Урок 24
Единицы длины. Километр
(учебник, с. 36)
Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с единицей длины километром, развитию умений соотносить единицы измерения длины, сравнивать их, определять количество метров в километре, решать текстовые задачи на движение, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся записывать условное обозначение единиц длины, соотносить единицы измерения длины, сравнивать их, определять количество метров в километре, решать текстовые задачи на движение, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. http://rusfolder.com/32474579
3. http://www.proshkolu.ru/user/Ligiya/file/2383648
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/edinitsy-dliny-kilometr-4-klass
Оборудование:
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация; карточки названий станций и отметки пройденного расстояния.
Основные понятия и термины: единицы длины. Километр.
организационная структура (сценарий) урока
I. Организация начала урока.
Мы звонок как услыхали, Дружно к партам прибежали. Взгляд на парту – все в порядке, Вот лежат стопкой тетрадки. | Рядом ручка, карандаш. Вот линейка. Все, сейчас Начинается урок. Нам от знаний будет прок. |
II. Целеполагание. (С. 36.)
– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Сегодня мы совершим путешествие на поезде. Он скоростной. Наш маршрут проложен на карте. (Отдельно приготовлены карточки названий станций и отметки пройденного расстояния.)
Станция «Смекалкино» | 200 | км |
Станция «Измерялкино» | 450 | км |
Станция «Задачкино» | 600 | км |
Станция «Вычисляйкино» | 1000 | км |
– Посмотрите на карту, картографы хорошо потрудились.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_1.png)
– Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, скажите, какие единицы измерения длины вы знаете?
На доске:
1000 мм 100 см 1 м
100 мм 10 см 1 дм
10 мм 1 см
1 мм
– Какая наименьшая величина?
– Какая наибольшая?
– Начертите в тетради отрезки в 1 см, 1 дм, 1 мм (варианты ответов), 1 м (варианты ответов).
III. Работа над новым материалом.
1. Станция «Смекалкино».
– Внимание! Поезд прибыл на станцию «Смекалкино»!
– Нас встречают человечки. Посмотрите на них внимательно. Какого числа не достает на голове третьего человечка? (10.)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_2.png)
– Во время ремонта дороги рабочий так прикрепил таблички, указывающие расстояния.
На доске: 1533, 1433, 1333, 1633, 1733, 1233.
– В чем его ошибка? Исправьте ее в тетради (1 учащийся работает у доски).
– Что вам помогло правильно выполнить задание?
2. Станция «Измеряйкино».
Нам весело живется –
Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?
Практическая работа.
1. № 149.
2. № 150.
– Проверяем глазомер. У кого он развит лучше? Затем проверяем с помощью линейки. Что вы можете сказать о длине отрезков?
3. Станция «Задачкино».
1. Работа со статьей учебника.
– Как вы думаете, какое расстояние мы с вами проехали? (Ответы учащихся.)
– В каких единицах измеряется расстояние от одного населенного пункта до другого? (Ответы учащихся.)
– Прочитайте теоретический материал на странице 36.
– Как называется новая единица измерения длины? Как она обозначается кратко?
– Сколько в 1 километре метров? (Запись на доске и в тетрадях.)
– Что необходимо дописать на табличках-указателях? (Км.)
2. Работа над единицами длины.
№ 156, 157, 158, 159 (с. 38).
№ 153 (1).
После чтения задачи ученики рассматривают чертеж. Такой же чертеж надо сделать на доске.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_3.png)
– Как обозначено начало движения пешеходов? (Черточками на концах отрезка.)
– Как движутся пешеходы? (Навстречу друг другу.)
– Как это показано на чертеже? (Стрелками.)
– Сколько метров прошел 1-й пешеход? (160 м.)
– Сколько метров прошел 2-й пешеход? (140 м.)
– Сколько метров прошли оба пешехода?
– 160 + 140 = 300 (м). (Решение записывается на доске.)
– Каким стало расстояние между пешеходами? (1 км = 1 000 м. Значит, 1 000 – 300 = 700 (м).)
Аналогично решается задача 153 (2). Чертеж и решение выносятся на доску.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_4.png)
1) 160 + 140 = 300 (м) – проехали 2 пешехода.
2) 1 000 + 300 = 1 300 (м).
Ответ: 1 300 м между пешеходами.
4. Станция «Вычисляйкино».
№ 154 – самостоятельно (любая строчка по желанию).
– После выполнения задания у нас должно получиться слово.
На доске:
166 | 187 | 69 | 77 | 9 | 109 | 580 | 28 | 326 |
к | и | л | о | м | е | т | р | км |
– Какой указатель расстояния стоит на станции «Вычисляйкино»? (100 000 метров.)
– Сколько километров надо проехать, чтобы вернуться в наш город? (100 километров)
– Что вы можете сказать о километре как о единице измерения длины?
– Сегодня перед нами стоит задача. Нужно объединить в таблицу известные единицы длины.
– Заполните пропуски так, чтобы равенства были верными.
1 км = 1000 м 1 дм = 10 см 1 м = 10 дм 1см = 10 мм |
– Мы составили таблицу известных нам единиц измерения длины. Какая из них самая большая? самая маленькая?
– Проверьте себя по учебнику (с. 37, № 151).
– Обведите в рамочку и постарайтесь запомнить. Подумайте, как легче запомнить.
– Какая наблюдается закономерность?
IV. Итог урока.
– Какие у вас впечатления от путешествия?
– С какой новой единицей мы познакомились?
– Сколько метров в 1 километре?
– Для чего используется эта единица длины?
Домашнее задание: с. 37, № 152; с. 38, № 161.
Урок 25
Единицы измерения площади: Квадратный километр, Квадратный миллиметр
(учебник, с. 39–40)
Цели деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с единицами площади: квадратный километр (км2) и квадратный миллиметр (мм2); содействовать развитию умений находить площадь фигуры при помощи единиц площади, решать составные задачи, выполнять деление с остатком, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицами площади – квадратный километр (км2) и квадратный миллиметр (мм2), условным обозначением; научатся записывать единицы площади, находить площадь фигуры при помощи единиц площади, решать составные задачи, выполнять деление с остатком, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единицы измерения площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Упражнение «Выбери себе настроение»: • Нахмуриться, как осенняя тучка, злой волшебник; • удивиться, как ребенок, впервые увидевший радугу; • испугаться, как мышка, попавшая в клетку; • заскучать, как от долгого ожидания; • улыбнуться, как солнышко | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдение учи- теля за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | С. 39 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, | Устные ответы, наблюдения учи- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Устный счет: 1) Перевод единиц измерения длины. | 2 м2 = … дм2 3 м2 = … см2 5 м2 = … дм2 9 м2 = … см2 18 м2 = … дм2 6 дм2 = … см2 200 см2 = … дм2 15 дм2 = … см2 800 см2 = … дм2 40 дм2 = … см2 1 200 см2 = … дм2 8 м2 = …см2 | Выполняют задания. | | базовыми предметными понятиями; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-практических задач, различные способы поиска информации; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; понимают базовые понятия (величина). Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; формулируют и аргументируют свое мнение на обсуждаемую проблему; | теля, выполненные задания (перевод единиц измерения; нахождение значения выражений). |
| 2) Нахождение значения выражений. | 56 – (8 · 4 + 24) 56 · 4 : 8 – 24 24 · 8 – 56 : 4 | (24 + 8) · 4 (56 – 24) : 8 56 : 4 · 0 | | Выполняют задания. | Фронтальная. |
| 3) Выполнение задания | № 175 | Выполняют задание | Индивидуальная | Выполненное задание |
IV. Изучение нового материала | 1. Знакомство с новыми единицами площади. | – Какие единицы площади вы уже знаете? – Верно. Сегодня мы познакомимся еще с двумя единицами площади. Самая большая единица длины, которую вы знаете, – километр. Квадрат, сторона которого равна 1 км, – квадратный километр. Сокращенное название этой единицы площади записывается так: 2 км2, 16 км2. В квадратных километрах измеряют площади государств, республик, горо- дов, областей. Вычислим, сколько в 1 км2 содержится квадратных метров, зная, что 1 км = 1 000 м. | – Квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр. – В одном ряду 1 000 м, а таких рядов 1 000, значит, всего будет | Фронтальная. | Знание единиц измерения площади (м2, км2, мм2, см2, дм2). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | 1 000 · 1 000 = 1 000 000. Значит, 1 км2 = = 1 000 000 м2. | | владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; осознают важность и необходимость изучения предмета в жизни человека | |
| | – Для измерения очень маленьких площадей используют квадратный миллиметр – это квадрат, сторона которого 1 мм. Сокращенно записывают: 4 мм2, 25 мм2. – Вычислим, сколько в 1 см2 квадратных миллиметров, зная, что 1 см = 10 мм | – В одном ряду 10 мм, а таких рядов 10, значит, всего будет 10 · 10 = 100. В 1 см2 будет 100 мм2. | Фронтальная. | |
| 2. Работа со статьей учебника | | Открывают учебник на странице 39 и читают вводную статью | Индивидуальная | Работа с учебной статьей |
V. Первич- ное закрепление | Работа по учебнику. | № 167, 168, 169 (под руководством учителя). № 170. | Выполняют задания устно. Выполняют задание с комментированием. | Фронтальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями. | Выполненные задания. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готов- ность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений соглас- но инст-рукции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 171 (1) (под руководством учителя). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_5.png) 1) 420 – 180 = 240 (км) – прошел. 2) 240 – 180 = 60 (км). Ответ: на 60 км прошел больше, чем осталось. № 171 (2). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_6.png) 2 · 3 + с № 174 (под руководством учителя). | Решают с комментированием у доски. Записывают решение задачи. Выполняют схематический чертеж, а затем записывают буквенное выражение. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи, приме- ров на деление с остатком, урав-нений). |
