Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ
Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»
Разработала: Матькова Е.П., педагог дополнительного образования
Ульяновск-2016
Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)».
Тип занятия: комбинированное.
Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна»);
активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.
закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;
обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации;
освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;
повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.
Развивающие:
развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;
способствовать развитию художественного вкуса;
развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.
Воспитательные:
воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;
воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям
Методическое оснащение занятия: конспект занятия.
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).
Материалы, инструменты, оборудование:
Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги), шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо» цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, скотч, большая фото-рамка со стеклом, иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).
Форма организации деятельности: групповая.
Ход занятия:
1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)
2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).
- Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.
Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).
Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!
Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).
- Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).
- Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.
- Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)
- Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.
3. Изучение нового учебного материала
- Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.
Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).
«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.
«Геометрический». Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.
«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.
- Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.
- Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).
Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)
Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.
Физкультминутка:
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Руки подняли и покачали -
Это цветы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Так ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки отставим назад.
4. Практическая работа
Инструктаж.
У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая - стилизованную волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.
Самостоятельная работа.
Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.
Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).
Вам нужно будет вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента.
Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Цветок»
- У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)
До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).
Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)
- Как называется этот цветок? (Тюльпан)
- Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)
- Какого цвета лепестки? (зелёного)
Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей.
5. Контрольный этап
Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.
6. Заключительная часть
- Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.
- Понравилось ли вам занятие?
- Ребята, о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?
Теперь давайте уберём свое рабочее место.
Приложение
Шаблон орнамента «Волна»
Шаблон узора «Тюльпан»
Шаблон узора «Пион»