СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий по реализации регионального компонента в образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Старшая группа.

Тема «Дикое поле».

Цели и задачи:

-Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев.

-Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью  казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.  

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по реализации регионального компонента в образовательной деятельности.»

Старшая группа.

Тема «Дикое поле».

Цели и задачи:

-Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев.

-Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением казачьего жилья.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев,  альбома с открытками, знакомство детей  с особенностями повседневной жизни и труда казаков.

Ход занятия: Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят и  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.
Воспитатель предлагает сесть.

Педагог:
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Педагог: А кто еще поет  казачьи песни? Дети: Народ.

Педагог: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое. Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II.

Педагог:  Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Педагог: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».

Педагог:  Слово «град»  означает город. Как казаки начали строить город.

Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Педагог: «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Педагог: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Педагог:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Педагог:  Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.

Педагог:  Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Педагог:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?

Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Педагог:  Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

 Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Педагог: Что находилось в каждом дворе?

Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Педагог:  Казаки очень много строили. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковые грады стали обычными городами, стали расти и развиваться.

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.





Старшая группа.


Тема: «Жизнь, традиции и обычаи казаков»


Цели и задачи: 

-Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков

-Развивать познавательный интерес к истории своего народа,

-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Материалы: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты, казачьего подворья, старинные фотографии.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия:

Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»  дети заходят в группу, садятся.

Педагог: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети:   казаки.

Педагог: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки  с детства?

Дети: С уважением относится к старшим.

Уважать мать, сестру, жену. 

Быть честным и скромным.

Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. 

Защищать  от врагов свою Родину.

Педагог: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих  семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении  к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Педагог: Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?

Дети:   При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме,  должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Педагог: Что не разрешалось делать в присутствии старших?

Дети:   Не разрешалось сидеть.

Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.

Не разрешалось курить.

Педагог: А какие еще правила соблюдали казаки?

Дети: Нельзя  было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.

Старым и пожилым людям  младшие должны были уступить дорогу.

Педагог: Молодцы, ребята.  На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.

Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях  с ранних лет. Во время приема гостей  детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Проводится игра «Звонок».

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.

Педагог: Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети: Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Казак сам себя веселит.

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы  знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода  казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили казаки?

Дети: Казаки ездили  верхом на лошадях,  а ещё на повозках, на телегах.

Педагог: Так кого же можно назвать верным другом казака?

Дети: Конь был  верным другом казака.

Педагог: У казаков была  особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони.  А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?

Дети: Конь казаку – лучший друг

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт.

Педагог: Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.

А знаете, что главным оружием  у казаков был кинжал.  Покупать кинжал  считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.

Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Давайте и мы сейчас заведем песню.

Дети поют песню «Любо, братцы, любо»



Подготовительная группа.

Тема: «Предметы быта казаков»


Цели и задачи: Познакомить с предметами старины, расширять знания детей о ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.

Материалы: Крынки, чугуны, кастрюли, миски, глина, доски для лепки, стеки.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением предметов быта.


Ход занятия:

Дети под  фонограмму русской народной  песни  «Во кузнице» дети входят в казачью комнату,, рассматривают предметы народных промыслов, иллюстрации. По окончании музыки воспитатель предлагает детям сесть.

Педагог: Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся.  Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна наша земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только  о  её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов:  дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.

Одним из старейших промыслов было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду.

Из глины делали детские игрушки.

Из глины изготавливали кирпич.

Из глины делали черепицу для крыш.

Педагог: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным.  Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван  Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем  предметы посуды, которые делали гончары.

Дети:  Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунки, крынки.

Педагог: Молодцы, много знаете старинных названий.  В каждой казачьей семье имелась необходимая глиняная посуда.  А можете назвать, какая посуда для чего предназначалась?

Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи.

В кувшин набирали и пили из него воду.

В крынке держали сметану, варенье, молоко.

В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.

Педагог: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды  занимал кувшин?

Дети  Да, если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит, кувшин дышал.

Педагог: Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык.  Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?

Дети: Да, конечно.

Педагог: А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо  встретите глиняную посуду, то сможете  её назвать и рассказать о том, как она использовалась. А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое и на некоторое время станем мастерами гончарного дела. Будем лепить из глины предметы быта казаков, которыми они пользовались в быту. Каждый из вас может вылепить посуду, которая ему очень понравилась

(Педагог и дети одевают соответствующую одежду)

Вот и мы с вами на короткое время стали специалистами гончарного дела. Давайте с вами рассмотрим образцы посуды. Определим их форму. Какую форму имеет кувшин?

Дети: Кувшин состоит как – бы из двух частей. Верхняя часть похожа на прямоугольник – это горлышко кувшина, оно у него очень высокое, нижняя часть похожа на овал.

Педагог: Вы также можете слепить чугунок, махитру или махотку. Посмотрите перед каждым из вас лежит на столе глина. Она очень мягкая, податливая, в добрых ласковых руках она может превращается в интересные фигурки. Если вы будете лепить кувшин, то вам для работы понадобятся стеки.

Каким способом мы будем лепить кувшин?

Дети: Ленточным способом из целого куска глины.

Педагог: Во время выполнения работы не забывайте сглаживать поверхность изделия смачивая пальцы в воде.

(Дети выполняют работу, в процессе воспитатель дает рекомендации)

Педагог: Вот мы с вами научились гончарному делу, это нелегкий труд, Но посмотрите какие замечательные предметы быта у нас получились.

(Дети вместе со взрослым рассматривают готовые изделия)Какие предметы быта мы с вами изготовили? Из каких частей состоит кувшин?

Дети: Мы изготовили кувшины, чугунки, крынки, махотки. Кувшин состоит из двух частей.

(Изделия выставляются на выставку, дети снимают одежду мастеров гончарного дела).






Подготовительная группа.

Тема: « Одежда  казака и  казачки»

Цели и задачи: Продолжать углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях.  

Развивать интерес у детей  к национальным костюмам.

Воспитывать желание следовать старинным  народным традициям.

Материалы: Куклы в национальных костюмах: казак и казачка, иллюстрации, детские казачьи костюмы.


Ход занятия:

Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская».  Двое детей – мальчик и девочка, одетые в казачьи костюмы заходят в группу.

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие,  милости просим, заходите, присаживайтесь.

Гости здороваются с детьми и садятся.

Педагог: Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в казачьих костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше казаки.

Национальная казачья одежда очень древняя. Казачий костюм  складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Какая?

Дети: Еще казаки носили черкеску черного цвета и шаровары, башлык.

Педагог: Что такое  башлык?

Дети: Теплая накидка с двумя длинными концами.

Дети: Зимой казаки сверху одевали бурку.

Дети: Рукава были с широкими отворотами.

Педагог: Ребята, посмотрите внимательно на нашего гостя-казачка.

Что вы видите у него на груди?

Дети: На груди у него газыри.

Педагог: Что такое газыри?

Дети: Газыри – это кармашки для патронов.

Педагог:  Ребята, посмотрите на эту картинку, чего не хватает  в костюме этого казака.

Дети: На голове носили шапку.

На ногах у казака должны быть сапоги.

Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

Педагог: Что-то вы еще пропустили.

Дети: Капюшон-бешмет.

Педагог: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Черкесску и бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам.

А сейчас поиграем, а заодно и проверим как вы знаете части костюма казака.

Берите по карточке (на карточках  нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше  деталей одежды, тот и выиграет.

Педагог: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женский казачий костюм сложился в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Изготовление национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды.  Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Педагог: Из какого материала шили одежду?

Дети: Одежду шили из ситца, шелка, бархата.

Педагог: Какие детали  украшали одежду?

Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили  шить пышными.

Педагог: Как украшали кофты, блузки?

Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Педагог: Как в праздники одевались казачки?

Дети: На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата.

На голову надевали красивые платки

На ноги надевали полусапожки.

Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.



Какую прическу носили казачки?

Дети: Молодые девушки носили  косу и вплетали в неё разноцветные ленты.

Женщины заплетали волосы вокруг головы.

Педагог: Как украшались рукава рубах?

Дети: Рукава украшались орнаментом, вышивкой.

Педагог: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали.

Дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом.

Педагог: Правильно, ребята. А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших братьев и сестер, так как семьи были большими, и детей было много. Но жили все дружно, любили веселиться, Как проводили праздники  казачьи женщины?

Педагог: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но казачьи народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы народных ремёсел. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!