СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наброски конспектов, не все, конечно, расписано, но можно кое-что использовать для работы.Может, кому-то пригодится

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по обществознанию 5 класс»



Предмет:          обществознание                           Класс  6. Дата: 30.11.2017.


ТЕМА УРОКА:        ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока:       определить место образования в жизни человека

Планируемые результаты:

Предметные:

Научиться находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; объяснять роль образования в жизни человека;

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Необходимое оборудование:    учебники предмета, дополнительная литература, раздаточный материал, проектор, программа к УМК.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Проверка домашнего задания - хобби.

Знакомство с 3 главой, ее название, вопросы и цели главы.

Рассказ об аптеке души.

Знакомство со схемами стр. 50-51.

Давайте сформулируем тему урока.

Что мы должны выяснить?

Что для этого мы сделаем? Какие задачи поставим.

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Учащиеся показывают знак «Класс», «Хорошо» или «Плохо», согласно их настроению, теми же знаками оценивают свою готовность к уроку

Формулируют тему урока.

Зачем необходимо образование?

Ставят задачи, создают план урока.

- Ступени образования

- как учились раньше

- зачем нужно учиться?

2

Мотивационный этап (2 мин)

Фронтальная работа. Эвристический метод.

Задать загадки на стр. 39 рабочей тетради.

Выполнение словарного диктанта самостоятельно.

Потребности, экономика, рачительный хозяин, свободное время, хобби.

Выступают некоторые учащиеся о своем хобби.

Отвечают на загадки, выполняют словарный диктант.

3

Информационный этап (20 мин)

1.Работаем со схемами учебника стр. 50-51, составляем схему на доске с помощью скотча и бумаги.

Что правильно учиться, вас учат действовать по алгоритму. Давайте запишем, что это такое.

2. Наша вторая задача узнать как были устроены школы раньше. Давайте об этом прочитаем и поработаем в группах.

1 гр – стр. 51.

2 гр. – с. 52

3 гр. Стр. 53 иллюстрация.

3. Самостоятельная работа. Задание в рабочей тетради стр. 41, у 1. Заполнение схемы «Мои знания и умения, полученные в школе». Время – 3 минуты.

1.Записывают термины, работают у доски. Помечают, что добились первой цели.




Разделение на три группы по рядам. Выбирают капитана. Секретарь записывает, аналитики отвечают. Генераторы задают вопросы другим группам. Подготовка – 3 минуты.



Работают самостоятельно.

5

Аналитический этап (3 мин)

Отвечаем на последний проблемный вопросы с помощью заданий стр. 57.

Беседа о важности образования с помощью задания стр. 58.

Отвечают на вопросы, приводят аргументы: образование обучает, воспитывает, необходимо для будущей профессии, интересно, полезно учиться и др.

6

Завершение урока

Рефлексия.

Оцените вашу работу в группе словом, которое начинается на взаимо…

У кого какое настроение?

Как вы оцениваете знания, полученные на уроке?


Домашнее задание: п. 6 прочитать. Написать сочинение «Школа моей мечты» или нарисовать.

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии.


Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию.



Оценивание самостоятельной работы на уроке и активности в группе.


















Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 20.01.2015.


ТЕМА УРОКА:         ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

Цель урока:       сформировать представление о самообразовании как самой важной части образования человека, играющей большую роль в его жизни (социализации)

Планируемые результаты:

 Коммуникативные: развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, определять цели и способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия совместных решений,

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций,

Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Тип урока:          урок-исследование

Необходимое оборудование:   Компьютер учителя, диапроектор, учебники предмета, дополнительная литература (книги по истории, литературные произведения)

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Учитель предлагает разгадать загадку о библиотеке.

Эвристическая беседа о важности библиотек. Работа со схемой, что оказывает влияние на нас.

Только ли школа дает нам образование?

Можем ли мы сами себя образовывать?

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Учащиеся анализируют загадку и схему.

С помощью наводящих уроков учитель подводит детей к теме урока: образование и самообразование.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Какой вопрос(ы) мы зададим сегодняшнему уроку?

Как мы ответим на этот вопрос?

- зачем нужно самообразование?

- можно ли научиться учиться?

Чтобы ответить на этот вопрос мы поработаем с учебником, с документами, иллюстрациями

3

Информационный этап (20 мин)

1.Размышление над вопросами на стр. 58. Запись понятия «самообразование». Исп. Проектор. Выполнение задания 2, стр. 64. Ответить на вопрос устно.

2.Работа со схемой «Формы самообразования»

-какие из форм вы используете?

3. Групповая работа учащихся с документами.

Вопрос от учителя первой группе: как можно назвать человека, занимающегося самообразованием? (самостоятельным).

4.Работа с учебником на стр. 60-61. Анализ схемы и выражений. Учитель приводит пример активных читателей библиотек из 5 класса.

- какие интересные книги вы недавно прочитали?

- работа с иллюстрациями на стр. 61.

- какие бывают библиотеки?

6. Самообразование является путем к успеху.

Рассказ учителя о Б. Франклине (использовать иллюстрацию).

1. Фронтальная работа учащихся.

2.Разбор схемы, работают 1-2 учащихся, остальные добавляют. Выделяют формы, которые используют в своей жизни.

3. Группа 1 – документ на стр. 59-60 о Сухомлинском.

Группа 2 – документ о библиотеках на проекторе.

Вопросы второй группе на доске (почему книги в Египте назывались «аптеки для души»? Почему Ярослав читал их даже ночью?

- учащиеся рассказывают о литературе, которую недавно прочитали. Время – по 1 минуте.

- два мальчика читают информацию о журналах на стр. 62.

- наряду с обычными есть интернет-библиотеки. Работа с текстом учебника о интернет-возможностях.

- учащиеся задают вопросы о рассказе, вспоминают, где можно увидеть портрет Б.Франклина

4

Аналитический этап

Для закрепления знаний учитель предлагает решить задания 1, 3-6.

Решение тестовых заданий устно, с записью ответов в тетрадь. Выполняется фронтально для понимания методов решения подобных задач. Вывод на проектор (тренажеры и контроль)

Ответ на проблемные вопросы: важно ли самообразование, можно ли научиться учиться

Обсуждение во форме дискуссии данных заданий.

Учащиеся читают вопрос и анализируют его, максимум самостоятельности именно для учеников.

5

Завершение урока

- домашнее задание: п. 7. Задания в рабочей тетради:

Рефлексия: прочитать афоризм или пословицу, выбрать и объяснить значение. Можно дополнительно на дом записать.

Оценивание индивидуальных и групповых достижений учащихся

В конце урока ученикам можно предложить посмотреть журналы с публикациями их знакомых.


Технологическая карта урока


Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 27.01.2015.


ТЕМА УРОКА:         ОДНОКЛАССНИКИ, СВЕРСТНИКИ, ДРУЗЬЯ

Цель урока:       сформировать понимание важности дружбы в жизни человека, толерантного отношения к одноклассникам и окружающим

Планируемые результаты:

 Коммуникативные: умение слушать и слышать других, работать над проектом

Регулятивные: оценивать собственное умение обращаться с одноклассниками и друзьями, прогнозировать результат и уровень усвоения материала, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Познавательные: формирование основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов

Необходимое оборудование:   Компьютер учителя, диапроектор, учебники предмета.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Беседа по вопросам на стр. 64.

Книги о дружбе (пример: Тимур и его команда, Том Сойер, Адмирал Тюльпанов)

Пословицы )

Просмотр и анализ слайд-шоу «ссора».


Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Учащиеся анализируют загадку и схему.

С помощью наводящих уроков учитель подводит детей к теме урока: Одноклассники, сверстники, друзья

2

Актуализация знаний предыдущего урока

Опрос на стр. 63 (1-4)

- какие формы самообразования ты применяешь?

Опрос по пословицам и выражениям/афоризмам

Учащиеся рассуждают на поставленные вопросы, используя различные источники.

3

Мотивационный этап (2 мин)

Тему урока вы уже поставили, но какие вопросы мы зададим сегодняшнему уроку?

Как мы ответим на этот вопрос?

- что такое дружба?

- в чем ценность дружбы?

Чтобы ответить на этот вопрос мы поработаем с учебником, с документами, иллюстрациями

4

Информационный этап (20 мин)

1.Одноклассники. Схема «взаимодействие в классе», задания практикума 4-6.

Беседа о ссоре и споре.

Использовать словарь на проекторе для определения понятий. Схему «Виды спора». Рубрика «Задиры в стихах», пословицы о ссоре. Работа с иллюстрацией на стр. 67.

2. Работа в группах. Тексты учебника и проектора. Сначала учитель произносит пословицу «Слово не воробей», а после переходит к прозвищам и кличкам (см. понятие кличка в словаре).

3.Минутка расслабления, поем песню «Улыбка».

4.Дружба. Стихи о дружбе. «Дружба крепкая»

- приведите примеры литературных героев-друзей (богатыри, мушкетеры).

Беседа над высказываниями учебника на стр. 69.+правила дружбы на стр. 71.

Решение заданий на стр. 3-4. О чем говорят данные документы?

Учащиеся учатся работать с разными видами источников.

Учащиеся делятся на две группы. Первая – документ на стр. 65-66 (биография), вторая – стр. 6768. Отвечают на вопросы, задают по одному вопросу другой группе.







Учащиеся выражают свое отношение к высказыванию других детей.


Самостоятельная работа учащихся, присутствуют элементы дискуссии

5

Аналитический этап

Выполнение заданий контроля под руководством учителя.

Самостоятельная работа в тетрадях письменно. Текст – 2 мин и проверка. Выставляют сами себе оценки из расчета снижение отметки за 1 ошибку.

- что такое дружба?

- в чем важность дружбы?

Обсуждение в форме дискуссии данных заданий.

Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, отстаивают свою точку зрения.

6

Завершение урока

- домашнее задание: п. 8. Задания в рабочей тетради:


У кого нет рабочей тетради: стр. 7-, у 1,2 письменно на полстраницы. Индивидуальные групповые проекты:

Упражнения практикума на стр. 71-72.

1 –

2 –

3 -


























Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 10.02.2016.


ТЕМА УРОКА:        ТРУД – ОСНОВА ЖИЗНИ. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. 

Цель урока:       сформировать понимание важности труда в жизни человека, выяснить категории богатства и бедности.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Необходимое оборудование:   Компьютер учителя, диапроектор, учебники предмета, компьютерная программа учебной линии Боголюбова (далее КП).

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Учитель показывает ребятам видеоряд на тему «Профессии» (по комп. программе Боголюбова).

- что изображено на иллюстрациях?

- чем занимаются эти люди? Что является основой их деятельности?

- давайте вспомним пословицы о труде, к чему может привести упорный труд и бережливость?

- давайте сформулируем тему нашего урока.

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

- на иллюстрациях профессии учителя, врача, шахтера, продавца фруктов.

- эти люди трудятся, их деятельность – это труд.

Учащиеся приводят пословицы о труде, в этом им поможет слайд КП.

- труд может сделать вас богатым мат6риально.

Учащиеся формулируют тему урока.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Тему урока вы уже поставили, но какие вопросы мы зададим сегодняшнему уроку?

Как мы ответим на эти вопросы?


Чтобы начать новую тему, необходимо узнать, как вы усвоили предыдущую.

Учащиеся могут предложить разные вопросы, но необходимо привести их к следующим:

- что такое труд?

- что дает труд человеку?

- каким бывает настоящее богатство?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо изучить параграф учебника, проанализировать иллюстрации, поработать над документом.

3

Актуализация знаний предыдущего урока

1.Заполните таблицы на стр. 46 вашей рабочей тетради : что должны уметь мальчики и что – девочки.

2. Групповое решение кроссвордов. Стр. 47 рабочей тетради, две группы решают кроссворд на скорость.

Учащиеся работают индивидуально и группами в рабочих тетрадях.

У кого нет рабочих тетрадей записывают первое задание в обычные тетради.

4

Информационный этап (20 мин)

  1. Ребята, мы начали изучать новую главу, как она называется? (труд)

- назовите вопросы, на которые мы должны с вами ответить, чтобы усвоить эту тему?

- вы уже много знаете о труде, но нам много и предстоит узнать.

- найдите и запиши определение слова «Труд». (стр. 74 учебника, словарь стр. 126 учебника).

- какие ценности создаются трудом?

Сегодня мы поработаем в двух группах.

2. Работа со слабой группой учащихся.

Первая будет самостоятельно работать с темой «Богатство», искать важные определения и записывать их. Мы дадим вам 10 минут на это, вы можете совещаться в своей группе, после вы выступите и представите результаты своего труда. Вторая будет работать вместе с учителем, под его руководством.

- на стр. 74 учебника попробуем определить какой вид труда какой профессии соответствует (фронтальная работа со слабой группой)

- анализ картины нас стр. 75 (Яблонская Т.Н. Хлеб). Отвечаем на вопросы картины.

- давайте попробуем определить, что создается трудом? (товары и услуги, работа со стр. 76 учебника)

- как оценивается труд? (материально и морально)

- теперь мы перейдем ко второй теме урока: богатству и бедности.

Сначала посмотрим на схему «Источники богатства» и назовем их: природные ресурсы, знания и умения, результаты трудовой деятельности.

Что мы можем назвать богатством?

- что такое благотворительность? Расскажите о ее истории?

- кто такие меценаты?

- знаете ли вы о Сибирских, Иркутских меценатах? (Учитель приводит примеры Иркутских купцов-меценатов –Сибиряковых, Трапезникова, Второва, показывая их портреты)

- у второй группы есть вопросы к первой?

- учащиеся перечисляют вопросы главы, отвечают, если уже знают ответы на некоторые вопросы.

Труд – это деятельность человека, в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Осуществление дифференцированного подхода. Сильная группа сама изучает тему и в конце презентует итоги своей работы. Слабая осуществляет работу под руководством учителя.

Учащиеся пересаживаются соответственно.








- учащиеся отвечают на вопросы, используя текст учебника и личный опыт, отвечают на вопросы, учатся конспектировать параграф.





Выступление первой группы.

- богатство это не только деньги и драгоценности, но и любые ценности

Благотворительность- помощь нуждающимся, полезное для всеобщего блага дело

Учащиеся рассказывают о меценатах, сообщение учащегося «Третьяковы»

Учащиеся задают вопросы, вторая группа рассказывает об информации, которую проработали совместно с учителем.

5

Аналитический этап

Теперь мы можем ответить на вопросы, которые задали сегодняшнему уроку?

Что для вас богатство?

Как вы понимаете поговорку «Бедность не порок»?

Кого можно назвать бедным человеком? (бедный человек лишен сострадания, любви, друзей и близких).

Решение заданий на стр. 80 учебника.

Обсуждение в форме дискуссии данных заданий.

Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, отстаивают свою точку зрения.

6

Завершение урока

- домашнее задание: п. 9.

Группа 2 – работа с документом на стр. 80-81.

Группа 1 – распределение пунктов п. 10, члены группы станут учителями на следующем уроке и должны рассказать тему «Труд и творчество».


Учащиеся распределяют между собой задания к следующему уроку.

Учащиеся отмечают полезность урока по 100 процентной шкале.



Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 17.02.2016.


ТЕМА УРОКА:        ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Цель урока:       выяснить взаимосвязь труда и творчества

Планируемые результаты:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Необходимое оборудование:   Компьютер учителя, диапроектор, учебники предмета, компьютерная программа учебной линии Боголюбова (далее КП).

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Учитель напоминает, что учащиеся сами готовили проект этого урока, они должны стать учителями и рассказать урок так, чтобы это было всем понятно. Другие учащиеся могут задавать «учителям» вопросы.


Учащиеся готовятся, приветствуют друг друга.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Учитель направляет учащихся в их ответах, координирует их деятельность.

Учащиеся проговаривают тему урока и ставят цели:

- выяснить, как связаны труд и творчество,

- узнать, в чем отличие мастера от ремесленника,

- узнать как творчество проявляется в искусстве,

3

Актуализация знаний предыдущего урока

Предыдущая тема связана с сегодняшней, поэтому давайте повторим, как вы ее усвоили.

Проверка по вопросам на стр. 79.

- что такое благотворительность? Кому сейчас помогают богатые люди?

- что является твоим трудом сегодня? (учеба)

Выполнение заданий для повторения на стр. 80 по минигруппам.

Выступление учащегося по документу «учимся трудиться и уважать свой труд»

Учащиеся отвечают на вопросы, элементы дискуссии.

4

Информационный этап (20 мин)

1.выступление учащихся-учителей по темам:

- трудовая деятельность человека (труд характерен только для человека, планирование труда, совершенствование труда)

- мастер и ремесленник (ремесленник, ремесло, мастер)

- что такое творчество (творчество, фантазия, воображение)

Работа с иллюстрациями на стр. 84.

Нужно определить на какой иллюстрации изображены предметы сделанные ремесленником или мастером.

2.Самостоятельная работа по рабочей тетради и учебнику.




После выступления учащегося, другие ученики задают ему вопросы. Учитель работает со слабой группой: иллюстрации на стр. 82.

Выступление доклада учащегося о К.Э.Циолковском.




Самостоятельная работа:

Группа по р.т: стр. 41-50 Выполнение в группе и заполнение готовых заданий: кроссворд, тест, занятия на развернутый ответ.

Группа по учебнику: вопросы на стр. 88 письменно.





5

Аналитический этап

Ребята, мы ответили на все вопросы, которые задавали в начале урока.

Давайте подумаем, что нам сегодня оказалось непонятным?

Что показалось интересным?

Что нам пригодиться в жизни?


Учащиеся задают друг другу вопросы, обсуждение сложных и непонятных моментов.

6

Завершение урока

- оценивание

- повторение пп. 6-10, понятия и схемы.

- подготовка к контрольной работе.

Учащиеся распределяют между собой задания к следующему уроку.

Учащиеся отмечают полезность урока по 100 процентной шкале.







































Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 09.03.2016.


ТЕМА УРОКА:        РОССИЯ - МОЯ РОДИНА

Цель урока:       

Планируемые результаты

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Необходимое оборудование:   Учебники, рабочие тетради, раздаточный материал для работы в группе.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (2 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Работа с плакатом на стр. 97 учебника «Родина-мать зовет», беседа по нему, определение темы урока.

Учащиеся готовятся, приветствуют друг друга.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Учитель направляет учащихся в их ответах, координирует их деятельность.


Главное, что мы сегодня узнаем: какой должен быть настоящий гражданин России.

Давайте подберем как можно больше слов к нашей теме (Родина, Отечество, Отчизна, Россия, Родина-Мать)

Учащиеся проговаривают тему урока и ставят цели:

- выяснить что такое федерация, какие народы проживают в нашей стране,

- узнать, что такое патриотизм,

- узнать какой язык является государственным в России,


3

Актуализация знаний предыдущего урока

Выполнение упражнений в рабочей тетради:

Стр. упр.


Учащиеся отвечают на вопросы, элементы дискуссии.

4

Информационный этап (20 мин)

1.Фронтальная работа с текстом учебника под руководством учителя.

Полное название нашей страны «Российская Федерация». Давайте найдем в словаре значение этого слова. Запись понятия.

Работа с картой учебника и рабочей тетради.

- что такое субъекты РФ? (Запись определения)

- как вы думаете, может ли у одного субъекта больше прав, чем у другого?

Давайте запишем в рабочие тетради права всех субъектов, которые равны между собой. (стр. 92 учебника)

Государственным языком в России является… русский язык.

- как вы думаете, почему?

2. Знаете ли вы, кто такой патриот?

Запись определения, которое сформулируют сами учащиеся.

Работа с поговорками о пословицами о патриотизме в группах.

«Плоха та птица, которая не любит родного гнезда»

«Где хорошо, там и Родина»

«Где родился, там и пригодился»

«Хорошо там, где нас нет»


Время подготовки групп: 3 минуты.



Учащиеся работают с учебником и словарем.

Учащиеся находят в учебнике Иркутскую область, обозначают ее в рабочих тетрадях. Остальные – в обычных.






Учащиеся в режиме физкультминутки разбиваются на 4 группы, 3 учащихся в роли экспертов, работают над текстом с. 96 и проверяют отвечающих, остальные группы совещаются и называют свою версию поговорки. Также учащиеся могут выразить свое согласие, несогласие с поговоркой. Каждая группа дает себе название, связанное с темой урока.

Выступление групп, обсуждение поговорок. Выступление экспертов.

5

Аналитический этап

Мы ответили на вопросы, поставленные в начале урока? Повторим их: что такое федерация? Какой в России государственный язык? Какие народы проживают в России? Что такое субъект? Какие права есть у субъектов?

А теперь давайте выясним, каким должен быть гражданин и кто это вообще такой?

Патриот только хвалит свою страну, даже если в ней происходят нехорошие вещи? (патриот видит все достоинства и недостатки страны, пытается сделать свою страну лучше)

Учащиеся задают друг другу вопросы, обсуждение сложных и непонятных моментов.

В ответах учащихся должно прозвучать: гражданин – человек, проживающий в определённом государстве.

Гражданин должен быть патриотом, любить свою страну. Любовь выражается в делах: учащиеся должны сами сформулировать как они могут помочь Родине.

6

Завершение урока

- оценивание экспертами и экспертов,

- д/з п. 11, сообщения, р.т. у 5,6 п.

Отечественная война 1812 г.

Евпатий Коловрат

Подвиг Матросова

Подвиг Талалихина

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю

Учащиеся отмечают полезность урока по 100 процентной шкале.































Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 15.03.2016.


ТЕМА УРОКА:        ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

Цель урока:    выяснить смысл и роль государственных символов России для граждан нашего государства   

Планируемые результаты

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Необходимое оборудование:   Учебники, рабочие тетради, раздаточный материал для работы в группе.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (2 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Учитель задает наводящие вопросы:

- когда на Олимпиаде российские спорт сены получают золотые медали, звучит…

- еще опускают …. РФ

На стр. 99 изображен…

Учащиеся готовятся, приветствуют друг друга.

Ученики отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

2

Мотивационный этап (2 мин)

На прошлом уроке мы узнали, какими должны быть мы – граждане России. Сегодня мы узнаем, в чем для нас важность символов России?

Учащиеся проговаривают тему урока и ставят цели:

- узнать смысл символов,

- понять зачем они нам нужны,

- попробовать создать свой символ


3

Актуализация знаний предыдущего урока

Проверка домашнего задания.

р.т. у 5,6 п. + вопросы на стр. 98.

Отечественная война 1812 г.

Евпатий Коловрат

Подвиг Матросова

Подвиг Талалихина

Учащиеся отвечают на вопросы, те, кто подготовился, читают свои доклады.

4

Информационный этап (20 мин)

1.Фронтальная работа. Рисуем кластер. Один из учащихся – у доски. Рисуем кластер и отражаем понятия: герб – двуглавый орел с рыцарем, поражающим дракона, флаг – бело-сине-красный, гимн хвалебная песнь государству. Использовать учебник стр. 99. Поем гимн России.

Геральдика – наука о гербах. Она рассказывает о том, что каждое животное, цвет и растение на гербе имеют смысл. (упр. 3 стр. 106)

2.Групповая работа.

- сейчас мы поработаем в группах и узнаем историю символов России, каждая группа внесет свою лепту в наше общее дело. Каждая группа, кроме того, должна расшифровать символы России.

Разделение по желанию на 3 группы.

Сильные и кто уже работали должны научить слабых, за это они получают оценку. Каждой группе, таким образом, определяются координаторы.

1 гр. – стр. 103-104

2 гр. – 100-102.

3 гр. – стр. 105.


Учащиеся зарисовывают стикер, работают с учебником, записывают домашнюю работу заранее, стр. 106.





Учащиеся читают документы и отвечают на вопросы, которые учитель передает координаторам:

2 – рассказать историю гербов власти в России

1 – рассказать историю флагов в России

3 – рассказать историю гимнов в России

Учащиеся готовятся 5 минут и в течении 3 минут выступают с готовыми ответами. Самые важные моменты можно фиксировать.

5

Аналитический этап

Мы ответили на вопросы, поставленные в начале урока?

Закрепление символики, выполнение заданий в Р.т.: 3,4. Стр. 71.

А теперь главный вопрос: зачем государству нужны все символы, почему без них не обходится ни одно государство?


Учащиеся решают практические задания.


Примерные ответы учеников:

- отличие символов, это как документ государства,

- символ народа, вдохновляет, придает силу и гордость.

6

Завершение урока

- оценивание координаторами ответов своих подопечных,

- д.з. нарисовать греб своей семьи, использовать упр. 2, стр. 106.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю

Учащиеся говорят, где им пригодятся знания, полученные на уроке.





































Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 06.04.2016.


ТЕМА УРОКА:      ГРАЖДАНИН РОССИИ

Цель урока:    выяснить сущность патриотизма, научиться составлять свой герб

Планируемые результаты

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, работать в группе и паре, осуществлять эффективное взаимодействие

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Необходимое оборудование:   Учебники, рабочие тетради, проектор, раздаточный материал, краски, фломастеры, кисти.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (2 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Учитель задает наводящие вопросы:

Вспоминаем термин патриотизм, вспоминаем, как можно служить Родине, героев России.

Учащиеся готовятся, приветствуют друг друга.

Ученики отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Сегодня мы попробуем создать символ своего класса, он будет нашим знаменем, на нем будут слова нашего девиза.


3

Актуализация знаний предыдущего урока

Фронтальная работа:

Повторить вопросы на стр. 98, 106.

Парная работа: задания в рабочей тетради на стр.

Учащиеся отвечают на вопросы, задают вопросы.

4

Информационный этап (20 мин)

  1. Гимн России пропеть.

Учащиеся делятся на две группы.

Одни доделывают свои гербы, рисуют флаг класса и пишут его песню.

Вторая группа, обсудив со всем классом, рисует герб класса на ватмане.

Задача – соблюдать правила герба, пользуясь книгой по геральдике (А.Б. Лакиер, «Русская геральдика»

Практическая работа учащихся.

5

Аналитический этап

Подведение итогов урока, беседа по символам и гербу класса, составление списка дел класса.


6

Завершение урока

- оценивание активистов,

- д.з. прочитать параграф 12.


Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю

Учащиеся говорят, где им пригодятся знания, полученные на уроке.









Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 06.04.2016.


ТЕМА УРОКА:      ПАТРИОТИЗМ

Цель урока:    выяснить каким должен быть истинный гражданин России

Планируемые результаты

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, работать в группе и паре, осуществлять эффективное взаимодействие

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов

Необходимое оборудование:   Учебники, рабочие тетради, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (2 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Учитель задает наводящие вопросы:

Вспоминаем термин патриотизм, отвечаем на вопросы раздела «в классе и дома».

Учащиеся готовятся, приветствуют друг друга.

Ученики отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Сегодня мы узнаем, являемся ли мы достойными гражданами России.

Проверка гербов, выступления, оценивание.


3

Актуализация знаний предыдущего урока

Парная работа в рабочих тетрадях.

Решение 2-4, стр. 64-65.

7, кроссворд.

Физкультминутка.

Учащиеся отвечают на вопросы, задают вопросы.

4

Информационный этап (20 мин)

1.Запись понятия «гражданин».

Понятия «выборы» и «референдум». Запись обязанностей граждан России (схема).

- многие права и обязанности возникают с 18 лет, значит ли это, что у вас нет обязанностей?

Беседа по обязанностям и санкциям за их нарушения. Задания для 3 учеников по работе над уставом школы.

2.Работа с документом о Древней Греции фронтально. Беседа и запись прав граждан (р.т. стр. 68)

3. Индивидуальная работа с документом на стр. 110-111. Ответить на вопрос: почему Минина и Пожарского назвали гражданами России?

Практическая работа учащихся.

Учащиеся работают фронтально и индивидуально.

5

Аналитический этап

Подведение итогов урока.

Повторение основных моментов.


6

Завершение урока

- оценивание активистов,

- д.з. т.р. упр. 1,3, 4 с 68-69.

Параграф 13, ответить на вопросы в конце учебника. 2 – письменно.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю

Учащиеся говорят, где им пригодятся знания, полученные на уроке.



Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 19.04.2016.


ТЕМА УРОКА:      МЫ-МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД

Цель урока:    сформировать чувство единства всех народов в России

Планируемые результаты

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, работать в паре и группе

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с целью осознания культурного богатства и своеобразия различных народов

Употреблять обществоведческие термины для объяснения темы и своей позиции, знать их значение, уметь находить информацию в разного вида источниках.

Необходимое оборудование:   Учебники, рабочие тетради, компьютер, раздаточный материал, дополнительная литература.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (2 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Звучит гимн России, ученики поют.

Просмотр иллюстраций на стр. 113-115,

- все ли эти известные люди русские?

- каких российских известных людей вы знаете, которые не являются русскими?

- что их всех объединяет?

Давайте сформулируем тему урока:

Проверка д/з в рабочих тетрадях.

Учащиеся готовятся, приветствуют друг друга.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят пример.

Ученики отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Сегодня мы будем работать в двух группах.

Учитель определяет тех, кто будет учителями, а кто – работать с учителем.

Сегодня мы с вами узнаем, как связан Пушкин, Африка и Иркутск. Эту загадку мы разгадаем в конце урока.


3

Актуализация знаний предыдущего урока

Разделение на две группы.

Физкультминутка.

Учитель использует документ на стр. 111-112. Если учитель готовит то, что должен делать гражданин, ребята прыгают вверх и хлопают в ладоши, если что-либо плохое и противозаконное – присядают.

Первая группа работает с учебником на стр. 112-114. Капитан делит между учащимися текст, в котором они должны найти основные смысловые единицы, рассказать в трех предложениях. Капитан задает вопросы слушателям, проверяет их ответы.

Учащиеся второй группы отвечают на вопросы стр. 111 и задания в классе и дома.

4

Информационный этап (20 мин)

1.Вторая группа работает с документом на стр. 110-111, отвечает на вопрос по документу.

2.Выступления групп.

Первая подает материал новой темы. Запись основных терминов.

Народ

Нация

Работа со словарем.

Государственный язык России. Национальные языки России.


Практическая работа учащихся.

Учащиеся работают фронтально и индивидуально.

Один из учащихся рассказывает документ стр. 116-117 об Ибрагиме Ганнибале, еще один ученик работает с дополнительной литературой - находит сведения о пребывании Ибрагима в ссылке в Иркутске.

Вторая подгруппа выступает со своими документами, ребята задают друг другу вопросы.


5

Аналитический этап

- про каких известных людей вы узнали?

- что объединяет эти людей?

- что объединяет все народы, живущие в России?

- как мы должны относится к народам, проживающим в России?

- после урока у вас изменилось отношение к другим народам России?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Беседа.

6

Завершение урока

- оценивание,

- д.з. т.р. упр. с

Параграф 14, выучить правилотолерантности.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю

Беседа по результатам:

- что мы узнали на уроке?

- мы активно работали?

- что понравилось, не понравилось?













































Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 27.04.2016.


ТЕМА УРОКА:      МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

Цель урока:    воспитание чувства толерантности, уважения к другим нациям и народам

Планируемые результаты

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с целью осознания культурного богатства и своеобразия различных народов; проводить мини-исследования

Необходимое оборудование:   Учебники, рабочие тетради, компьютер, раздаточный материал, дополнительная литература.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (2 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Звучит гимн России, ученики поют.

Определение темы урока.

Постановка целей в виде карты

Учащиеся готовятся, приветствуют друг друга.

Ученики отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

2

Мотивационный этап (2 мин)

Видео о войне, стр. 52. Беседа о СССР и России, участии в войнах в защиту о Родине всех граждан России, беседа о правах и обязанностях гражданина России.


3

Актуализация знаний предыдущего урока

Разделение на две группы.

Физкультминутка.

Учитель использует документ на стр. 111-112. Если учитель готовит то, что должен делать гражданин, ребята прыгают вверх и хлопают в ладоши, если что-либо плохое и противозаконное – приседают.

Вопросы на стр. 117, + парное задание на стр. 72. Работа со столицами регионов России.

Вспомнить федерацию, регионы, референдум, выборы.

4

Информационный этап (20 мин)

Работа с документами на стр. 111, 118 в малых подгруппах, работа в рабочих тетрадях самостоятельная.


Вопросы к документам: соблюдаю ли я эти правила?

Р.т. стр. упр. 5-7, стр. 61-63.

5

Аналитический этап

Беседа по групповым проектам по теме.

Подготовится к контрольной работе.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Беседа.

6

Завершение урока

- оценивание,

- Подготовка к контрольной работе по теме, п. 11-14.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю

Беседа по результатам:

- что мы узнали на уроке?

- мы активно работали?

- что понравилось, не понравилось?







Технологическая карта урока

Предмет:          обществознание                           Класс  5. Дата: 16.09.2016


ТЕМА УРОКА:         ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА

Цель урока:       попытаться ответить на вопрос: зачем человек рождается?

Планируемые результаты:

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Тип урока:          урок-исследование

Необходимое оборудование:    учебники предмета, дополнительная литература (книги по истории, литературные произведения)

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель приветствует учеников.

Вспоминаем, что изучает обществознание и зем знания по обществознанию могут пригодиться в жизни?

Подготовка к уроку, приветствие учителя.


2

Мотивационный этап (2 мин)

Из каких элементов состоит общество?

Изучение общества начнем с изучения человека. О человеке и смысле его жизни рассуждали мудрецы и философы во все времена, поэтому темя сегодняшнего урока «Загадка человека»

Какой вопрос мы задачи сегодняшнему уроку? Что мы должны узнать о человеке?


Люди, человек


Зачем рождается и живет человек?

3

Информационный этап (20 мин)

1.Для начала определим, что такое человек? Чем он отличается от животных?

Чем же мы похожи с животными?

Наследственность – какая у человека, а какая у животных?

Поведение животных основано на инстинктах. См. словарь, приводим пример.

2.Схема на доске. – биологическое существо (пишут примеры,), социальное (общественное) существо – записывают примеры на доске.

3.Групповая работа.

Разделение на три группы, задания на доске, вопросы по каждому тексту


Работа с двух группах.

на вопросы, учатся рассуждать, приводить аргументы (доказательства своей точки зрения)

Работают со схемой на стр. 10, текстом учебника стр. 12.




Активная индивидуальная работа





Чтение текста в группе, его обсуждение и ответ на вопрос к тексту.

Стр. 13. – как можно влиять на наследственность?

Документ стр. 13 – Какую роль в помощи Оли сыграли добрые люди?

Стр. 11. Зачем человек рождается?

4

Аналитический этап

Отвечаем на проблемный вопрос, используя слова Антуана де Сент-Эекзюперри, Л.Н. Толстого.

Делаем выводы, зачем мы живем на этом свете

Обсуждение во форме дискуссии данных заданий.

Приходят к выводу, что человек живет и для себя и для людей, потому что настоящее счастье, это видеть, как ты сам совершенствуешься, становишься лучше, а не сравнивать себя с другими. Счастье – когда видишь, что помогаешь людям и они становятся лучше, счастье, когда тебя понимают. А человек должен быть счастлив

5

Завершение урока

- принести фотографии, рассказать о себе. Д/з. Проект «Кто на кого похож»

- оценивание активистов

- рефлексия цель на доске, сказать, что «Мы счастливы!"


В конце урока ученикам можно предложить посмотреть журналы с публикациями их знакомых.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!