99c1/814137_5.jpeg) 1.Не сбивай грибы ногами 2. Не разоряй муравейники 3. Не разоряй птичьи гнезда -Что изображено на следующей картинке? -Почему нельзя этого делать? -Какое четвертое правило? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6de2e4b99c1/814137_6.jpeg) 1.Не сбивай грибы ногами 2. Не разоряй муравейники 3. Не разоряй птичьи гнезда 4.Не убивай лесных насекомых -Посмотрите на пятую картинку, что здесь? -Почему нельзя оставлять мусор? -Кто сформулирует правило? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6de2e4b99c1/814137_7.jpeg) 1.Не сбивай грибы ногами 2. Не разоряй муравейники 3. Не разоряй птичьи гнезда 4.Не убивай лесных насекомых 5. Не оставляй после себя мусор -И что на последней картинке? -Почему нельзя забирать животных домой? -Скажите правило ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6de2e4b99c1/814137_8.jpeg) 1.Не сбивай грибы ногами 2. Не разоряй муравейники 3. Не разоряй птичьи гнезда 4.Не убивай лесных насекомых 5. Не оставляй после себя мусор 6. Не трогай и не забирай лесных животных домой. - Большинство диких животных, чувствуя человеческий запах, бросают малышей, обрекая их на голодную смерть. То же самое происходит и с птенцами, которых вы потрогали ради забавы. -Кто прочитает все правила, которые у нас получились? -Сейчас они исчезнут с экрана. Какие правила запомнил ты? -Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные, будем охранять наши леса! -Однажды Лесовичок обходил свои лесные владения. Смотрит, из воды рыбка выскочила и говорит: « Не отпускай ты меня Лесовичок, в воду не хочу там больше жить» -Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там - ее дом? -Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке? -А какая еще опасность угрожает природе? Прием «Инсерт» V-уже знаю - -думал иначе +-новое для меня ?-не понял(а), есть вопросы -На все эти вопросы нам помогут ответить текст, который лежит у вас на партах «О ранах больших». Внимательно прочитайте текст, посмотрите на экран, прямо на этом листочке, обозначьте на полях галочкой то, что вы уже знали; - -думали иначе, по-другому; + - то, что для вас новое; знак вопроса, если вы что-то не поняли или у вас возникли вопросы. -Что вы уже знали? -Что вы узнали новое? -Какие у вас возникли вопросы? -По вине людей уже исчезло немало животных и растений. Многие другие стали редкими и находятся на грани исчезновения. Лесовичок хочет послушать, что вы знаете о таких животных. Где мы можем найти списки таких животных? -Верно, в Красной книге. -Ребята, а кто знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА? -Почти все растения и многие животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Но ведь книга о природе, а обложка почему–то красная. Не зеленая как листья деревьев, не голубая, как речная вода, а красная. -Почему ребята, как вы думаете? -Совершенно верно. Красный цвет – это цвет тревоги. (показ красной книги). Вот Краснаяч книга Республики Коми, это 1 том Работа в парах. Пазлы. -Ребята, у каждого на парте лежат пазлы. Ваша задача в паре собрать их. -Что у вас получилось? Кого вы собрали? - Что интересного заметили? Какого цвета фон у каждой собранной картинки? -Изначально все сведения о редких и исчезающих видах растений и животных помешались в одном томе Красной книги. И страницы в ней были цветными. Но это было сделано не для украшения, а для того, чтобы нам было легче понять, какая угроза нависает над тем или иным видом живой природы. -Поднимите руки, у кого красный фон пазлов. Обратите внимание на слайд, вот какие картинки получились у ребят, на красном фоне. На красных страницах представлены те виды животных и растений, которым грозит полное исчезновение. Это– красный волк и зубр. -Теперь поднимите руки те, кто собрал животное на желтом фоне. На желтых страницах встречаются животные в достаточном для выживания количестве, но их численность сокращается. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж, лев. -Поднимите руку те, кто собрал животных на белом фоне. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это редкие виды. К ним относятся: белый медведь, снежный барс, утконос, фламинго. -Теперь поднимите руки, у кого серый фон. На этих страницах животные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Слоновая черепаха, императорский пингвин. -У кого зеленый фон? На зеленых страничках записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Например, бурые медведи. -И поднимите руки, у кого фон черный. На них можно увидеть изображение животных и растений, которых мы уже нигде не встретим. Это исчезнувшие виды. Странствующие голуби, Морская корова. -Кто захочет узнать о этих животных подробнее – прочитаете дома текст на странице 30 Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов. -Люди поняли, что природа в опасности и ее нужно охранять. Как вы думаете, что для этого делают люди? -Чтобы узнать, какие меры еще предпринимают люди для охраны природы, Лесовичок приготовил для вас ребус, он у вас на партах, разгадайте его. Каждой цифре соответствует буква. Под таблицей у вас два столбика. 1 столбик, с цифрами, соответствует 1 строке, а 2 столбик это те буквы, которые вы должны вписать во 2 строчку таблицы, чтобы получилось слово. 4 | 1 | 6 | 3 | 7 | 9 | 8 | 10 | 5 | 2 | з | а | п | о | в | е | д | н | и | к | 1-а 6-п 2-к 7-в 3-о 8-д 4-з 9-е 5-и 10-н -Какое слово у вас получилось? -Что такое заповедник? -Ребята, в большинстве стран существуют природные территории – это заповедники, а также национальные парки. Заповедники похожи на национальные парки, но заповедники закрыты для людей, а национальные парки нет. Здесь проходят экскурсии для всех любителей природы. -Посмотрите на экран, вот как выглядят заповедники и национальные парки. -Так какие же еще меры принимаются для охраны природы? -А есть ли у нас в Республике Коми заповедники или национальные парки? - В нашем крае есть национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник. Печоро-Илычский заповедник был создан 87 лет назад. на территории между двух рек – Печоры и Илыча, а национальный парк «Югыд ва» был основан всего 23 года назад. -А что можете сделать для охраны родной природы вы? -Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла? -Верно, нужно беречь нашу природу и нашу землю. | -Потому что, если загрязнять природу, не беречь ее, то мы не сможем существовать -По нашей вине, спасти ее можем только мы -Нельзя сбивать грибы ногами. Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду. -Не разоряй муравейники. Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли. -Не разоряй птичьи гнезда. Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть. -Не убивай лесных насекомых. Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток. -Не оставляй после себя мусора. Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться. -Не трогай и не забирай лесных животных домой. -Возможно, вода была загрязнена -Люди строят заводы на реках и в воду попадают вредные вещества -Вырубают деревья, дымом загрязняют воздух -В Красной книге -Это книга, куда занесены растения и животные, которые на грани исчезновения -Потому что красный цвет выражает опасность -Животных -Разный -Красная книга, переоборудование фабрик и заводов, посадка новых лесов, запрет на охоту животных -Заповедник -Там, где вся природа под охраной -Создаются заповедники и национальные парки -Соблюдать правила поведения на природе, делать кормушки, кормить птиц, сажать деревья -Бережно |