СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспектирование статьи В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» (в сокращении)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец плана и конспекта статьи В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» (в сокращении).

Просмотр содержимого документа
«Конспектирование статьи В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» (в сокращении)»

В. Г. Белинский. «Стихотворения М. Лермонтова»

(в сокращении)

План

  1. Поэт и общество.

  2. Лермонтов и Пушкин.

  3. «Тоска по жизни» в стихотворении «Бородино».

  4. Реалистический историзм «Песни про царя Ивана Васильеви­ча...».

  5. Глубокий интерес Лермонтова к современности, «субъектив­ность» его поэзии.

  6. Развитие идеи «отрицания» в «Думе».

  7. Жажда прямого вмешательства в жизнь («Поэт»).

  8. «И скучно и грустно...»: «реквием всех надежд».

  9. «Вера гордая в людей и жизнь иную» («Памяти А. И. Одоевского»).

  10. «Чисто художественные» стихотворения.

  11. «Мцыри» – «любимый идеал» поэта.

  12. Поэзия Лермонтова – это сама жизнь.


1. Белинский начинает статью с большого вступле­ния, в котором высказывает свои взгляды на поэзию, искусство вообще: «Поэзия есть выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь. Мало этого: в поэ­зии жизнь более является жизнью, нежели в самой действительности». Критик говорит о стремлении по­знать реальную жизнь как о сущности поэтического творчества. Считая, что цель поэзии – воспитывать душу человека, устремлять его к чистым помыслам и благим деяниям, Белинский слагает в полном смыс­ле этого слова гимн поэзии. Далее критик излагает своё понимание проблемы поэта и общества: «Чем вы­ше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, на­правление и даже характер его таланта с историче­ским развитием общества».

2. Указывая на единство литературных и жизнен­ных традиций, соединяющих Лермонтова и Пушкина, критик в то же время видит и различие между двумя поэтами, объясняя его различием двух исторических моментов русской общественной жизни: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился про­возвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия тор­жества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова... также виден избыток не­сокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят серд­це... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи ис­торического развития нашего общества».

3. В качестве важнейшей черты творчества Лер­монтова, которая и делает его поэзию явлением новым, критик выдвигает отрицание поэтом действи­тельности и жажду деятельности. Не случайно Белин­ский начинает анализ со стихотворения «Бородино», в котором он видит «жалобу на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошед­шему, столь полному славы и великих дел». И далее: «...эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодо­вания». Слова «тоска по жизни» критик выделяет, подчёркивая этим стремление Лермонтова к активной общественной деятельности на благо человечества для достижения идеала лучшей жизни. Герои Отече­ственной войны 1812 года – «могучее, лихое племя» – противопоставлены в стихотворении «нынешнему пле­мени», и котором нет героизма, национального само­сознания: «Богатыри – не вы!» Белинский видит в этой антитезе главную мысль «Бородина». Критик отмечает, что демократические тенденции, прозвучав­шие в стихотворении, нашли отражение и в его стиле: «...в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же вре­мя благороден, силён и полон поэзии».

4. Стремление к активной деятельности выража­лось у Лермонтова, по мнению Белинского, своеобраз­но: «...поэт от настоящею мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое про­шедшее...» не только в стихотворении «Бородино», но и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Однако, изображая прошлое, Лермонтов нисколько не отдаля­ется от настоящего. Точнее, он отдаляется от него в те­ме, но их трактовка, взгляд на них вполне современ­ны. Это хорошо видно в характеристике образа Грозного, с которой Белинский начинает анализ «Песни»: «...это была сильная натура, которая требовала себе великого развития для великого подвига; но как условия тогдашнего полуазиатского быта и внешние обстоятельства отказали ей даже в каком-нибудь разви­тии, оставив её при естественной силе и грубой мощи, и лишили её всякой возможности пересоздать дейст­вительность, – то эта сильная натура, этот великий дух исказились и нашли свой выход, свою отраду толь­ко в безумном мщении этой ненавистной и враждеб­ной им действительности...» Эта энергия разрушения яростнее всего обрушивается на самого героя. Поэто­му если он и выступает причиной несчастья других, то сам он более всего достоин сожаления: «Может быть, это был своего рода великий человек, но только не во­время, слишком рано явившийся России, – пришедший в мир с призванием на великое дело и увидевший, что ему нет дела в мире; может быть, в нём бессозна­тельно кипели все силы для изменения ужасной дей­ствительности, среди которой он так безвременно явился, которая не победила, но разбила его, и кото­рой он так страшно мстил всю жизнь свою, разрушая и её и себя самого в болезненной и бессознательной ярости... Вот почему из всех жертв его свирепства он сам наиболее заслуживает соболезнования...»

Анализируются другие персонажи «Песни». Рас­крывая психологию «удалого бойца» Кирибеевича, Белинский пишет: «Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна... лю­бовь Кирибеевича – не шуточное дело, не простое во­локитство, но страсть натуры сильной, души могучей». А вот как говорится о купце Калашникове: «...почему-то вы чувствуете, что это один из тех упругих и тяжё­лых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сда­чи дадут». Белинский показывает, что предельно ост­рое и живое ощущение современности, современного человека явилось для Лермонтова ключом к проник­новению в объективную жизнь других эпох, к пости­жению их образа жизни и мышления, характеров людей.

Особую заслугу Лермонтова, его высшее творче­ское достижение Белинский видит в том, что, созда­вая произведение в народном духе, он не «подделы­вался» под народность и не стремился «опуститься» до уровня «безыскусственных и простодушных произведений» фольклора: «…наш поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...»

Но «Песня» является не только поэмой в народном стиле. Это и поэма историческая, в которой Лер­монтов выступает продолжателем Пушкина. Не слу­чайно у Белинского возникает ассоциация: «В этом отношении после Бориса Годунова больше всех по­счастливилось Иоанну Грозному...» Критик имеет в виду реалистический историзм «Песни», который заключается в том, что Лермонтов, как и Пушкин в трагедии, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальные противоречия того времени и дал характеры в их социальной обусловленности.

5. Объясняя смысл обращения Лермонтова к про­шлому, Белинский в то же время указывает на глу­бокий интерес поэта к современности, увидев в этом проявление основной стороны таланта Лермонтова как поэта новой эпохи: «Но это прошедшее не могло долго занимать такого поэта: он скоро должен был... возвратиться к настоящему, которое жило в каждой капле его крови, трепетало с каждым биением его пульса, с каждым вздохом его груди». При этом кри­тик, осуждая «субъективность» как выражение ограниченной личности, изолированной от «общего», выдвигает новое понимание «субъективности», озна­чающей способность художника откликаться на общественные вопросы своего времени. Такое понимание «субъективности» Белинский тесно связывает с «соци­альностью», с идеей отрицания, которая позволяла вершить суд над тёмными сторонами действитель­ности.

В поэзии Лермонтова критик различает стихотво­рения «субъективные», которых больше, и «чисто ху­дожественные». По признаку «субъективности» (а зна­чит, «гуманности») Белинский признал в Лермонтове «поэта русского, народного... поэта, в котором выра­зился исторический момент русского общества».

6. Анализируя далее стихотворение «Дума», критик раскрывает общественную содержательность внутрен­него мира поэта: «Эти стихи писаны кровью; они вы­шли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти… И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?..» Люди «нового поко­ления», по мнению Белинского, это ещё не те люди, ко­торые могут положительно действовать, но которые уже способны отрицать истины старой жизни. Идея «отрицания» для критика выступает как критерий оценки идейно-художественного содержания и общест­венной ценности поэзии Лермонтова. Вот почему Бе­линский выделяет и высоко оценивает те произведения поэта, и в частности стихотворение «Дума», в кото­рых критический момент – ясно выраженное недоволь­ство современной действительностью – отразился с на­ибольшей остротой и силой переживания: «Если под «сатирою» должно разуметь не невинное зубоскальст­во весёленьких остроумцев, а громы негодования, гро­зу духа, оскорблённого позором общества, – то «Ду­ма» Лермонтова есть сатира, и сатира есть закон­ный род поэзии».

7. «Другую сторону того же вопроса», т. е. мысль, что мало одного «отрицания» существующего, что не­обходимо ещё активное чувство готовности к борьбе, увидел Белинский в стихотворении «Поэт». Критика привлекает скрытая в этом стихотворении жажда прямого вмешательства в жизнь. Белинский обращает внимание на строки, в которых сказано, что преж­де, в период общественного подъёма, стих поэта зву­чал, «как колокол на башне вечевой», «воспламенял бойцов для битвы». Так же как и Лермонтов, критик жаждет возрождения этих традиций гражданской по­эзии: «... и кто не признает, что то, чего он требует от поэта, составляет одну из обязанностей его служения и призвания?»

8. Пробуждение русского общества «к жизни» (критической оценке существующего) нашло отраже­ние, по мнению Белинского, ещё в творчестве Пушкина, в частности в его стихотворении «Демон». Однако в поэзии Лермонтова «демон сомнения», «дух размыш­ления», скептицизм и в то же время тоска по идеалу приобрели характер «духовной дисгармонии, сердечного отчаяния». Критик так оценивает трагическое стихотворение «И скучно и грустно...»: «Страшен этот
глухой, могильный голос подземного страдания, не­здешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих… это – похоронная песня всей жизни! Кому не знакомо по опыту состояние духа, выраженное в ней, в чьей натуре не скрывается возможность её страшных диссонансов...» Отмечая скептицизм поэзии Лермонтова, Белинский указывает на искренность, а значит, нравственность, социальную полезность такого скептицизма, в котором видит форму выражения прогрессивного сознания.

9. Разбирая стихотворение «Памяти А. И. Одоевского», Белинский пишет, что в нём, как и в «Поэте», представлена «другая сторона духа нашего поэта»: вместо отрицающего всё скептицизма – вера гордая в людей и жизнь иную». В светлом и мужественном
образе А. Одоевского критик увидел провозвестника лучшего будущего.

10. Привлекая для анализа ещё ряд поэтических произведений («Не верь себе», «Молитва», «1-е янва­ря», «Журналист, читатель и писатель», «Ребёнку», «Сосед», «Благодарность», «Ветка Палестины», «Ту­чи» и др.) и ограничиваясь краткими замечаниями по их содержанию, Белинский переходит к анализу «чис­то художественных» стихотворений Лермонтова. К ним он относит «Русалку», «Три пальмы», «Да­ры Терека», «Казачью колыбельную песню», «Из Гё­те». В них «личность поэта исчезает за роскошными видениями явлении жизни». Восточный пейзаж, Терек и Каспий, олицетворяющие Кавказ, безграничная, бес­корыстно преданная любовь матери-казачки – толь­ко некоторые мотивы этих стихотворений. В них пре­жде всего Белинского привлекает изумительное совер­шенство формы.

11. Особое внимание уделяет критик поэме «Мцы­ри», в которой отрицание современного общества со­четается с мечтой о высокой жизненной цели: «... что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин­ская натура у этого мцыри! Это любимый идеал на­шего поэта, это отражение в поэзии тени его собст­венной личности... четырёхстопный ямб с одними муж­скими окончаниями... звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удиви­тельно гармонируют с сосредоточенным чувством, не­сокрушимою силою могучей натуры и трагическим по­ложением героя поэмы. А между тем, какое разнооб­разие картин, образов и чувств... Картины природы отличают кисть великого мастера… Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им…»

12. Завершая разбор стихотворений Лермонтова, Белинский пишет: «...мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Для критика Лермонтов – «...всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как ис­тинный художник; он поэт русский в душе – в нём жи­вёт прошедшее и настоящее русской жизни; он глубо­ко знаком и с внутренним миром души».

Белинский заканчивает свою статью пророческим предсказанием: «...уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гар­монические звуки его поэзии будут слышимы в повсе­дневном разговоре толпы, между толками её о житей­ских заботах...»


Литература

Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. (Практические советы поступающим в вузы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 120–126.




Скачать

© 2016 17643 59

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя