КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Аннотация. В статье рассматривается сущность термина «конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина», а также систематизируются знания об имеющихся классификациях конституционных гарантий. Приводится анализ гарантий прав и свобод, закрепленных в положениях Основного Закона Донецкой Народной Республики.
Ключевые слова: конституционные гарантии, права человека и гражданина, Основной Закон, государственные органы.
Актуальность проблемы. Гарантии прав и свобод человека и гражданина представляют собой необходимый и важный элемент правового статуса личности. Особую значимость институт гарантирования прав и свобод человека и гражданина приобрел в связи с затруднительным политико-территориальным положением Донецкой Народной Республики (далее – ДНР).
Анализ предшествующих исследований и публикаций. Вопрос о конституционных гарантиях прав и свобод человека и гражданина изучался такими советскими и российскими учеными-правоведами, как А. Н. Волчанская [1], И. В. Гончаров [2], А. С. Мордовец [3], Б. С. Эбзеев [4] и др. Однако вопросу о конституционных гарантиях в ДНР внимание отечественных исследователей уделено не было, что обуславливает необходимость проведения исследований в данном направлении.
Цель исследования состоит в рассмотрении конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в ДНР.
Основное содержание. Статьей 3 Конституции Донецкой Народной Республики, принятой Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики № №1-1 от 14. 05.2014 года (далее – Конституция ДНР), закреплено, что обязанностью государства является не только признание, но и соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина [5]. Общее начало реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина заключается именно в их гарантированности, поскольку только гарантии прав и свобод наделяют их свойством реальности.
Для более полного понимая рассматриваемого вопроса, углубимся в сущность термина «конституционная гарантия». Так, теоретики права считали необходимым понимать под гарантиями систему нравственных, социально-экономических, политических, юридических и организационных предпосылок, условий, способов и средств, которые создают равные возможности для человека в сфере реализации своих прав и свобод [3, с. 168].
Российским правоведом С. А. Авакьяном было написано следующее: «Конституционные гарантии – материальные, духовные, организационные и правовые условия, а также предпосылки, которые делают реальностью реализацию основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека, гражданина и обеспечивающие их охрану от неправомерных ограничений, посягательств» [6, с. 682].
По мнению М. В. Мархгейма и М. Б. Смоленского, конституционные гарантии – совокупность условий, факторов и средств, которые позитивно влияют на воплощение в жизнь и защиту прав и свобод человека и гражданина [7, с. 226].
Исходя из вышеупомянутого, мы можем заключить, что конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина – совокупность условий, способов и средств обеспечения прав, которые закреплены в Основном Законе государства, выступающая обязанностью как государства в целом, так и его отдельных органов. Предназначение конституционных гарантий прав и свобод заключается в том, чтобы направить государство на исполнение своих обязанностей в сфере реализации прав человека и гражданина. При этом реальность прав и свобод определяется посредством действенности их гарантий.
Для более глубокого понимания сущности гарантий считаем необходимым рассмотреть их классификации.
Ю.К. Красновым и Р. В. Енгибарян была разработана классификация, в соответствии с которой гарантии прав и свобод человека и гражданина подразделяются на общие и юридические. При этом общие гарантии включают в себя: 1) социально-экономические (повышение жизненного уровня населения, обеспечение его занятости, возведение эффективной социальной инфраструктуры и условий, способствующих росту экономики); 2) политические – создание условий, способствующих участию граждан в управлении государством.
Юридические же гарантии, по мнению ученых, – подробно разработанная законодательная база, которая дает возможность гражданам осуществлять свои права и защищать их через систему государственных органов [8, с. 287].
Доктор юридических наук Л. И. Глухарева упоминает о существовании гарантий-условий и гарантий-средств. Гарантии-условия представляют собой социально благоприятную для человека среду, которая состоит из элементов общественного и государственного строя, способствующих осуществлению прав. Гарантии-средства – социальные инструменты и технологии, которые используются для преднамеренного воздействия на поведение людей и их среду с целью обеспечения прав в тех случаях, когда одних условий оказывается недостаточно (идеологические, воспитательные, политические, правовые и экономические инструменты и технологии) [9, с. 279].
К гарантиям прав и свобод человека и гражданина относят: правовые принципы; субъективные права и свободы; юридические обязанности и запреты; меры, направленные на охрану, защиту и возмещение ущерба, причиненного нарушением прав и свобод человека и гражданина; полномочия государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления и общественных объединений; юридическая ответственность, наступающая за нарушение прав и свобод человека и гражданина лицами, которые выполняют публичные функции в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Данные структурные элементы определяются и Конституцией ДНР, действующим республиканским законодательством.
Рассмотрев вопрос о сущности конституционных гарантий, имеющиеся на настоящее время классификации, считаем необходимым перейти к рассмотрению конституционных гарантий, закрепленных в Конституции ДНР.
Нами было выделено три группы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина:
1) нормативные юридические гарантии;
2) процессуальные юридические гарантии;
3) институциональные юридические гарантии.
1. Нормативные юридические гарантии представляют собой регламентированные нормами Основного закона государства основные субъективные права и свободы человека и гражданина, пределы и условия их реализации, основания и пределы возможного в определенных случаях их ограничения. Так, в Конституции ДНР во второй главе «Защита прав и свобод человека и гражданина» провозглашены основные субъективные права и свободы человека и гражданина, что является гарантией их реализации.
Фундаментальное значение в сфере обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина имеют следующие положения Основного закона Республики:
1) перечисление в Конституции ДНР основных прав и свобод человека и гражданина не должно толковаться как отрицание других общепризнанных прав и свобод (ч. 1 ст. 48 Конституции ДНР);
2) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом в мере, необходимой для защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 48 Конституции ДНР);
3) в случае законного ограничения прав и свобод человека и гражданина следует придерживаться правил, в соответствии с которыми: а) закон, который устанавливает или отягчает ответственность, не имеет обратной силы (ч. 1 ст. 47 Конституции ДНР); б) никто не должен нести ответственность за действие либо бездействие, которое не признавалось правонарушением в момент его совершения (ч. 2 ст. 47 Конституции ДНР) [5].
2. Процессуальные юридические гарантии представляют собой средства обеспечения, защиты и восстановления субъективных прав и свобод человека и гражданина. В конституции ДНР они закреплены в следующих нормах:
1) в соответствии с ч. 1 ст. 38 в ДНР гарантируется государственная защита прав и свобод. Ч. 2 данной статьи гласит, что каждый вправе защищать свои права и свободы способами, которые не запрещены законом;
2) каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод (ч. 1 ст. 39 Конституции ДНР);
3) могут быть обжалованы в суде решения или деяния органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений (ч. 2 ст. 39 Конституции ДНР);
4) в случае, если будут исчерпаны все внутригосударственные средства защиты прав и свобод, то каждый человек имеет право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 39 Конституции ДНР);
5) в соответствии со ст. 40 Конституции ДНР, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде тем судьей, подсудности которых оно отнесено в соответствии с нормами закона;
6) каждые имеет право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 41 Конституции ДНР);
7) ч. 1 ст. 42 предусмотрен принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым, виновным в совершении преступления лицо будет считаться только в случае, когда его виновность будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и вступить в законную силу обвинительный приговор суда;
8) за одно и то же преступление никто не может быть осужден повторно (ч. 1 ст. 43 Конституции ДНР);
9) каждому осужденному за преступление лицу предоставляется право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании (ч. 3 ст. 43 Конституции ДНР);
10) в соответствии со ст. 44 Конституции ДНР, каждый имеет право не свидетельствовать против самого себе, своего супруга и близких родственников;
11) ст. 45 Конституции ДНР гарантирует потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступ к правосудию и компенсацию причиненного им ущерба [5].
3. Институциональные юридические гарантии представляют собой правозащитные институты, которые установлены Конституцией ДНР, а также принципы их деятельности.
В процесс обеспечения прав и свобод человека и гражданина вовлекается вся система органов государственной власти, что свидетельствует о том, что именно права и свободы определяют смысл, содержание работы каждого органа государственной власти. На государство и его органы возложена задача по обеспечению возможностей для реализации человеком и гражданином его субъективных прав и свобод.
Однако стоит отметить, что объем, формы и методы работы, средства участия различных органов государственной власти в обеспечении прав и свобод человека не являются одинаковыми. В связи с чем, все республиканские органы власти, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, следует разделить на следующие группы:
1. Органы государственной власти, в компетенцию которых входит обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, однако данное направление работы не является основным.
2. Органы государственной власти, для которых права и свободы человека и гражданина – смыслообразующее начало их компетенции, обеспечение реализации прав является основным видом их деятельности.
Опираясь на данную классификацию, к первой группе органов государственной власти в ДНР целесообразно отнести:
1) Главу Донецкой Народной Республики (далее – Глава ДНР), являющегося гарантом прав и свобод человека и гражданина (глава 4 Конституции ДНР);
2) Народный Совет Донецкой Народной Республики (далее – Народный Совет ДНР) как высший и единственный орган законодательной власти (глава 5 Конституции ДНР);
3) Правительство Донецкой Народной Республики (далее – Правительство ДНР) как высший орган исполнительной власти (глава 6 Конституции ДНР).
Ко второй группе будут отнесены:
1) суды Донецкой Народной Республики (далее – суды ДНР), обладающие исключительным правом осуществлять правосудие на территории Республики (глава 7 Конституции ДНР);
2) Прокуратура Донецкой Народной Республики (далее – Прокуратура ДНР) как надзорный орган (глава 7 Конституции ДНР);
3) Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике (далее – Уполномоченный) (Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Донецкой Народной Республике», принятый Постановлением Народного Совета № 30-IНС от 3 апреля 2015 года) [10].
Вопрос о роли вышеперечисленных органов государственной власти и должностных лиц в гарантировании прав и свобод человека и гражданина в силу своей значимости будет рассмотрен авторами в последующих публикациях.
Выводы. На основе проведенного исследования можно заключить следующее. В процессе реализации прав и свобод человека и гражданина обязательно принимает участие два субъекта: государство и его органы, которые гарантируют и обеспечивают данный процесс, а также сам человек (либо гражданин), который выступает инициатором реализуемых им прав. Гарантии прав и свобод человека и гражданина представляют собой необходимый и важный элемент правового статуса личности. Общее начало реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина заключается именно в их гарантированности, поскольку только гарантии прав и свобод наделяют их свойством реальности. Конституцией ДНР предусмотрена обширная система гарантий прав и свобод человека и гражданина, что соответствует тенденциям мирового сообщества и подтверждает статус Республики как демократического правового социального государства.
Список литературы
Волчанская, А. Н. Государственные гарантии защиты прав человека в России: теоретико-правовой аспект : автореф. дис. канд. юрид. наук / Волчанская А. Н. – Саратов, 2013.
Гончаров, И. В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учебник / И. В. Гончаров, В. В. Барбин, Е. В. Киричëк ; под ред. И. В. Гончарова ; Акад. упр. МВД РОССИИ. - Москва : Акад. упр. МВД России, 2014. - 324 с.
Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец ; под ред. Н. И. Матузова. – Саратов : Саратовская высшая школа МВД, 1996. – 223 с.
Эбзеев, Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б. С. Эбзеев. – М. : Норма, 2007. – 384 с. 2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Большая российская энциклопедия, 1998. – 698 с.
Конституция Донецкой Народной Республики [Текст электронный] : [принята Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики №1-1 от 2014.05.14] // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - Режим доступа : https://dnrsovet.su/konstitutsiya/
Авакьян, С. А. Конституционное право России: учебный курс : в 2 т. / С. А. Авакьян. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2013. – Т. 1. – 719 с
Конституционное право Российской Федерации : учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, И.С. Яценко. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 437 с.
Енгибарян, Р. В. Теория государства и права : учеб. пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. – 2-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Норма, 2010. – 576 с.
Глухарева, Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л. И. Глухарева. – М. : Юристъ, 2003. – 303 с.
Об Уполномоченном по правам человека в Донецкой Народной Республике [Текст электронный] : Закон Донецкой Народной Республики № 30-IHC. - Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-upolnomochenom-po-prvam-cheloveka/