Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Бахчисарайская специальная школа-интернат»
Открытый урок по ручному труду в 1 классе
по теме «Конструирование ёжика из пластилина и еловой шишки»
Учитель высшей категории: Старостюк А.И.
г. Бахчисарай, 2021г.
Тема урока: Конструирование ежа из пластилина и еловой шишки.
Образовательная цель: создать условия для изготовления ежа из еловой шишки и пластилина.
Деятельностная цель: формировать умение лепить и в правильной последовательности соединять детали.
БУД:
Личностные: воспитывать аккуратность, терпение в работе, интерес к лепке;
любовь к животным.
Регулятивные БУД: формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов
картинки.
Познавательные БУД: закрепить приёмы работы с пластилином, развивать умение анализировать, делать простейшие выводы.
Коммуникативные БУД: формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Оборудование для учащихся: сосновые шишки, пластилин, стека, салфетки, подложка, презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Урок у нас, ребята, будет необычный, потому что у нас на уроке сегодня гости.
Приветствие гостей.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
- Как вы думаете, почему я прочитала вам сейчас это стихотворение?
- Какой у нас сейчас урок? (Урок ручного труда)
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа. Но сначала давайте вспомним, какое время года сейчас? (осень)
Давайте назовём осенние признаки, а помогут нам в этом картинки. Слайд 2
- желтеют, краснеют, опадают листья;
- часто идут дожди;
- птицы улетают на юг; - звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые.
III. Мотивация учебной деятельности. Но есть другая группа животных.
Посмотрите на экран, какая это группа животных? Слайд 3
(Животные, которые зимой спят). (Медведь, ёж, барсук)
Ребята, сегодня мы с вами будем конструировать очень интересного зверька, который зимой спит. Попробуйте догадаться кого?
Отгадайте загадку:
Лесом катится клубок
У него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами.
На спине иголки длинные и колкие.
А свернется он в клубок - нет ни головы ни ног.
Кто это? Правильно, Ёж.
А знаете на что похож ёжик, отгадайте загадку:
Загадка про шишку.
На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит кто-то в лоб. Слайд 4
- Угадайте, что у меня в моём волшебном мешочке. (Дети на ощупь определяют- природный материал шишки).
- Как вы думаете, для чего я принесла сегодня на урок шишки?
IV. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы будем конструировать ёжика из шишки и пластилина.
Туловище ежика у нас будет шишка, а голову и лапки мы слепим из пластилина. Приглядитесь повнимательнее: растрёпанная еловая шишка похожа немного на ёжика, распустившего свои иглы, не правда ли? Показ образца.
V. Работа по теме.
1. Беседа.
Давайте вспомним, что мы знаем про ежей.
- Где живет? (рисунок с изображением леса) - Это дикое животное или домашнее? - Чем покрыто тело ежа? - Для чего ему иголки? (они спасают ежей от врагов, свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй - ка, съешь его! Иголки помогают ему переносить что – либо на спине, например: грибы, ягоды). - Чем питается? (грибами, ягодами, лесными яблоками, дождевыми червями, лягушками, мышами).
2. Определение строения ежа.
- Из каких частей состоит ёжик? (голова, туловище, лапки, хвостик, туловище покрыто иголками).
3. Работа с учебником, стр. 46-47.
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице, стр. 47. Это наш ежик. Для изготовления поделки использовались еловые шишки. Этот природный материал можно взять в лесу, высушить его и использовать для поделок. На странице 46 нарисована ель, вы знаете, что ель-это хвойное дерево и вместо листьев у нее хвоинки. Хвоинки зимой и летом зеленого цвета.
Рассмотрите иллюстрации шишек на стр. 46. Еловая шишка имеет удлиненную форму. На одном конце она немного уже. Шишка коричневого цвета, состоит из чешуек.
А теперь, посмотрите, как выглядит настоящая еловая шишка.
4. Анализ образца.
У нашего ежа есть туловище, голова, уши, лапки. Все это мы будем лепить из пластилина белого цвета. Тело ежа покрыто колючками- их мы заменим еловой шишкой.
5. Физминутка.
Ежик топал по тропинке И грибочки нес на спинке. Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша.
Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг.
Мы его научим хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы его научим топать — Топ-топ-топ.
Мы его научим прыгать — Прыг-прыг-прыг,
Мы за партою сидим И на ёжика глядим
6. Проверка готовности к уроку. Слайд 5 Для начала давайте проверим, все ли у вас есть к уроку. Я буду показывать вам иллюстрацию с изображением необходимых инструментов и материалов. Если они у вас есть - вы поднимаете две руки, если же нет то одну.
Для этого вам понадобятся: пластилин, подложка, специальный нож для пластилина, который называется стек, шишка от ели, салфетка.
7. Правила работы с пластилином.
8. Повторение приёмов работы с пластилином. (Раскатывание, сплющивание, вдавливание).
9. Объяснение конструирования ежа, показ учителем изготовления поделки «еж».
Голову и туловище у ежа мы сразу слепим из одного куска пластилина - это будет одна деталь.
Катаем толстую «колбаску» на подставке. И вытягиваем мордочку ежу - один кончик «колбаски» острый.
Далее нажимаем ладонью на нашу деталь, чтобы она стала приплюснутой, плоской.
Затем делаем углубление в колбаске – нажатием подушечками пальцев.
Теперь лепим ушки: катаем маленькие колбаски и нажимаем на них пальцем. Получились плоские ушки, их прикрепляем на наголову, теперь, осталось сделать глаза и нос ежу. Катаем из черного пластилина шарики для глаз и носа, закрепляем их на мордочке ежа.
Теперь крепим еловую шишку сверху на пластилин-это будут колючки у ежа.
Еж готов!
VI. Первичное закрепление.
Учащиеся по технологической карте учебника повторяют порядок выполнения работы.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
У нас главное правило на уроке: «Кто старается, у того и получается».
Учимся работать аккуратно, старательно, терпеливо.
1.Пальчиковая гимнастика «Ежик».
Разомнем наши пальчики и приступим к работе.
Добрый ежик, добрый еж дети крутят кулачки перед собой
На клубочек он похож.
У ежа иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
Ежик, ежик, чудачок, дети прячут кулачки за спинку
Где ты прячешься дружок?
Покажи иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
2. Практическая работа. (индивидуальная помощь учащимся) 3. Лепка грибов и яблок.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Выставка работ. Молодцы! Какие красивые работы у вас получились!
Вы довольны своей работой?
Ёжик доволен! Теперь у него есть запасы на зиму, и он не пропадет.
Получившегося ежика, в отличие от настоящего, можно смело брать в руки. Он не будет шипеть и сворачиваться в клубок, предупреждая об опасности. Этот герой никуда не убежит от маленького хозяина, а благополучно простоит всю осень и даже зиму. Ёжик из шишки не впадает в спячку. Он готов с детьми встречать зиму и новогодние праздники.
Ребята, вы очень хорошо работали на уроке! - С каким природным материалом мы работали? - Что нового и интересного вы узнали о ежах?