СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма». «Спешите делать добрые дела»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить учащихся  с рассказом  К.Г. Паустовского «Телеграмма» и его историей создания, рассмотреть композицию произведения и его художественные особенности; уметь определять тему, идею рассказа, авторскую позицию;

Развивающая: развивать связную монологическую речь учащихся, развивать память, мышление и навыки выразительного чтения;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим, способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.

Просмотр содержимого документа
«Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма». «Спешите делать добрые дела»»

Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма».

«Спешите делать добрые дела»



Цели урока:

Образовательная: дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить учащихся с рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма» и его историей создания, рассмотреть композицию произведения и его художественные особенности; уметь определять тему, идею рассказа, авторскую позицию;

Развивающая: развивать связную монологическую речь учащихся, развивать память, мышление и навыки выразительного чтения;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим, способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.


Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа (на доске):

Зарубка – 1) отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

2) в памяти (переносное: о том, что запомнилось крепко и надолго).

Пустельга – пустой, легкомысленный человек.



Оборудование: учебник по русской литературе для 7 класса, портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К. Г. Паустовского.

Эпиграф на доске:

Большая цель добра начинается с малого –

с желания добра своим близким.


(Д.С. Лихачев)





План урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Вступительное слово учителя – 7 мин.

  3. История создания рассказа – 7 мин.

  4. Анализ рассказа «Телеграмма» – 25 мин

  5. Обобщение учителя - 2 мин.

  6. Подведение итогов – 1 мин

  7. Рефлексия – 1 мин.

  8. Домашнее задание – 1 мин





































Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать вас на нашем уроке русской литературы. Скажите, пожалуйста, кто сегодня дежурный? Назови отсутствующих.



2.Вступительное слово учителя

Учитель: " Настоящая доброта…Какая она?" Выскажите свою точку зрения (обмен мнениями).

В  понимании старшеклассников школы добротой могут гордиться только слабые люди, доброта- это, когда родители дают деньги на модные вещи, в нашем мире денег и бизнеса совершенно не осталось места доброте.



- Согласны вы с этим? Свойственно сегодня людям такое качество, как доброта? (ответы ребят)

- В чем выражается доброта? (ответы ребят)

-Паустовский в своей жизни тоже наблюдал неоднозначное проявление доброты.

Как только называем имя К.Г.Паустовского, сразу в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России. Именно здесь написаны многие рассказы, в том числе рассказ «Телеграмма». 

Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг. Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.

Когда называешь имя К.Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовский-это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз», «Черное море»; и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: «Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь были написаны «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Телеграмма», «Во глубине России». Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Рассказ «Волшебник» посвящен А.Грину. Паустовский писал о Чехове и Блоке, Лермонтове и Гоголе. Но все-таки чаще он писал о людях простых, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма». Сам рассказ родился из встречи в деревне под Рязанью в доме художника.

3.История создания рассказа:

Глава «Зарубки на сердце» из повести о писательском труде «Золотая роза» позволит познакомиться с историей создания рассказа «Телеграмма».

История создания рассказа К. Паустовского «Телеграмма» (подготовленный ученик)

Каждый день жизни оставляет в памяти и на сердце писателя свои зарубки. Хорошая память — одна из основ писательства.

Работая над рассказом «Телеграмма», Паустовский успевает полюбить старый дом, где живёт одинокая старушка Катерина Ивановна, дочь известного гравёра Пожалостина, за его тишину, запах берёзового дыма из печки, старые гравюры на стенах.

Катерина Ивановна, жившая с отцом в Париже, очень страдает от одиночества. Однажды она жалуется Паустовскому на свою одинокую старость, а через несколько дней сильно заболевает. Паустовский вызывает из Ленинграда дочь Катерины Ивановны, но она опаздывает на три дня и приезжает уже после похорон.

Далее Паустовский размышляет о богатстве русского языка, мечтает об издании различных толковых словарей и краткой книги о жизни замечательных людей.



Тонкий психолог, Паустовский, учитывает, что читатель может познакомиться с рассказом, находясь в самом различном настроении. Чтобы он проник в глубину замысла, писатель сразу создает в рассказе определенное настроение и старается подчинить ему читателя.

Ему было 18 лет, когда, исписав стихами и рассказами несколько тетрадок, он решил:

« Я буду писателем. Задумавшись над этим, он с ужасом понял. Как беден его запас жизненных наблюдений. Это заставило его уйти в люди, в «горьковские университеты».

Десять лет он не брал в руки пера, скитался по стране, встречался со множеством людей, вбирал в себя все, что видел вокруг.

Мы с вами в начале года говорили о своеобразии художественной литературы как вида искусства. Все, что видит художник слова, потом «оседает» в его книгах.



Учитель: Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе.) Обратите внимание на доску, давайте прочитаем значения понятия «зарубки на сердце».







4.Анализ рассказа «Телеграмма».

Учитель: Сегодня мы выясним, какова же Настя. В чем ее вина, а в чем беда. Посмотрим на нее глазами автора и собственными глазами.

Восприятие произведения:

- Ваше впечатление о «Телеграмме » К.Г.Паустовского?

- О чём этот рассказ?

- Почему же рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?



- Какова тема рассказа? (Основная тема – взаимоотношения родителей и детей). Найдите в тексте предложение, в котором определяется тема.

- Почему же рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?

- Что такое композиция? Давайте откроем литературоведческий словарь в наших учебниках на стр. 282

Композиция – построение художественного произведения.

-Как бы вы определили сюжет, какие основные картины, эпизоды выделили?

1. Жизнь Катерины Петровны в старом доме.

2. Жизнь Насти в Ленинграде.

3. Похороны Катерины Петровны.

4. Переживания Насти.


(Выслушать варианты учеников для сравнения).


- На какие 3 части вы разделили бы рассказ? (вместе с учителем делим рассказ на части и подбираем заголовки)


1 часть: Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное.

2. часть: Дочь. “Эх, ты, сорока!”

3 часть: Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).



Учитель: Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей.

- Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? (ответы ребят)



Учитель: давайте поговорим об этом.



-С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).

-Давайте прочитаем начало рассказа. Как уже в самом начале создается эмоциональный фон? (Все описываемое происходит холодной осенью. Автор рисует мрачную картину: «назойливо сыпался дождь», «тащились рыхлые тучи»)

-Какая деталь, словно оживляет представляемое? (“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).

-Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.

-Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).

-Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

-Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? (Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”).

-Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).

-Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).

Учитель: И она написала письмо дочери. Давайте найдём в тексте и прочитаем. (читают письмо)“Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

- Что узнаем о жизни и занятии Насти? (Монологичный ответ: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад).

-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Какая Настя? астя беззаботна, равнодушна, бессердечна).

-Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…

-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

Учитель: Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

- И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать. (Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку).

-Выставка удалась? Чья это заслуга?

-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Учитель: Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. Во время выставки получила телеграмму.

-Как ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”).

-Кто, словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Приехала с опозданием.

- Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?(Монологичные ответы):

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”.

-Что значит “пустельгой”? (внимание на доску)

Сторож Тихон -  рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.



Учитель: Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.



-А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).




5. Обобщение учителя

Таким образом, тема рассказа - взаимоотношение родителей и детей.

- А какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).



Учитель: Обратите внимание на эпиграф, как вы понимаете эти строки? (мнения ребят)



6.Подведение итогов
- Кто вам больше всех понравился в рассказе?
- Хотите ли вы познакомиться с другими рассказами К.Г. Паустовского?


7.Рефлексия

Перед вами лежат смайлики.

Поднимите смайлик с улыбкой, если вам было интересно на уроке.

Поднимите грустный смайлик, если вам было скучно и неинтересно.


Выставление отметок.


8.Домашнее задание


Предварительно разделиться на 4 группы, подготовить характеристику 4-ёх образов: Катерины Петровны, Насти, Тихона, Манюшки.

Всем спасибо, урок окончен.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!