МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД №319 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО»
художественно эстетического направления деятельности
по теме: «Ветки рябины»
Сведения об авторе:
Фитисова И. В., воспитатель
г. Донецк
2017
Конспект занятия для детей подготовительной группы
на тему: «Ветки рябины» (с элементами нетрадиционного рисования).
Программное содержание:
Закрепить понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства.
Продолжать формировать у детей понимание жанровых особенностей натюрморта.
Формировать умение воспринимать пропорции предметов. Развивать чувство композиции.
Развивать умение рисовать контур предмета простым карандашом, создавать набросок.
Совершенствовать моторные умения. Самостоятельно применять разнообразные изобразительные материалы и инструменты, их сочетания.
Развивать эмоциональную отзывчивость, желание доводить начатое дело до конца, желание помочь сверстнику.
Предварительная работа:
рассматривание репродукций картин выполненных в жанре натюрморта (Репин «Яблоки», Кончаловский «Персики», Машков «Клубника и белый кувшин, Ван Гог «Натюрморт с кофейником»).
Д/И: «Составь свой пейзаж», «Дорисуй симметричный предмет», «Линия горизонта».
Оборудование: гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист, лист картона 8*3см, поролоновые штампы, банки с водой, составленный ранее натюрморт с ветками рябины.
Ход занятия.
Воспитатель: вчера на прогулке мы с ребятами обратили внимание на дерево, которое, несмотря на позднюю осень, продолжает радовать нас своим ярким нарядом. Рябинушка, рябинка – так ласково называют люди это дерево. Ребята, что вы знаете об этом дереве.
Ответы детей: рябина не только украшение осеннего пейзажа, она – любимое лакомство лесной куницы и медведя, её ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучше угощения птицам, чем ягоды рябины.
Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она и для столярного, и для мебельного дела.
Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками в чёрный цвет, а листья дают коричневую краску.
Воспитатель: несколько красивых веточек мы принесли в группу и поставили в вазу. Ребята, если мы нарисуем ветки рябины в вазе, в каком жанре живописи будет выполнен наш рисунок?
Ответы детей: натюрморт.
Воспитатель: давайте вспомним, что такое натюрморт, что на нём может
быть изображено?
Ответы детей: цветы, ваза, графин, фрукты, грибы и т.д.
Воспитатель: а чем кроме карандаша и кисточки можно нарисовать
натюрморт?
Ответы детей: поролоновые штампы, листы картона, пальцы.
Воспитатель: давайте разомнёмся перед работой
Физкультминутка «Рябинка»:
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся. (Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер)
Воспитатель объясняет последовательность работы:
- Сначала мы делаем набросок простым карандашом, прорисовываем самый большой и главный предмет, у нас это ваза. Определяем её размер на глаз, сколько она займёт места на листе.
Раскрашиваем вазу краской и губкой отпечатываем тень на ней.
Лист картона обмакнём с одной стороны в краску и отпечатаем веточки рябины.
Теперь обмакнём кисточку в краску и примакивающими движениями рисуем листья на ветках. Обратите внимание на расположение листиков – листики у рябинки сложные: на одном черенке их несколько – все они парные, а один на конце пары не имеет.
Ягоды будем рисовать пальчиком. После того, как работа подсохнет, нарисуем фон акварельными красками.
Перед работой давайте разомнём пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику:
Гроздья рябины сияют на солнце,
Кисти рябины стучатся в оконце.
Красные ягоды с ветки срываю.
Тут же в лукошко их отправляю.
Воспитатель контролирует выполнение задания и оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.
Воспитатель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?
- Что показалось самым сложным в работе?
- Что получилось особенно хорошо?
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3 — 4 года. Этот жанр живописи вызывает наибольший эмоциональный отклик и ассоциации с собственным жизненным опытом ребёнка. Основная задача педагога на этом этапе — вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребёнок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства. Детям этого возраста предлагаются, условно говоря, однопорядковые, одновидовые натюрморты изображающие объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. Например: П. Кончаловский, «Персики»; И. Репин, «Яблоки»; И. Машков, «Малинка». Объекты, изображённые на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображённых предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти.
Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы — понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь» и др.
У детей 5 - 6 лет продолжаем вызывать активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбираем для них натюрморты другого вида. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию (И. Машков, «Клубника и белый кувшин»; И. Хруцкий, «Цветы и фрукты»; и др.). Формируем у детей представления о натюрморте как особом жанре живописи, его видах — разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.
Продолжаем работать над обогащением словаря детей сенсорно-эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводим детей к необходимости целенаправленного последовательного восприятия произведения. Стараемся помочь им накопить запас образных впечатлений, насмотренности подлинных произведений искусства, привлекаем имеющийся у них опыт восприятия окружающего мира. Обращаем внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния природы или времени суток, формируем отклик на красоту тёплых и холодных тонов, их контрастность и создаваемое ими настроение — радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и так далее. Привлекаем внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного.
Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривания вместе с ними художественной картины. Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное — это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребёнка, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение.
Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребёнку. Вопрос «что?» ориентирует ребёнка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей.
Весьма существенны подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр видеофильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины.