Урок 14
Письменная нумерация. Чтение чисел
(учебник, с. 24)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений читать и записывать числа, которые больше 1000, находить закономерность в построении ряда чисел, решать задачи, находить периметр треугольника, усвоению структуры многозначных чисел, формированию вычислительных умений и навыков |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся читать и записывать числа, которые больше 1000, находить закономерность в построении ряда чисел, решать задачи, выполнять устные приемы сложения и вычитания чисел, которые больше 1000, находить периметр треугольника. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/rina72/file/481715 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; нумерационные таблицы (таблицы классов), счеты |
Основные понятия и термины | Нумерация чисел, которые больше 1000. Чтение и запись |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдения учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | С. 24 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; фиксируют математические отношения между объектами и группами | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Решение примеров (запись на доске). | 720 : (2 + 7) + (140 – 90)18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50 400 – (80 + 180 : 3) + 60(18 + 36) : 9 + 6 · 8 – 50 | Устно с комментированием решают примеры. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2) Задача на смекалку | Бревно длиной 5 м распилили на поленья по 1 м каждое. Чтобы распилить бревно 1 раз, нужно 4 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы распилить все бревно? | – Потребуется 16 минут | Фронтальная | объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы и знаки; используют различные способы поиска информации для решения учебных задач. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; планируют, контролируют учебные действия. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника, высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; признают возможность существования различных точек зрения на проблему. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспе- | |
IV. Изучение нового материала | 1. Практическая работа (под руковод-ством учителя). | – Сегодня перед нами стоит такая задача: научиться читать и записывать многозначные числа. Для работы нам будут нужны нумерационные таблицы (таблицы классов) и разрядные цифры. – Положите перед собой конверты со всем необходимым. – Опираясь на таблицу, составьте число 165. – К какому классу мы отнесем это число? – Сколько в нем сотен? десятков? единиц? – Запишите число в тетрадь, дугой указывая класс. (165.) – Составьте число, в котором 5 десятков тысяч 2 единицы тысяч, 1 сотня 6 десятков и 5 единиц. Запишите его в тетрадь. (52 165.) – Выделите классы справа налево. – Кто сможет прочитать это число? (Пятьдесят две тысячи сто шестьдесят пять.) | Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная. | Знание и использование в практике обра-зования единиц I и II классов. |
| | – Что изменилось в чтении числа? | – После числительного «пятьдесят два» появилось слово «тысяч». | |
| | – Совершенно верно, после цифр, обозначающих II класс, добавляется слово «тысяч», указывающее на принадлежность ко II классу. | | |
| | – Составьте число, в котором 165 единиц II класса и 165 единиц I класса. | – 165 165 – сто шестьдесят пять тысяч сто шестьдесят пять. | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Из числа, в котором 2 десятка тысяч 6 единиц тысяч 3 сотни 6 десятков и 3 единицы, нужно вычесть число, в котором 2 десятка тысяч 5 единиц тысяч 2 сотни 6 десятков и 3 единицы. | | | ха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | |
| | – Сколько сотен тысяч? десятков тысяч? единиц тысяч? сотен? десятков? единиц? Запишите число и прочитайте. | – 1100 – одна тысяча сто. | | |
| 2. Работа со статьей учебника и таблицей | – Прочитайте теоретический материал на странице 24. – Прочитайте числа в таблице | Выполняют задания | Индивидуальная | Работа с учебной статьей |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 94, 96. | Коллективное выполнение с записью на доске. | Фронтальная. | П – владеют базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Образование еди-ниц I и II классов. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Выполнение движений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 97. I вариант – первая задача, II вариант – вторая задача. – Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. I вариант. На сколько метров высота липа больше, чем яблони? 1) 3 · 4 = 12 (м). | Решают по вариантам самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; используют знаково-символичес-кие средства для решения учебно-практических задач; устанавливают причинно-следственные свя-зи; используют математи- | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовых арифме-тических |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | 2) 12 – 3 = 9 (м). Ответ: на 9 метров высота липа больше, чем яблони. II вариант. На сколько лет мама моложе бабушки? 1) 62 : 2 = 31 (г.). 2) 62 – 31 = 31(г.). Ответ: Мама моложе бабушки на 31 год. | | | ческую терминологию; владеют базовыми предметными понятиями. Р – осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуа- ции затруднения. К – строят речевое высказывание в устной форме. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса | задач, задач с геометрическим содержанием). |
| | № 98. – Что такое периметр? Как его найти? 1-я сторона – 56 мм. 2-я сторона – 62 мм. 3-я сторона – 62 мм. Р –? мм. Р = 56 + 62 + 62 = 180 (мм). Ответ: Р = 180 мм = 18 см. | Задачу решают самостоятельно (с последующей проверкой). Один учащийся решает на закрытой доске. | | |
| 2. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число? – По сколько цифр мы отсчитываем? Почему? – С какой стороны начинаем отсчитывать? – Где пригодятся эти знания и умения? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VIII. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 24, № 99 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |
Урок 15
Письменная нумерация. Запись чисел
(учебник, с. 25)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений записывать и читать числа, которые больше 1000, находить закономерность в построении ряда чисел, решать задачи, усвоению структуры многозначных чисел, формированию вычислительных умений и навыков |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся записывать и читать числа, которые больше 1000, находить закономерность в построении ряда чисел, решать задачи, выполнять устные приемы сложения и вычитания чисел, которые больше 1000. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.edu. cap.ru/home/9193/matematicheskiy_kvn_4_klass. doc |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; нумерационные таблицы (таблицы классов), счеты |
Основные понятия и термины | Нумерация чисел, которые больше 1000. Чтение и запись |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Предлагает сложить из спичек фигуру. – Выложите на столе такую же фигуру. Как вы думаете, кто это? Я задумала, что это животное – корова; гуляла корова, гуляла, и кто-то ее позвал. Переложите всего одну спичку так, чтобы корова развернулась в другую сторону. Как только все это сделают, надо дружно и синхронно хлопнуть в ладоши – это означает, что вы готовы начать урок. Внимание, начали. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | С. 25 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера; понимают базовые межпредметные и предметные понятия (число); используют знаково-символические средства для решения учебно-практических задач, различные способы поиска информации. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процес- | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Задания на смекалку. | – Назовите все двузначные числа, у которых число десятков на 1 больше, чем число единиц. (21, 32, 43, 54, 65, 76, 87, 98.) – Перечислите все трехзначные числа, в которых 8 сотен, а десятков и единиц поровну. (811, 822, 833, 844, 855, 866, 871, 888.) | Выполняют задания. |
| 2) «Цепочка». | | Выполняют задания. | Фронтальная. |
| 3) Решение примеров. | № 105 (примеры можно вынести на доску). 8 + 0 + 0 + 6 9 – 0 – 6 · 1 0 : 7 + 0 · 5 + 3 8 · 0 + 0 · 6 9 + 0 + 6 : 1 7 : 7 – 0 · (4 + 2) | Выполняют задания. | Индивидуальная. | |
4) Логическое задание | – Определите, какого рисунка не хватает. | Выполняют задание | Фронтальная |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Изучение нового материала | 1. Объяснение учителя (с показом на доске). | – Сегодня на уроке мы будем учиться записывать числа, состоящие из единиц I и II классов. Такие числа записывают по классам, начиная с высшего. Например, чтобы записать число 408751, сначала записывают, сколько всего единиц высшего (второго) класса в числе (408). Потом записывают, сколько всего единиц следующего класса (751). | Слушают объяснение. | Фронтальная. | са; умеют слушать собеседника; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Знание образования чисел из единиц I и II классов. Использование знаний в практической деятельности (запись многозначных чисел). |
| 2. Работа со статьей учебника | – Прочитайте еще раз объяснение в учебнике на странице 25 вверху | Читают объяснение | Индивидуальная |
V. Первичное закрепление. | Работа по учебнику. | – Потренируемся записывать многозначные числа. Вы будете писать у себя в тетради, а кого-то я вызову к доске. 5 ед. II кл. 725 ед. I кл.; 48 ед. II кл. 700 ед. I кл.; 603 ед. II кл. 906 ед. I кл.; 347215, 24801, 112013, 9300. № 100, 101. | Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа. | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют базовыми предметными понятиями; осуществляют логические действия. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 103. 1) 200 · 3 = 600 (г) – тыквы. 2) 100 · 3 = 300 (г) – укропа. 3) 600 – 300 = 300 (г). | Один учащийся решает с комментированием у доски, остальные – в тетрадях. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); | Устные ответы, записи в тетради (решение тексто- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Ответ: на 300 г больше семян тыквы. № 106 (повышенной трудности). Последняя таблетка будет принята через 4 часа. № 104. – Объясните, что означают выражения: 45 · 5 – 45 · 3 45 · 5 + 45 · 3 | Решают устно с комментированием. Коллективный разбор. | | осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы и знаки. Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; осуществляют учет разных мнений | вых арифметических задач). |
| 2. Задача в стихах «Треугольник и квадрат». | См. ресурсный материал. – Нарисуйте эту историю: каким был старший брат и каким стал | Выполняют задание. |
| 3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как записываются многозначные числа? – Что делают для удобства чтения? – Какая информация для вас оказалась новой? – Что хотели бы уточнить? – Что показалось непонятным? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VIII. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 25, № 102 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ
Жили-были два брата – Треугольник с квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?» Тот кричит ему: «Смотри, Ты полней меня и шире. | У меня углов лишь три, У тебя их – все четыре!» Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я квадрат». И сказал еше нежней: «Неизвестно, кто нужней!» Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. | Уходя, сказал: «Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратом, А проснешься без углов!» Но наутро младший брат Страшной мести был не рад: Поглядел он – нет квадрата… Онемел… стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов! |
Урок 16
Натуральная последовательность трехзначных чисел. Разрядные слагаемые
(учебник, с. 26)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять неравенства и диаграммы |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять неравенства и диаграммы. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/rina72/file/481715 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Сумма разрядных слагаемых |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Раз, два, три, четыре, пять, Все могу я сосчитать: И деревья на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, И страницы толстых книжек. – А благодаря какой науке я могу это сделать? | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – строят модели, отражающие различные отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. |
| 2. Устный счет. 1) Задание «Головоломка». | № 116. ? ? ? ? + = 120 – = + = 230 + 230 = 300 | Выполняют задания. |
Урок 17
Сравнение многозначных чисел
(учебник, с. 27)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений сравнивать многозначные числа и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях, формированию вычислительных умений и навыков |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся сравнивать многозначные числа и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/rina72/file/481715 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Сравнение многозначных чисел |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем повторять. Устно будем мы считать. Все, но кроме облаков, Кроме звезд и мотыльков… Можно сбиться ведь со счета, Но считать нам их охота? | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | С. 27 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная, групповая | П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; строят модели, отражающие различные отношения между объектами; делают выводы по анало- | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (образование числа из единиц |
| 2. Устный счет | Игра «Не подведи свой ряд». Задание 1. Решите примеры. 370 – 20 620 – 10 270 – 40 50 – 18 20 – 13 80 – 24 | Ответы записываются, по цепочке выходят ученики с каждого ряда. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | 111 – 4 486 – 7 863 – 5 759 – 500 630 –300 320 – 100 Задание 2. Составьте программу действий. 5 – 0 : 25 + (72 : 1 – 0) : 9 + 6 : 6 24 : (3 · 8) – (7 · 0) · 1 + 8 : 1 27 : 3 + 2 – (12 : 6 – 20 : 10) Задание 3. – Что вы знаете о числе 603 076? Задание 4. Решите логическую задачу. – Сколько всего прямоугольников в квадрате, разделенном на 4 части? Подведение итогов, вручение флажка «Победитель игры» | Определяют порядок выполнения действий. Побеждает тот ряд, на котором высказывание ученика будет последним | | гии и проверяют эти выводы; используют различные способы поиска информации. Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно проводят самооценку результатов своей учебной деятельности, понимают причины неуспеха. К – принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют интерес к изучению предметного курса | I и II классов, расстановка порядка действий в выражениях со скобками, выполнение вычислений) |
IV. Изучение нового материала | 1. Объяснение учителя. | – Мы уже умеем сравнивать числа до 1000. Сегодня будем учиться сравнивать многозначные числа. Раньше мы рассуждали так: из двух чисел меньше то, которое при счете называют раньше, и больше то, которое называют позже. Например, 3 3; 67 67. Многозначные числа можно сравнивать и поразрядно, начиная с высших разрядов. Например, 768 643, так как 7 сотен больше 6 сотен; 2198 | Внимательно слушают. | Фронтальная. | Знание способа сравнения многозначных чисел. |
| 2. Чтение статьи учебника | – Давайте прочитаем еще раз объяснение на странице 27 вверху | Читают объяснение | Индивидуальная | | Работа с учебной статьей |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 117–120, 124 (с комментированием). | Выполняют устно. | Фронтальная. | П – владеют базовыми предметными понятиями. | Выполненные задания. |
Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 122 (под руководством учителя). – Посмотрите на краткую запись условия задачи. Составьте план ее решения. 1) 70 : 7 = 10 (дет.) – вытачивает рабочий за 1 час. 2) 42: 6 = 7 (дет.) – вытачивает ученик за 1 час. 3) 10 – 7 = 3 (дет.). Ответ: на 3 детали больше вытачивает рабочий. – Измените вопрос задачи, чтобы она решалась так: 70 : 7 + 42 : 6. | Решают задачу самостоятельно. – Сколько всего деталей в 1 час вытачивают рабочий и ученик вместе? | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – обмениваются мнениями; могут работать в | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи) |
| 2. Решение примеров. | № 123. – Сравните в каждом столбике пары примеров, найдите у них сходства, отличия. | Решают самостоятельно. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 3. Задачи на смекалку. | «Книжный червь». Книжному червю нужны сутки, чтобы прогрызть слой бумаги толщиной 1 мм. На книжной полке поставлены рядом 2 тома, составляющие 1 произведение. Каждый том толщиной 4 см, да еще надо учесть переплет, толщина каждой корки которого 2 мм. Сколько пройдет времени, пока книжный червь доберется от последней страницы первого тома? до первой страницы второго тома? В полдень из Москвы в Симферополь отправляется пассажирский поезд, средняя скорость которого 80 км/ч. В то же самое время из Симферополя в Москву выходит товарный состав, который движется со средней скоростью 40 км/ч. Какой их этих поездов находится дальше от Москвы в момент их встречи? (Эта задача – пример того, как можно направить внимание слушателя в заведомо ложное русло так, что он упускает из виду очевидное.) | – Пройдет 4 дня. – Оба поезда находятся от Москвы на одинаковом отдалении. | | коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; допускают существование различных точек зрения на проблему. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | |
| 4. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | | |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Назовите три способа сравнения чисел. – Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей работой? Почему? – Какие задания показались легкими? сложными? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VIII. До- машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 27, № 121 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |
Урок 18
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз
(учебник, с. 28)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз, составлять последовательность чисел по заданному правилу, решать и сравнивать уравнения с проверкой, решать задачи, сравнивать многозначные числа.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся увеличивать, уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз, составлять последовательность чисел по заданному правилу, решать и сравнивать уравнения с проверкой; решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, работать с геометрическим материалом, сравнивать многозначные числа.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. http://rusfolder.com/32474579
3. http://www.trepsy. net/pedagog/stat. php? stat=4440
4. http://www.pomochnik-vsem.ru/load/38-1-0-3064
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация, изображения героев сказки А. А. Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все».
Основные понятия и термины: увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Составление последовательности чисел по заданному правилу. Сравнение чисел. Решение и сравнение уравнений с проверкой.
организационная структура (сценарий) урока
I. Организация начала урока.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Все ль на месте, Все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | Начинаем мы опять Решать, отгадывать, смекать. Куда мы с вами попадем – Узнаете вы скоро. В известной сказке мы найдем Помощников веселых. |
– Сегодня на уроке мы совершим увлекательнейшее путешествие в сказку. В какую сказку, вы догадаетесь, посмотрев на экран.
II. Устный счет.
– Выполните первое задание и узнаете, кто просил нас о помощи.
45 : 9 60 : 6 180 : 6 96 : 4 14 5 51 : 17 18 3 240 : 6
н н П и х В у и
– Расположите ответы в порядке возрастания, и вы узнаете название сказки.
– Как называется сказка? («Винни-Пух и Все-Все-Все».)
– Кто ее написал? (Алан Александр Милн, перевод Бориса Заходера.)
– Перечислите главных героев сказки.
– Сегодня мы будем помогать Винни-Пуху и его друзьям справляться с непростыми заданиями и вместе с ними узнаем, что значит увеличить или уменьшить число в 10, 100, 1000 раз, и обязательно научимся это делать.
– Винни-Пух не может решить задачи и просит нас о помощи. Слушайте внимательно и записывайте только выражения:
а) В маленьком горшочке а кг меда, а в большом в 9 раз больше. Сколько кг меда в большом горшочке?
б) В маленьком горшочке а кг меда, а в большом в 9 раз больше. Сколько кг меда в обоих горшочках?
в) В одном дереве Винни-Пух насчитал 43 пчелы, а в другом 18 пчел. На сколько было больше пчел в первом дереве?
г) Кролик с одной грядки собрал 7 кг моркови, а с другой в k раз больше. На сколько кг Кролик собрал меньше с первой грядки, чем со второй?
Один ученик работает у доски. Проверка по окончании работы.
– Выполните задание № 128 (устно).
– Решите и сравните уравнения в задании № 129.
III. Актуализация опорных знаний.
– Кролик совсем расстроился. Ему кажется, что на его огороде целые миллионы и миллиарды вредителей. Но он не может их сосчитать. Давайте поможем кролику справиться с ними.
– Прочитайте числа:
405300, 7500250, 1328, 53000015, 86305, 5000703200, 340000, 790056.
– Представьте в виде суммы разрядных слагаемых:
303016 = …
3785 = …
56075 = …
5000700018 = …
80753000 = …
12100 = …
Физкультминутка
С Винни-Пухом в лес шагаем, Выше ноги поднимаем, Дышим ровно, глубоко, – Нам шагается легко! Вдруг мы видим у куста: Выпал птенчик из гнезда. | Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса, Мы лисицу обхитрим – На носочках убежим! |
IV. Работа по новой теме.
– Посмотрите на экран.
– Сравните первое и второе число в каждом столбике: во сколько раз увеличится число, если в его записи справа приписать один ноль.
– Если к числу 1 приписать справа 0, то получим число 10. Число 10 – это 1 десяток. В 1 десятке 10 единиц, а это значит, что число 1 увеличили в 10 раз.
– Если к числу 5 приписать справа 0, то получим число 50. В этом числе цифра 5 показывает количество десятков, то есть число 5 увеличили в 10 раз.
– Было число 23. Получили 230. То есть 23 десятка. Значит, число 23 увеличили в 10 раз.
Аналогично учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы: как из числа 1 получили число 100, во сколько раз увеличили число 1 и т. д.
– Прочитайте правило, которое мудрая Сова предлагает вам запомнить.
– Что нужно сделать, чтобы увеличить число в 10 раз? в 100 раз? в 1000 раз?
– Сформулируйте самостоятельно, что нужно сделать, чтобы уменьшить число, оканчивающееся нулями, в 10 раз? в 100 раз? в 1000 раз?
Чтение статьи в учебнике странице 28 вверху.
V. Закрепление.
– Продолжим помогать сказочным друзьям.
1. Выполнение заданий.
– Пятачок просит нас ему помочь.
1)
Числа 57, 90, 200 увеличьте в 10 раз, в 100 раз.
Числа 4000, 60000, 152000 уменьшите в 1000 раз.
Задание выполняется устно, коллективно.
2)
67 000 : 1 000 9 600 : 100
39 000 100 9 600 100
102 000 : 10 102 000 : 10
Задание выполняется письменно, самостоятельно. Первый правильно выполнивший ученик выполняет роль проверяющего.
2. Решение задачи.
– Тигра тоже не может решить задачу. Поможем и ему.
В альбоме 100 листов. Сколько таких альбомов получится из 15 000 листов? Сколько листов в 1000 таких альбомов?
Задача выполняется у доски сильным учеником у доски с объяснением.
3. Работа по учебнику: № 125, 126, 127.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Мы справились со всеми заданиями. Как вы думаете, Винни-Пух и все его друзья остались довольны? Чему вы сегодня научились? Давайте проверим, довольны ли вы своей работой. На ваших столах лежат желтые, зеленые и синие кружки. Выберите кружок, который наиболее соответствует вашему настроению сейчас, и прикрепите его на доску. Подведение итогов рефлексии.
Домашнее задание: с. 28, № 130, 131.
Урок 19
Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе
(учебник, с. 29)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений находить, сколько всего единиц, десятков, сотен и т. д. содержится в данном многозначном числе, записывать многозначные числа, выполнять устные вычисления, основанные на разрядном составе чисел, решать уравнения и задачи на нахождение четвертого пропорционального, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить общее количество единиц какого-либо разряда в данном числе. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/BUKSA/file/2915962 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Общее количество единиц какого-либо разряда |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!». Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями; устанавливают математические отношения между объектами; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (выполнение вычислений, перевод и |
| 2. Устный счет: 1) Работа с таблицами. | № 136. а | 80 | 90 | | 100 | b | | 7 | 8 | | a · b | 480 | | 560 | 900 | | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | с | | 490 | | 500 | d | 6 | 7 | 9 | | c: d | 70 | | 60 | 5 | | | | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – принимают участие в обсуждении математических фактов, высказывают свою позицию; понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения; используют различные способы поиска информации. Л – способны адекватно рассуждать о причинах | сравнение единиц измерения длины). |
2) Сравнение единиц измерения длины. | 7 дм 2 см … 2 дм 7 см 53 см… 5 дм 9 дм … 1 м 9 м 4 дм … 94 дм | Выполняют задания. | Индивидуальная. |
3) Логическое задание. | – Сколько треугольников в этой паутинке? | Выполняют задания. | Индивидуальная. | Решение задачи |
4) Работа с задачей | № 137. – Объясните, что показывают заданные к задаче выражения | Выполняют задания | Фронтальная | |
IV. Изучение нового материала | 1. Объяснение учителя. | – Сегодня на уроке мы будем учиться находить общее количество единиц какого-либо разряда в данном числе. Посмотрите: общее количество десятков обозначается всеми цифрами данного числа, кроме цифры единиц; общее количество сотен обозначается всеми цифрами числа, кроме цифры десятков и цифры единиц. Возьмем, например, число 2305. Делает запись на доске: 2305 ед. 23 сот. 230 дес. 2 тыс. | Слушают учителя. | Фронтальная. | Знание принципа нахождения общего коли-чества единиц какого-либо разряда в числе. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Работа по статье учебника | – Откройте учебники на странице 29 и прочитайте задание вверху | Рассматривают и читают запись | Индивидуальная | своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | Работа с учебной статьей |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 134. | Выполняют устно. | Фронтальная. | П – владеют базовыми предметными понятиями. | Выполненное задание. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение примеров. | № 135. – Вспомните правила умножения и деления на 10, 100 и 1000. 300 · 100: 10 = 3 000. 900 · 10: 100 = 90. № 141. – Что значит прибавить или вычесть из числа единицу? 30999 + 1 = 31000. 10000 – 1 = 9999. 25909 + 1 = 25910. 90100 – 1 = 90099. 40000 – 1 = 39999. 39099 + 1 = 39100. | Решают самостоятельно с последующей проверкой. Выполняют устно. | Фронтальная, индивидуальная | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи, уравнений, |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Решение задач. | № 138. – Сколько минут в 1 часе? 1 ч = 60 мин За 1 мин | Количество минут | Всего деталей | Одинаковое | 10 мин | 50 дет. | 60 мин | ? дет. | 1) 50 : 10 = 5 (дет.) – за 1 минуту. 2) 5 · 60 = 300 (дет.). Ответ: 300 деталей за 1 час. | Решают самостоятельно. | | Р – осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к предмету | использование правила умножения и деления на 10, 100, 1 000, нумерация чисел в пре- делах 1 000 000. |
| 3. Решение уравнений. | № 142 | Выполняют самостоятельно. |
| 4. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | | Выполненные задания |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VIII. До- машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 29, № 139, 140 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |
Урок 20
Класс миллионов и класс миллиардов
(учебник, с. 30)
Цель деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с образованием, записью чисел, состоящих из единиц III и IV классов, развитию умений применять двухступенчатую проверку деления с остатком, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с образованием, записью чисел, состоящих из единиц III и IV классов; научатся применять двухступенчатую проверку деления с остатком, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/BUKSA/file/2915962 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Класс миллионов и класс миллиардов |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | С. 30 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют логическими действиями, базовыми предметными понятиями; устанавливают взаимосвязи в явлениях и процессах и представляют информацию в знаково-символической и графической форме; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учеб- | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: Выполнение вычислений | 91 : 13 · 10 60 : 3 – 75 : 5 8 · (72 : 24) 52 : 3 + 27 · 3 | Выполняют задания |
| | – Запишите на доске и прочтите числа: а) наименьшее трехзначное число; б) наибольшее четырехзначное число; | Фронтальная |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | в) наименьшее пятизначное число; г) наибольшее шестизначное число. Какие числа им предшествуют? Какие числа за ними следуют? | | | ной деятельности; ориентируются в учебнике; замечают допущенные ошибки. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; спо-собны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | |
IV. Изучение нового материала | 1. Объяснение учителя. | – Сколько классов по нумерации чисел мы изучили? – Верно. Кроме известных нам классов существуют еще III и IV классы. А как они называются, как читаются и записываются числа этих классов, вы узнаете сегодня на уроке. Мы с вами знаем, что 10 единиц составляют 1 десяток, 10 десятков составляют 1 сотню – единицу следующего разряда и т. д. А 10 со-тен тысяч составляют 1 тысячу тысяч, или 1 миллион. Это единица III класса. | – I класс – класс единиц, II класс – класс тысяч. | Фронтальная. | Знание образо- вания чисел из единиц I, II, III и IV классов. |
| 2. Работа со статьей учебника | – Откройте учебник на странице 30. Прочитаем вверху вводную статью | Читают вслух и разбирают вместе с учителем прочитанное | Индивидуальная, фронтальная | Работа с учебной статьей |
V. Первичное закрепление | | № 143. | Читают числа, записанные в таблице. | Фронтальная. | Выполненное задание. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение примеров на деление с остатком. | № 144. – Если остаток больше делителя или равен ему, то при решении допущена ошибка. № 145. Оказывает помощь учащимся по необходимости. | Объясняют вычисления. Выполняют деление с остатком и проверкой самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная. | П – устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют математические термины, символы и знаки. Р – самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способ решения учебной задачи. К – применяют изучен- ные правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности | Устные ответы, записи в тетради (выполне-ние деления с остатком). |
2. Логические задачи. | На одной чашке весов лежит большой кочан капусты, а на другой – гиря в 2 кг и маленький кочан капусты. Весы находятся в равновесии. На сколько масса большого кочана больше, чем масса маленького? – Как набрать из водопровода 6 л воды, пользуясь двухлитровой банкой и чайником, в который входит 5 л? | – На 2 кг. – Налить в банку 2 литра, перелить в чайник, набрать еще 2 литра, перелить в чайник и снова набрать в банку 2 литра. | | |
| 3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какая информация для вас оказалась новой? – Что хотели бы уточнить? – Что показалось непонятным? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собствен- ную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VIII. До- машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 30, № 147 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |