СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты тематической недели "Мой северный край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: Знакомить с растительным и животным миром Крайнего Севера; формировать интерес и уважение к профессиям оленевода,рыбака,охотника; формировать представления от традициях народов Севера.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты тематической недели "Мой северный край"»

Тема: «Занятия коренных народов Севера» (познавательное)

Задачи: - формировать интерес и уважение к профессии оленевода, рыбака, охотника; сформировать представление о том, что труд – необходимое условие для достижения какого-либо результата; учить устанавливать элементарные связи и зависимости между элементами трудового процесса (инструмент-действие, действие-результат); закреплять навыки работы с моделями; закреплять в речи навыки практического употребления глаголов; развивать познавательный интерес.

Словарь: нарты – сани, сидение которых покрыто шкурой оленя; долбленка – лодка из цельного ствола лиственницы; кисы- высокие меховые сапоги; кенчики- чулки, сшитые мехом внутрь; малица- шуба мехом внутрь с капюшоном.

Ход:

1. Беседа- путешествие

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Таймыру, где познакомимся ближе с местным населением, узнаем об их образе жизни и о занятиях коренного населения.

- Посмотрите на фотографии, где изображены жители Севера. Как вы думаете, чем они могут заниматься? Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет? Могут ли эти люди разводить коров, овец, свиней?

Основное занятие жителей Севера – оленеводство, рыболовство, охота. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А показывать дорогу нам будет олененок Авка (игрушка).

Очень Авку я люблю, Свежим хлебом, сочной травкой я из рук его кормлю. Он ведь только из пеленок, Этрот Авка- олененок.

Отправимся мы с вами на нартах, запряженных оленями. (под музыку дети становятся парами, изображая езду на оленьих упряжках)

Перед детьми на столах разложены предметы необходимые для рыбалки.

- Для чего нужны эти предметы? Люди живущие в нашем крае занимаются ловлей рыбы. Лодка на языке ханты называется долбленка, так как ее долбят из целого ствола лиственницы. Зачем люди ловят рыбу? А еще местное население рыбу коптит, вялит, сушит для того, чтобы питаться ею всю долгую, морозную зиму. С профессией рыбака мы уже познакомились. Теперь продолжим наше путешествие, но уже на лыжах (дети имитируют движения лыжников и приходят в зимнюю тундру, где на снегу следы разных животных).

Мы пришли в тундру. Посмотрите как много здесь разных следов!

На снегу, как в книге, я читал следы. Посмотри внимательно- все поймешь и ты!

- Посмотрите внимательно и определите по следам животных (следы зайца,

Да вы самые настоящие охотники! Потому что следы зверей знают только охотники. Местное население хорошие не только рыбаки, но и охотники. Потому что в нашей тундре много разных зверей. Для чего люди охотятся на зверей? Люди охотятся для того, чтобы была пища. Из меха зверей шьют одежду: кисы, кенчики, малицу. А медвежий жир ханты используют как лекарство. Настоящий охотник охотится для того, чтобы прокормить себя и свою семью, а не ради удовольствия.

2. Игра.

- Предлагаю вам поиграть в хантыйскую игру «Куропатки и охотник». (все играющие куропатки, 3 охотников. Куропатки бегают по полю, охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается).

- А ведь мы с вами совсем забыли про нашего олененка Авку, а он почему-то загрустил. Наверное он скучает по своим родителям. Давайте проводим Авку на стойбище к оленям и познакомимся с вами еще с одной профессией ханты и манси- оленевод. (под музыку дети изображая оленей скачут по тундре к стойбищу)

- Посмотрите, как Авка обрадовался, когда увидел своих братьев и сестер! А вы знаете какую пользу приносят олени? Мясо оленей население употребляет в пищу, из меха оленей шьют одежду, обувь. А еще на Севере олени помогают перевозить местных жителей, так олени очень выносливые. А чем занимаются оленеводы? Оленеводы не только пасут оленей и разводят их, но и оберегают стада от нападения волков. Не легкое это дело уберечь от волков тысячи оленей..

- А теперь, садимся на нарты и возвращаемся с вами в детский сад (под музыку).

Вот и подходит наше путешествие к концу. Для того, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери слово»: охотник что делает? …., оленевод что делает?...., рыбак что делает?...

Человеку любой профессии нужно потрудиться, чтобы сделать что-то. Без труда, говорят, не вытащишь и рубку из пруда.























Тема: «Быт народов Севера - ненцы» (познавательное, рисование, аппликация)

Задачи: Дать представления детям о жизни и традиционных занятиях ненцев; продолжать знакомить с животным севера оленем, показать взаимосвязь и зависимость жизни животного (оленя) от человека и человека от животного; ввести в активный словарь существиетельные: чум, нарты, паница, малица, пимы, ягель, оленевод; воспитывать чувство уважения к коренным народам, к их труду и традициям.

Ход:

  1. Орг. Момент.

- Ребята, давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом ветерок «Дружбы». Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение на щечку своему соседу. (дети по кругу передают «ветерок дружбы»).

Родина наша – это наш дом, где мы все дружно в нем живем.

- Что значит дружно? Значит вы умеете дружить, дружбой этой дорожить?

2. Беседа

В нашем округе живут люди разных национальностей (русские, ненцы, коми, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.

- Сегодня мы поговорим о северных коренных народах, узнаем, где они живут, чем занимаются. Какие национальности коренных народов вы уже знаете? Сегодня мы побываем в гостях у ненцев. Как называется их жилище? Чум. Ненцы живут в тундре, а мы с вами живем в домах. Дом у ненцев – это чум. Он напоминает конусную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур. Место установки определяет мужчина, а устанавливает чум женщина (показ макета чума).

Чуму не страшны ни ветра, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, так как ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей. Занимается хозяйством в чуме женщина, ее называют чумработница, значит занимается работой по чуму.

- Как вы думаете, чем занимается хозяйка-мама в чуме? Она готовит еду, убирает в чуме, смотрит за детьми, обрабатывает оленьи шкуры, шьет из них одежду. В тундре магазинов нет, поэтому игрушки для своих детей делают сами родители. Для мальчиков- лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек- куколок, которые изготовляют из утиных носиков, шьют куколке такую же одежду, какую носят сами.

У хозяина тоже много работы. Он ловит рыбу, занимается охотой. Но основное занятие мужчины- пасти оленей и называют его пастухом-оленеводом.

3.Игра «Собери чум» (картинки с изображением последовательности собирания чума)

4. Физ.минутка.

Что нам стоит чум построить,

В лесотундре из жердей.

Закрепить шкуры веревкой.

Дом мы строим со сноровкой

По привычке кочевой.

Чум готов! Пора и печку

По хозяйски растопить,

И на наше новоселье,

Всех соседей пригласить!

5. Игра «Собери целое из частей»

6. Беседа - Северный олень.

Быстро мелькают легкие тени, мчаться зимою в тундре олени.

Не остановятся ни на минутку, ноги их быстры, уши их чутки. Кто это?



Самый главный помощник в тундре – это северный олень. Олень кормит людей, мясо оленя основная пища ненцев. Олень одевает людей, из оленьей шкуры ненцы шьют себе одежду. Малица – это одежда мужчин, паница – женская одежда. Пимы – это обувь, которую шьют из шкуры оленя. Шкура оленя очень теплая и в такой одежде ненцам не страшны холода и морозы. Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, так как оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото. Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода. Олени едят ягель – это главная пища оленей. Ягель- это белый мох, который растет в тундре. Летом ягель найти просто, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре. Складывают чум и едут на другое место. Запрягают оленей, они тянут нарты, везут груз и семью. Без оленя в тундре не прожить, без оленя человек погибает. Поэтому жители тундры ценят и любят это животное.

7. Рисование оленя (аппликация).













































Тема: «Сказки народов Севера» (развитие речи, рисование)

Задачи: - формировать представление об образе жизни коренных народов севера, развитие познавательного интереса к истории родного края, формирование умения работать в команде, сотрудничать между собой, пополнение словарного запаса, воспитание уважительного и толерантного отношения к культурам других народов.

Ход:

  1. Беседа.

- Ребята, вам уже известно, что наш Красноярский край очень большая территория. А как вы думаете, везде ли люди живут одинаково?

Климат в разных частях нашего края очень отличается, а следовательно, отличается и почва, растительный и животный мир, и конечно, образ жизни людей.

Народы Севера, хотя и проживают в России, но имеют свою собственную культуру, традиции, костюмы, язык. Народы Севера являются коренными жителями нашего региона. Коренной – произошло от слова корни, это значит, что северные народы жили на территории нашего края задолго до того, как здесь появились русские люди. Народы эти очень древние, имеют свою культуру и богатую историю. Сегодня коренные северные народы часто называют малочисленными. Их остается все меньше и меньше, ведь условия жизни на крайнем севере очень тяжелые. Вы уже знаете, что эти народы не живут на одном месте, а постоянно кочуют. Какой образ жизни у этих людей, главное животное для них – это олени. Жители севера занимаются рыболовством, охотой, оленеводством.

Как и у каждого народа, у северных жителей есть свои сказки, которые они очень любят, на холодном севере нет телевидения, интернета, практически нет игрушек. Дети рано становятся самостоятельными, рано начинают работать, охотиться, ловить рыбу, шить и украшать себе одежду, сказки являются главным их развлечением, главной радостью для ребенка. Сказки обычно носят поучительный характер, чтобы ребята могли подражать героям, учиться у них чему-то хорошему. Герои северных сказок бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. Любят северные народы и сказки о животных, обычно, в сказках объясняются повадки или внешний вид животных.

  1. Чтение сказки.

  2. Загадка о северном явлении. Рисование северного сияния.

Что за чудо-чудеса: загорелись небеса!

Ой горит – пламя над сверкающими льдами!

Ой горит большой костер, выше леса, выше гор!

Он горит, а снег не тает, он блестит – не согревает

Мерзнут горы и леса, коченеют небеса

Кто зажег огонь небесный? Не живет ли в вышине

Великан могучий не печет ли на огне, хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет, не пекут там хлеба

Это – свет холодный свет Северного неба. (северное сияние)

Это явление самое яркое, красочное, переливающееся разноцветными огнями. Давайте мы изобразим полярное сияние.









Тема: «Мой северный край.» (развитие речи, лепка)

Задачи: Расширять представление детей о жизни северных народов, воспитывать уважение к национальным традициям, развивать познавательный интерес.

Ход:

  1. Беседа.

- Ребята, я сегодня для вас принесла карту России. Посмотрите, какая большая наша страна. Послушайте стихотворение:

Город наш родился в тундре, Среди северных широт,

Где снега, морозы, бури, где оленей быстрый бег.

- Как вы думаете, о каком городе написано это стих.? О нашем любимом городе – Норильске! Назовите какие коренные жители живут в наших северных широтах?

К нам сегодня в гости пришла девочка, ее зовут Хомани. На севере живут мужественные, смелые люди. Они занимаются разведением оленей. Вы уже знаете каких людей называют оленеводами, рыболовами? Какое главное животное на севере?

(дети рассказывают, что они знают про оленя)

Мальчики с раннего возраста помогают своим отцам ловить оленей, запрягать и распрягать их и управлять ими.

  1. Игра «Ловим оленей» (при помощи обруча)

  2. Чтение стих. «Мы на Севере живем».

Вы на карту посмотрите, и Норильск на ней найдите.

Потому что здесь наш дом, мы на севере живем.

Вот заря, вот знамя реет, солнца луч ударил ввысь.

Из столицы в это время звуки гимна донеслись.

Будет день такой что любо- сразу тундра ожила,

И спешат навстречу люди и заботы и дела..

Пастухи поедут в стадо, ладит снасти рыболов

А рыбацкая бригада привезла большой улов.

Тишину оркестр нарушив, на соседней буровой

Из земной коры наружу взвился факел голубой.

Загремел над нашей крышей вертолет бросая тень.

А мы в садике читаем: «Над страною новый день!».

- А загадки вы любите отгадывать?

Кто на своей голове лес носит? (олень)

  1. Лепка оленя под северную музыку.























Тема: «Мой северный край» (изготовление чума)

Задачи: закреплять знания детей о Крайнем Севере о жизни и традициях коренных народов, воспитывать уважение к культуре родного края, развивать познавательный интерес.

Ход:

  1. Беседа.

Сегодня наша северная девочка Хомани приглашает нас в свой дом – чум. Чум- это жилище северных народов. Большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху. На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы, а разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место, можно быстро. Зимнее покрытие чума – нюки. Они сшиты из оленьих шкур нитками из оленьих сухожилий. Летом нюки упаковывают и складывают в амбар до следующей зимы. А чум одевают другим покрытием из старых вытертых шкур.

У жителей Севера есть старинный обычай, который гласит: сначала накорми и напои гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай.

В тундре есть одно поверье, в тундре есть одна примета.

Гостя жди с открытой дверью-

Май малыш, запомни это.

Тундра тех людей не любит, кто свой чум открыть боится.

  1. Рассматривание чума, посуды.

Гостю всегда полагается почетное место на нарах, которые расположены вдоль стен и застелены шкурой оленя. Справа от входа стоит железная печка под ней дрова. Место от очага по обе стороны – это и есть и кухня, и спальня. Посуда хранится в деревянном ящике, а на улице находится ящик для еды. Из мебели в чуме только столы на коротеньких ножках, кроватей нет. Жители спят на нарах покрытых шкурами оленей.

  1. Конструирование чума.





































Тема: «Где-то на Крайнем Севере»

Задачи: учить детей находить изобразительные средства для создания несложного сюжета из фигурок, выполненных на основе треугольника и прямоугольника. Развивать технические приемы аппликации (обрывная, симметричная, сминание). Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой и ножницами. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Ход:

  1. Орг.момент.

Чтение стих. Бела дороженька, бела. Пришла зима, зима пришла.

Здравствуй, гостья зима! Просим милости к нам.

Песни севера петь по лесам и полям.

- Ребята, мы с вами продолжаем разговор о Крайнем Севере.

2. Беседа.

Вспомните произведения, которые мы с вами читали о Севере.

- Давайте вместе с вами придумаем интересный рассказ про Север под названием «Где-то на Крайнем Севере…»

(по ходу рассказа воспитатель делает аппликацию)… Где-то на Крайнем Севере, там, где всегда мороз. Еще бывает и красивое природное явление – северное сияние. Куда не посмотришь- всюду бескрайняя белоснежная равнина с небольшими сопками (способ обрывания). Среди вечных льдов и снегов живут люди, северяне.

- Какие народы Севера вы знаете? Жители севера на одном месте долго не живут. Они все время переезжают с места на место, кочуют. Поэтому их называют кочевниками.

- На чем они переезжают? Кого впрягают в свои упряжки?

Дома у жителей севера тоже необычные, они сделаны из меха оленей. Как можно на бумаге изобразить чум? (изображаем)













На Севере очень холодно, поэтому северяне ходят в очень теплой одежде из пушистого густого меха. Чем украшают свою одежду северные народы? Вышивкой, бисером, кусочками кожи. (приклеить готовые фигурки людей)

Вышли ребятишки из своих чумов и стали играть в снежки. (сминает маленькие кусочки салфеток и приклеиваю).

« На картине у зимы все бело от снега: тундра, дальние холмы,

Чумы, дети – шалуны бегают, смеются, лепят снежный ком,

Звонко раздаются голоса кругом»

  1. Физ.минутка.

Снег идет, снег идет. Дворник улицу метет,

Мы катаемся на лыжах, и встаем на коньки.

Мы катаемся на санках, и играем все в снежки.

  1. Самостоятельная работа детей.

  2. Выставка детских работ.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!