Занятие «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Тема: Звук «Ф».
Цель: Знакомство детей со звуком «Ф».
Задачи:
Образовательные:
-учить детей давать характеристику звука «Ф»;
-познакомить с графическим образом буквы;
-формировать навыки слитного чтения;
-закрепить произношение гласных звуков;
Развивающие:
-автоматизировать звук «Ф» в слогах и словах;
-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза;
-развивать общую моторику и координацию движений;
-развивать твёрдую голосоподачу;
-развивать высшие психические функции – внимание, память, мышление;
Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
-воспитывать навыки аккуратности и сотрудничества.
Предшествующая работа: знакомство со словами и их значением – кафе, вафли, уныло, официант, фонтан.
Оборудование: рабочие тетради «Наши прописи» Р.Н. Бунеева, использование ИКТ «Алфавит для маленьких» в музыкальном исполнении, цветные карандаши, плакат-алфавит, магнитные буквы, предметные картинки, загадки, волшебная книга, сказочные герои - Ёжик, Лисёнок, Мудрая Сова, призы для детей.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Как настроение , ребята?
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Глазками помигаем, а потом попрыгаем,
И ещё мы повернёмся и друг другу улыбнёмся!
-Ребята, посмотрите внимательно на доску и скажите, какое у нас сейчас будет занятие? (развитие речи) Что мы изучаем на этом занятии? (буквы) А где живут буквы? (в алфавите). Читаем стихотворение об алфавите. А что есть у каждой буквы? (звук) Всё, что можно услышать, произнести, прокричать, пропеть, называется ЗВУКАМИ. Звуки речи обозначаются БУКВАМИ.
А сейчас мы проведём музыкальнуюфизминутку.
Д/и «Какие бывают звуки».
2.Сообщение новой темы.
Рассказ об очередных приключениях «сквозных героев» - Ёжика, Лисёнка и Мудрой Совы. В ходе событий происходит знакомство с новым звуком «Ф». В конце рассказа дети самостоятельно формируют тему занятия.
Учебная деятельность детей в тетради:
-Задание к рисунку на странице 46, его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, выясняем способ произнесения звука его характеристика;
- Работа по развитию умений звукового и слухового анализа – чтение слогов с новым звуком «Ф»;
-Задание к рисунку 3 на странице 47 – развиваем умение звукового анализа, заполняем схемы слов;
Физминутка «Хомка-хомка, хомячок»
-Задания к рисунку 4 и 5 на странице 47 – развиваем умение слухового анализа, разгадываем ребусы;
-Д/и «В гостях у трёх поросят» - выкладывание имён на доске магнитными буквами, чтение.
-Загадывание загадок по теме занятия.
-Заучивание скороговорки разными темпами – медленно и тихо, быстро и громко, используя ладошки рук: Михаил играл в футбол и забил в ворота гол!
-Д/и на развитие фонематического слуха (произносятся слова, если дети услышат звук «Ф», хлопают в ладоши: фрукты, дом, фасоль, Ваня, Федя, фокус, сумка, фонтан, жираф, фонарь).
Микровывод: когда и почему вы хлопали в ладоши? (выделяли слова со звуком «Ф»).
3. Подведение итогов.
Д/и «Выбери новую букву» - (на доске закреплены магнитные буквы.Дети подходят и выбирают букву «Ф»). В гостях у какого звука мы сегодня были? Охарактеризуйте его: он согласный, твёрдый, глухой.
На память об этом занятии вручаются призы с буквой «Ф». Если вам понравилось занятие – поднимите призы вверх, а, если нет – опустите.
-