муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Отдел «Художественное творчество»
Конспект открытого занятия
по теме:
«ТРАЕКТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА
ВОКАЛИСТА В ОБЪЕДИНЕНИИ
«ДЕТСКИЙ ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»»
в рамках региональной педагогической мастерской
«Развитие творческих способностей учащихся в контексте Концепции Развития Дополнительного Образования»
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в дополнительном образовании (Концепция развития дополнительного образования)
Педагог дополнительного образования
Панина С.В.
Возраст учащихся: 14-16 лет
Год обучения: 1
г. Ефремов, 2017
Дата - 25.04.17.
Место – МКУДО «ДДЮТ» кабинет №24
Время – 12.00-12.30
Участники занятия: Гладышева Анастасия, Григорян Лилит, Гладышева Ангелина - учащиеся индивидуальной формы обучения объединения «Детский эстрадный вокал».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: определить основные этапы траектории творческого роста учащихся в объединении «Детский эстрадный вокал».
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, доска, видеоматериал.
Наглядность: ноты-образцы траектории творческого роста
Исполнительское мастерство
Занятия, упражнения, репетиции –
Труд
Природный дар
Голос
Ход занятия
Педагог:
- Добрый день, уважаемые гости, девочки! Я рада приветствовать вас, на занятии вокально-песенного творчества. Сегодня мне бы хотелось повести разговор в ключе понятия «творческий рост» и вместе с вами определить слагаемые творческого роста вокалиста, способствующие развитию вокальных способностей в процессе занятий музыкальным творчеством.
Педагог:
- Хочу обсудить с вами, как вы определяете для себя понятие «творческий рост»? Из чего он складывается? Что для вас станет результатом творческого роста, обучаясь в объединении «Детский эстрадный вокал»? Что может способствовать вашему творческому росту, что мешать?
Ответы учащихся: (обсуждение мини-рассуждений на тему «Траектория творческого роста вокалиста»).
Григорян Лилит
- Для меня творческий рост – это путь, который человек проходит до самой вершины своего таланта. У всех творческих людей есть свой путь к вершине, но не каждый может до нее дойти. Кому- то не хватает природных способностей, кому-то сил, характера, удачи, денег. Чтобы достичь вершин в творчестве надо идти к своей цели, даже если очень трудно.
Мне нравиться заниматься вокалом. Когда я пою, я чувствую, что с каждым разом достаю до новой ноты. А значит, я развиваюсь и двигаюсь по пути творческого роста.
Гладышева Ангелина
- Я думаю, что творческий путь человека - это все его достижения на протяжении всей жизни. Творческий путь складывается из природных способностей, определенной цели и стремления ее достичь. Мне очень нравиться заниматься вокалом, но не ради побед, результата. В детстве я думала, что стану певицей, но взрослея, поняла, что это всего лишь мое любимое увлечение, творческое хобби, которое развивает во мне музыкальный вкус, музыкальный кругозор, помогает общаться и быть уверенной в себе.
Педагог:
- Спасибо за ваше мнение. Итак, мы определяем, что одно из слагаемых творческого роста - это природный дар, способности полученные человеком от рождения. Я в полной мере с вами согласна!
-Обладательницей природного дара – сильного, звонкого, народного голоса является воспитанница, выпускница объединения «Детский эстрадный вокал» Шебанова Надежда, которая с раннего возраста развивает свой дар – Голос. Она занимается вокалом с 8 лет! И сегодня результатом ее творческого роста стало участие в международном проекте на федеральном канале НТВ «Ты - супер!». Надя стала полуфиналисткой этого проекта! Впереди борьба за выход в финал. Ее выступление предлагаю вашему вниманию и вниманию гостей.
Видео выступления Шебановой Надежды в полуфинале проекта
«Ты - супер!» Песня «Не для тебя цветет весна»
Безусловно – это результат творческого роста учащейся!
Педагог:
- Существует мнение, что обладая природным даром – Голосом можно успокоиться и почивать всю сознательную жизнь на лаврах. Считаете ли вы что природный дар – это залог долгосрочного успеха?
Учащаяся (Гладышева Анастасия):
-Я убеждена, что способности, талант, развиваются в деятельности, в нашем случае в творческой деятельности, в ежедневном целенаправленном труде, в упражнениях, занятиях, репетициях. Чтобы не потерять свой дар, способности, достичь результатов в своем творческом росте необходимо ежедневно занимается, репетировать, саморазвиваться.
Педагог:
- Согласна. Итак, мы определили еще одно слагаемое творческого роста – это целенаправленный труд, процесс развития!
- Голос развивается в упражнениях, тренировках в совершенствовании вокальной техники. Предлагаю вам, познакомится с новой вокальной техникой «Пение в речевой позиции», в основе которой - умение контролировать положение гортани и как следствие - голосовая свобода.
Вокальная мастерская на материале упражнений по методике
«Пение в речевой позиции»
Упражнение №1
Расположит кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Используя звук «М» позвольте своим губам вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Следите за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания (отрабатывается упражнение).
Упражнение№2
Трель языком. При извлечении звука позвольте своему языку слегка колебаться. Ноты те же, что и в упражнении №1. Помним, при переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связным (отрабатывается упражнение)
Упражнение №3
Споем звук «нэй». Следим за тем, чтобы он не пелся носом. Также следи за тем, чтобы не петь грудным голосом (отрабатывается упражнение).
Педагог:
- Каждый вокалист, имея репертуар, стремиться быть услышанным и признанным зрителями, слушателями. Концертно-исполнительская деятельность – важный этап в траектории развития творческого роста.
-Итак, третье слагаемое мы определяем как - Исполнительское мастерство.
- Этот этап у вас еще в перспективе, так как вы только в начале своего творческого пути. Безусловно, вы обладатели вокального голоса, вы трудолюбивы и целеустремленны, вы любите петь, имеете достижения. Концертная деятельность способствует тому, чтобы быть всегда в хорошей исполнительской форме и совершенствовать исполнительское мастерство. Предлагаю исполнить песню «Начало» композитора Георгия Мовсесяна на слова Роберта Рождественского.
Исполнение песни «Начало»
Слова Р. Рождественского
Музыка Г. Мовсесяна
Как будто в океан могучий ветра нас вынесли.
И детство за спиной, и помним мы о нем единственном.
И оказалось вдруг, мы выросли уже, мы выросли,
Доказывать пора, доказывать, на что годимся мы.
Припев:
И пусть учащается наш пульс.
Начинается наш путь,
Начинается песня!
Нам жить.
Этот воздух степной пить,
И по звездным морям плыть,
И счастливыми быть!
Пройдем мы по земле с огромными ее закатами.
Научимся любить, и плакать, и молчать у знамени.
И утро настает и в лица нам глядит загадочно,
Чего-то ждет от нас, но этого пока не знаем мы.
Припев.
Аплодисменты!
Педагог:
-Итак, мы определили и продемонстрировали слагаемые творческого роста вокалиста в объединении «Детский эстрадный вокал». Их вы видите на доске.
1.Природный дар - Голос!
2. Целенаправленный Труд! (упражнения, репетиции, систематические занятия)
3. Высокая культура исполнительского мастерства!
Педагог:
- Эти слагаемые способствуют разработке образовательной траектории – как персонального пути развития творческого потенциала каждой из вас.
- И я как педагог-мастер, ставлю перед собой цель: увидеть и не пропустить все лучшее, что в вас есть и дать импульс к самосовершенствованию через развитие вокальных способностей.
-Спасибо за работу на занятии.
5