Конспект учебного занятия на тему «Сказочный диктант»
для детей дошкольного возраста (кружок «Развивайка»)
Цель: закрепить знание сказок и их названий.
Задачи:
- формировать умение систематизировать и анализировать информацию;
- развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывать у детей доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь.
Предварительная работа: чтение сказок.
Материалы и оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий, иллюстрации к сказкам, листы в клетку, цветные карандаши, ручки.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, все ли вы любите читать сказки? А какие сказки вам нравятся? Назовите, пожалуйста, свои любимые сказки. (Ответы детей).
Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы попробуете ее угадать.
- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Настенька, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: поутру проснулся Мартын в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!
Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Напомните мне, пожалуйста, каких героев я поместила в новую сказку? (деда и бабку, курочку Рябу, бабу Ягу, щуку, Настеньку, Мартына). Они пришли из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Баба Яга», «Волшебное кольцо», «По щучьему веленью», «Морозко».
А назовите, пожалуйста, сказку, в которой есть число. (Возможные варианты ответов детей: Три медведя, Три толстяка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Три поросёнка, Двенадцать месяцев).
Ребята, сейчас нам предстоит выполнить некоторые сказочные задания. Вы готовы?
Задание № 1. Какие животные живут в сказочном лесу (см. приложение 1) (Дети выполняют задание на печатных листах).
Задание № 2. Мы с вами знаем, что сказочные герои, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры возьму волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Глупый – умный
Молодцы, ребята, много слов разных знаете.
Задание № 3. Вы знаете, что часто в сказках есть волшебные тропинки, которые приводят в сказочный мир или помогают вернуться домой. (см. приложение 2) (Дети выполняют задание на печатных листах).
Ребята, я знаю, что вы все любите загадки. Давайте сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете сказки, отгадав загадки.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
Он под деревом сидит
Добрый доктор …
(Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
(Крокодил Гена)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
(Кот в сапогах)
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Принёс пустой горшок.
(Винни-Пух)
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Всем разносит почту он,
Он их местный почтальон.
(Почтальон Печкин)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей Разбойник)
Молодцы ребята, справились с загадками. А теперь следующее задание.
Задание № 4. Угадайте сказочных героев (см. приложение 3) (Малыш и Карлсон, Незнайка, Дюймовочка, Маша и медведь, Чебурашка, Буратино)
Задание № 5. А теперь последнее задание, знаете ли вы сказки, в которых есть корабли (ответы детей – Летучий корабль, Сказка о Царе-Салтане). Давайте с вами с помощью графического задания, нарисуем корабль. (см. приложение 4) (Дети выполняют задание листах в клетку)
Задание № 6 . Рисунки по сказкам. (Дети рисуют любимые сказки и сказочных героев)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Что нового вы узнали? Понравилось ли наше занятие?
Используемая литература:
Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г.
Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г.
Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.
Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим»
Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС,2003г
http://zheltovamu.wp-site.ru/pedagogam/moi-zanyatiya/konspekt-zanyatiya-puteshestvie-po-skazkam-starshij-doshkol-ny-j-vozrast/
https://www.liveinternet.ru/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4