СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция РФ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конституция ( в переводе с лат.)- установление, устройство.

Конституция - основной закон государства.

-обладает высшей юридической силой

-все остальные законы должны ей соответствовать

-особый порядок принятия и пересмотра

-действует на территории всей страны

Конституционное право- отрасль права, которая закрепляет основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Регулирует:

  • основы конституционного строя
  • принципы организации и порядок функционирования органов власти
  • правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством

Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ.»

Лекция № 25 «Конституция.»


Конституция ( в переводе с лат.)- установление, устройство.

Конституция - основной закон государства.

-обладает высшей юридической силой

-все остальные законы должны ей соответствовать

-особый порядок принятия и пересмотра

-действует на территории всей страны

Конституционное право- отрасль права, которая закрепляет основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Регулирует:

  • основы конституционного строя

  • принципы организации и порядок функционирования органов власти

  • правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством

Виды конституций:

по порядку принятия

  1. октроированные - дарованы народу монархом

  2. легитимные - принятые законодательным органом или на референдуме

по порядку изменения

  1. гибкие - могут меняться в том же порядке, что и обычные законы

  2. жесткие - сложный порядок изменения

по форме

  1. писаные - единый основной закон с внутренней структурой

  2. неписаные -несколько законодательных актов, закрепляющих основы государственной власти, права и свободы ( Израиль)

1918, 1924, 1936, 1977, 1993

Принята на всенародном референдуме в 1993.

Конституция основывается на международном праве.

Международное право-совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами.

Возникло после 2 мировой войны, как ответ стран на ужасы войны, с целью помочь восстановить права и свободы человека, установить дружеские отношения между народами.

Основные международные документы о правах человека:

  1. Всеобщая декларация прав человека. ООН.1948

  2. Международный пакт о гражданских и политических првах.1966.

  3. Международный пакт о социальных и культурных правах.1966.

  4. Декларация о правах ребенка. 1959

  5. Конвенция о правах ребенка. 1989. Ребенком считается человек до 18 лет. Для детей особый документ, так как они считаются социально незащищенными.

  6. Конвенция о политических правах женщин. 1952.

  7. Конвенция о ликвидации форм расовой дискриминации.1969.

Декларация - предусмотренное законом объявление, уведомление.

Конвенция - международный договор на уровне правительств стран.

Конвенция является обязательным документом.

Международное гуманитарное право- правовые нормы, защищающие права человека в условиях вооруженных конфликтов.

Участниками международного гуманитарного права являются военнопленные, раненые, мирное население, партизаны, журналисты.

Создатель МГП - Анри Дюнан.

Комбатант – взятый в плен участник боевых действий.

Беженец- человек, покинувший страну в результате чрезвычайных обстоятельств.

Международные организации, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека:

- Генеральная ассамблея ООН

-Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС)

-Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО

-Европейский суд по правам человека

-Комитет министров Совета Европы

-Комиссар Совета Европы по правам человека

-Наблюдатели ОБСЕ

1 глава. Основы Конституционного строя.

Статьи 1.2.3.5.7.8.10.13.14

Социальное государство- государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости.

Функции социального государства:

-способствует утверждению социальной справедливости

-ослабление социального неравенства

-сохранение стабильности

-формирование благоприятной для человека жизненной среды

Принципы социального государства:

-социальная справедливость

-социальный мир

-гражданское согласие

2 глава. Права и свободы человека и гражданина.

Правовой статус - права человека, выраженные в правовых актах, которые характеризуют его положение в обществе.

Включает в себя права, свободы, обязанности.

Право-охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-либо сделать.

Свобода-отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо

Обязанность-действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

Виды прав:

  1. социально-экономические - позволяют человеку обеспечить достойное существование ( статьи 34-42)

  2. политические - выполнение определенных функций в обществе ( статьи 29-33). Организатором публичного мероприятия могут быть граждане, ПП, общественные объединения, достигшие 18 лет. Уведомление о проведении в исполнительные или местные органы власти не раньще 15 и не позднее 10 дней. Публичное мероприятие не может начинаться раньше 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов.

  3. Гражданские - почувствовать принадлежность к определенному государству (статьи 19.61.62.63.)

  4. Личные - защищают от вмешательства в частную жизнь (статьи 20-28)

  5. Культурные - позволяют пользоваться достижениями цивилизации (статьи 43-44)

Обязанности: статьи 38.44.57-59.

3глава. Федеративное устройство.

83 субъекта федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Субъекты:

  1. административно-территориальные (названы географическими обозначениями)

  2. национально-территориальные (названы именами народов)

статьи 65.68.70.71.72.75.

Принципы федерализма:

    1. государственная целостность

    2. равенство и самоопределение народов

    3. единство системы государственной власти

    4. верховенство федерального права

    5. разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами

равенство субъектов РФ.


Полномочия центра и субъектов федерации:


Центр

Субъекты РФ

1.Конституция РФ и федеральные законы

1.соответствие конституции и федеральным законам

2.федеративное устройство

2.права национальных меньшинств

3.гражданство

3.владение ресурсами

4.защита прав и свобод

4.природопользование

5.федеральные органы власти

5.вопросы культуры

6.федеральная собственность

6.катастрофы

7.федеральная политика и программы

7.налоги

8.единый рынок

8.отрасли права

9.федеральный бюджет

9.кадры

10.энергетика

10.этнические общности

11.транспорт

11.изменение границ субъектов РФ

12.связь


13.космос


14.внешняя политика


15.судоустройство


16.метеорологичсекая служба


17.награды


статус

Субъектов РФ





4 глава. Президент РФ.

Статьи 80.81.83-90.92.93.

5 глава. Федеральное Собрание.

Статьи 94-109.

Стадии законотворческого процесса:

      1. законодательная инициатива

      2. подготовка законопроекта и его обсуждение в Государственной Думе

      3. принятие закона Государственной Думой

      4. принятие закона в Совете Федерации

      5. подписание закона Президентом, обнародование.

3 чтения в ГД:

  • принципиальные положения

  • частности

  • решается вопрос о принятии или непринятии закона

6 глава. Правительство РФ.

Статьи 110.111.114.115.117.

Разграничение полномочий Президента, правительства и Федерального Собрания:

президент

правительство

Ф

С



ГД

СФ

1.глава государства

1.председатель ставит вопрос о доверии правительству перед ГД

1.выражение недоверия правительству (большинством голосов)

1.изменение границ субъектов РФ

2.гарант Конституции, прав и свобод гражданина

2.проведение финансовой политики

2.заслушивание ежегодных отчетов правительства

2.выборы президента

3.определяет основные направления внутренней и внешней политики

3.управление собственностью

3.назначение председателя счетной палаты

3.назначение зам.председателя Счетной палаты

4.представляет государство внутри страны и на международной арене

4.проводит политику в области культуры

4.выдвижение обвинения президенту (не менее 1/3 депутатов)

4. объявление импичмента

(2/3 голосов от общего числа палат)

5.назначает Председателя правительства (2 недели с избрания)

5.меры по обеспечению обороны

5. дает согласие на назначение председателя правительства(1 неделя)


6.председательствует на заседаниях в правительстве

6. постановления и распоряжения

6. амнистия


7.представляет кандидатуры судей



5.назначает судей

8.представляет кандидатуру ген.прокурора



6.назначает ген.прокурора

9.утверждает или отклоняет отставку правительства

7. подает в отставку

7.назначение омбудсмена


10.формирует и возглавляет СБ

8. разрабатывает бюджет



11.назначает выборы ГД

9.меры по обеспечению законности



12.назначает референдум




13.вводит ЧП



7. утверждает ЧП

14.подписывает федеральные законы




15.обращается к ФС с ежегодными посланиями




16.руководство внешней политикой




17.верховный главнокомандующий




18.гражданство




19.помилование




20.указы и распоряжения




21. политическое убежище




И.О.- Председатель Правительства


Законодательная инициатива - всем, кроме министерств.



7 глава. Судебная власть.

Статьи 118-123.125-129.

8 глава. Местное самоуправление.

Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, истории и иных местных традиций. Не входит в органы государственной власти.

Муниципальное право – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

Функции МС:

  1. связующее звено между населением и государственными структурами

  2. позволяет реализовать региональные и федеральные программы на местном уровне

  3. позволяет реализовать населению свои гражданские права и свободы

  4. средство решения социальных проблем

  5. управление муниципальной собственностью

  6. охрана общественного порядка

Отличие органов МС:

  1. подзаконная власть

  2. ограниченный круг дел

  3. самостоятельный источник финансирования

  4. ограниченная территория

  5. выборный принцип

Самоуправляющиеся территориальные единицы называют муниципальные образования.

Статьи 130.132.

Виды муниципальных образований:

    1. сельское поселение

    2. городское поселение

    3. муниципальный район

    4. городской округ

    5. внутригородская территория города федерального значения

Формы существования МС:

-местный референдум, выборы

-собрания, сходы

-выборные органы МС (мэр, дума….)

-территориальное общественное самоуправление (советы микрорайонов, домовые комитеты)

Муниципальная власть: законодательная (городские думы, поселковые и районные советы) и исполнительная (администрация).

9 глава. Конституционные поправки и пересмотр.

Статья 134.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!