| 2. Решение уравнений. | № 173. | Сначала составляют уравнения, а потом самостоятельно их решают. |
| 3. Решение примеров. | № 176, 177 (деление с остатком) | Выполняют самостоятельно с проверкой. |
| 4. Задание на смекалку. | | Выполняют задание. | Фронтальная. | |
| 5. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чем занимались на уроке? – Что повторяли на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VIII. До- машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 40, № 172 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |
Урок 25
Единицы измерения площади: Квадратный километр, Квадратный миллиметр
(учебник, с. 39–40)
Цели деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с единицами площади: квадратный километр (км2) и квадратный миллиметр (мм2); содействовать развитию умений находить площадь фигуры при помощи единиц площади, решать составные задачи, выполнять деление с остатком, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицами площади – квадратный километр (км2) и квадратный миллиметр (мм2), условным обозначением; научатся записывать единицы площади, находить площадь фигуры при помощи единиц площади, решать составные задачи, выполнять деление с остатком, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единицы измерения площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Упражнение «Выбери себе настроение»: • Нахмуриться, как осенняя тучка, злой волшебник; • удивиться, как ребенок, впервые увидевший радугу; • испугаться, как мышка, попавшая в клетку; • заскучать, как от долгого ожидания; • улыбнуться, как солнышко | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдение учи- теля за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | С. 39 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, | Устные ответы, наблюдения учи- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Устный счет: 1) Перевод единиц измерения длины. | 2 м2 = … дм2 3 м2 = … см2 5 м2 = … дм2 9 м2 = … см2 18 м2 = … дм2 6 дм2 = … см2 200 см2 = … дм2 15 дм2 = … см2 800 см2 = … дм2 40 дм2 = … см2 1 200 см2 = … дм2 8 м2 = …см2 | Выполняют задания. | | базовыми предметными понятиями; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-практических задач, различные способы поиска информации; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; понимают базовые понятия (величина). Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; формулируют и аргументируют свое мнение на обсуждаемую проблему; | теля, выполненные задания (перевод единиц измерения; нахождение значения выражений). |
| 2) Нахождение значения выражений. | 56 – (8 · 4 + 24) 56 · 4 : 8 – 24 24 · 8 – 56 : 4 | (24 + 8) · 4 (56 – 24) : 8 56 : 4 · 0 | | Выполняют задания. | Фронтальная. |
| 3) Выполнение задания | № 175 | Выполняют задание | Индивидуальная | Выполненное задание |
IV. Изучение нового материала | 1. Знакомство с новыми единицами площади. | – Какие единицы площади вы уже знаете? – Верно. Сегодня мы познакомимся еще с двумя единицами площади. Самая большая единица длины, которую вы знаете, – километр. Квадрат, сторона которого равна 1 км, – квадратный километр. Сокращенное название этой единицы площади записывается так: 2 км2, 16 км2. В квадратных километрах измеряют площади государств, республик, горо- дов, областей. Вычислим, сколько в 1 км2 содержится квадратных метров, зная, что 1 км = 1 000 м. | – Квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр. – В одном ряду 1 000 м, а таких рядов 1 000, значит, всего будет | Фронтальная. | Знание единиц измерения площади (м2, км2, мм2, см2, дм2). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | 1 000 · 1 000 = 1 000 000. Значит, 1 км2 = = 1 000 000 м2. | | владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; осознают важность и необходимость изучения предмета в жизни человека | |
| | – Для измерения очень маленьких площадей используют квадратный миллиметр – это квадрат, сторона которого 1 мм. Сокращенно записывают: 4 мм2, 25 мм2. – Вычислим, сколько в 1 см2 квадратных миллиметров, зная, что 1 см = 10 мм | – В одном ряду 10 мм, а таких рядов 10, значит, всего будет 10 · 10 = 100. В 1 см2 будет 100 мм2. | Фронтальная. | |
| 2. Работа со статьей учебника | | Открывают учебник на странице 39 и читают вводную статью | Индивидуальная | Работа с учебной статьей |
V. Первич- ное закрепление | Работа по учебнику. | № 167, 168, 169 (под руководством учителя). № 170. | Выполняют задания устно. Выполняют задание с комментированием. | Фронтальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями. | Выполненные задания. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готов- ность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений соглас- но инст-рукции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 171 (1) (под руководством учителя). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_5.png) 1) 420 – 180 = 240 (км) – прошел. 2) 240 – 180 = 60 (км). Ответ: на 60 км прошел больше, чем осталось. № 171 (2). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_6.png) 2 · 3 + с № 174 (под руководством учителя). | Решают с комментированием у доски. Записывают решение задачи. Выполняют схематический чертеж, а затем записывают буквенное выражение. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи, приме- ров на деление с остатком, урав-нений). |
