Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие в прошлое осветительных приборов».
Программное содержание: Познакомить детей с историей осветительных приборов, вызвать интерес к прошлому этих вещей.
Материал: Панно «река времени», картинки с осветительными приборами разных эпох, лучина, свеча, керосиновая и разные по форме настольные лампы, спички.
Ход занятия:
- Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся по удобнее в наши скоростные лодки и в путь. Слайд 1.
(На фланелеграфе выставляется панно с картинками осветительных приборов разных эпох)
- Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
(На большом листе нарисована «река» с символическими метками «Древнего мира», «Русской старины» и «Современного времени».)
- Впереди видна остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»). Слайд 2, 3.
Воспитатель загадывает загадку:
Накормишь – живет
Напоишь – умрет.
Как вы думаете, что это? В какую эпоху костер «служил» для людей освещением? Как еще древние люди использовали костер?
(Ребенок снимает картинку с панно и помещает ее на «Реку времени» возле метки «древний мир»)
- Смотрите, как заволновались остальные предметы, давайте и им поможем.
Интересно, а чем раньше освещал человек себе пут ночью?
Вот – бегун – олимпиаду
Открывать ему здесь надо.
На трибунах шляпки, фраки
А в руках спортсмена – (факел)
Как вы думаете, а как они его изготавливали?
Поместите картинку в ее временную эпоху. Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина». Слайд 4, 5, 6, 7.
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно… чинно
А зовут ее …(лучина)
(Воспитатель демонстрирует детям лучину, знакомит с правилами пожарной безопасности).
Как же нам ее разжечь? Кто нам поможет?
Все их темные головки
Умещаются в коробке
Вынимаем по одной
Бьем коробку головой. (Спички)
(Воспитатель зажигает лучину, дети наблюдают за тем, как она горит, принюхиваются к запаху в комнате).
Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?
Лучину помещают рядом с меткой «Русская старина».
Новая загадка: Будто стройная березка,
Только сделана из воска.
А теперь о ком идет речь? Давайте сравним свечку с лучиной.
(Зажигают свечу, сравнивают ее с лучиной)
- Ребята, а в наше время, где и когда мы можем встретиться со свечкой? Какие правила предосторожности вы знаете при использовании свечи?
(Дети помещают свечу в ее историческое прошлое)
Плохо пахнет жидкость в лампе
Я про то сказала маме.
А она в ответ: «Простуду
Эта жидкость лечит чудно»
(Заслушать небольшое сообщение ребенка о происхождении лампы, ее устройстве, преимуществе и недостатках)
Физкультминутка:
Как приято, в речке плавать -
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди
Сверху мостик – погляди.
Чтобы плыть еще скорей
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам братцы
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.
Отдохнули снова в путь. Посмотрите, как волнуются остальные предметы. Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир». Я вам буду загадывать загадки, а вы отправлять отгадки «домой». Слайд 8.
Дом стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется.
Чудеса на потолке
Повисло солнце на шнуре.
На столе грибок на ножке,
В шляпке солнышка немножко
Чудо кнопка на боку
Я нажать ее могу.
Батарейка – поводок
Свет возник и нам помог.
Молодцы, хорошо справились с заданием. А сейчас небольшой сюрприз.
Воспитатель зажигает несколько настольных светильников разных по форме. (В виде автомобиля, веселого слоненка, аквариума с рыбками.)
Дети рассматривают их, сравнивают.
- Ребята, интересно, а как они будут выглядеть в будущем? Попробуйте дома придумать и зарисовать осветительный прибор будущего. А сейчас давайте составим на память о нашем путешествии альбом под названием «История вещей». Слайд 9.
Нужно разложить картинки по мере возникновения осветительных приборов от самого древнего к самому современному. (Дети работают в парах)