| 2. Решение уравнений. | № 173. | Сначала составляют уравнения, а потом самостоятельно их решают. |
| 3. Решение примеров. | № 176, 177 (деление с остатком) | Выполняют самостоятельно с проверкой. |
| 4. Задание на смекалку. | | Выполняют задание. | Фронтальная. | |
| 5. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чем занимались на уроке? – Что повторяли на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VIII. До- машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 40, № 172 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |
Урок 27
Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки
(учебник, с. 43–44)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений находить площадь фигур различной формы с помощью палетки, решать текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить площадь фигур различной формы с помощью палетки, записывать единицы площади, переводить одни единицы площади в другие, решать текстовые задачи изученных видов, работать с геометрическими фигурами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/Ligiya/file/2383648 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Палетка |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. На урок себя настрою: Сижу тихо, не кричу, Все старательно внимаю, Ничего не упущу, Пишу, думаю, считаю, Слово за словом ловлю | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями; самостоятельно находят необходимую информацию и используют знаково-символические средства для ее представления, | Устные ответы, наблюдения учите-ля, выполненные задания (устные вычисления) |
| 2. Устный счет: 1) Задание «Цепочка» (с. 43). | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_9.png) | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2) Задание «Головоломка». | № 199. – В каждом равенстве вставьте вместо пропусков одну и ту же цифру, чтобы равенство стало верным. 1 + 3 + 5 = 111 0 + 1 + 2 = 273 4 + 1 + 3 + 0 + 1= 259 | Выполняют задания. | Фронтальная. | для построения моделей изучаемых объектов и процессов. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способ решения учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | |
| 3) Выполнение задания | № 194 | Читают задачу и устно составляют к ней буквенное выражение | Индивидуальная, фронтальная |
IV. Изучение нового материала | 1. Объяснение учителя. | – Мы умеем находить площадь прямоугольников. А как же можно найти площадь других фигур? Для приблизительного определения площадей фигур используется палетка. Палетка – это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры. – Палетку накладывают на фигуру, площадь которой надо измерить, тогда фигура будет как бы разбита на квадратные единицы. | Слушают учителя. | Фронтальная. | Представление о способе измерения площади фигуры при помощи палетки. |
| 2. Работа по учебнику | – Откройте учебник на странице 43. Там вы видите рисунок, где на фигуру наложили палетку. Палетка здесь разбита на квадратные сантиметры, как в данном случае на рисунке. Здесь получились полные и неполные квадратные сантиметры. Площадь фигуры в таких случаях находят так: сначала находят число полных квадратных сантиметров в фигуре. | | Индивидуальная, фронтальная | Работа с учебной статьей |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Сосчитайте, сколько их? – А теперь сосчитайте, сколько в фигуре неполных квадратных сантиметров. – Договорились, что два неполных квадрат- ных сантиметра считать за один полный. Разделим 20 на 2. 20 : 2 = 10. Значит, всего: 21 + 10 = 31 (см2). – Прочитайте еще раз объяснение, которое дано в учебнике на странице 43 | – В фигуре их 21. – В фигуре 20 неполных квадратных сантиметров. Читают | | в учении, связывая успе- хи с усилиями, трудолюбием; проявляют позна- вательный интерес к изучению предметного курса | |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 191 (под руководством учителя). | Выполняют с комментированием. | Фронтальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями. | Измерение площади фигуры при помощи палетки. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 193. Было | Продали | Осталось | Яблоки – 380 кг Груши – 180 кг | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/09/s_5a0493fd2a4c1/737610_10.png) | 295 кг 106 кг | 1) 380 – 295 = 85 (кг) – продали яблок. 2) 180 – 106 = 74 (кг) – продали груш. 3) 85 – 74 = 11 (кг). Ответ: на 11 кг яблок продали больше. | Записывают краткую запись и решение задачи. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль; оценку, волевую | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи, пере- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Работа с единицами длины и площади. | № 196, 198 | Выполняют самостоятельно (с последующей проверкой). | | саморегуляцию в ситуации затруднения. К – контролируют свои действия и соотносят их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре; применяют изу- ченные правила общения. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело | вод единиц измерения длины и площади). |
3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чем занимались на уроке? – Что изучили нового на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют познавательный интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 44, № 195 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |