СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструирование современного урока: « Урок «открытия» нового знания»

По  учебному предмету  «Наглядная геометрия» по теме: «Задачи на разрезание и складывание фигур» Òконструирование современного урока

 

Просмотр содержимого документа
«Конструирование современного урока в свете требований ФГОС»

Логвиненко  Ольга Ивановна   Учитель математики, МБОУ «Лицей «МОК №2» Г.Воронеж

Логвиненко Ольга Ивановна

Учитель математики,

МБОУ «Лицей «МОК №2»

Г.Воронеж

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС Одним из главных требований ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий ».  Напомню, что УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это совокупность  действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений
  • Конструирование современного урока в свете требований ФГОС

Одним из главных требований ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий ».  Напомню, что УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это совокупность  действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС   Основной результат по ФГОС – развитие личности на основе  учебной деятельности путём формирования универсальных учебных действий, которые формируются  только в процессе деятельности, и тогда ведущим в организации учебного процесса по ФГОС становится системно-деятельностный подход. Его главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников, организация различных форм учебной деятельности.

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС

  • Основной результат по ФГОС – развитие личности на основе  учебной деятельности путём формирования универсальных учебных действий, которые формируются  только в процессе деятельности, и тогда ведущим в организации учебного процесса по ФГОС становится системно-деятельностный подход.
  • Его главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников, организация различных форм учебной деятельности.
Конструирование современного урока в свете требований ФГОС   Уроки деятельностной направленности по целеполаганию  распределены в четыре группы : 1. Урок «открытия» нового знания. 2. Урок рефлексии. 3. Урок общеметодологической направленности. 4. Урок развивающего контроля.

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС

  • Уроки деятельностной направленности по целеполаганию  распределены в четыре группы :
  • 1. Урок «открытия» нового знания.
  • 2. Урок рефлексии.
  • 3. Урок общеметодологической направленности.
  • 4. Урок развивающего контроля.
Конструирование современного урока в свете требований ФГОС   Сегодня рассмотрим в качестве примера конструирование современного урока  « Урок «открытия» нового знания» По учебному предмету «Наглядная геометрия» по теме: «Задачи на разрезание и складывание фигур»

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС

  • Сегодня рассмотрим в качестве примера конструирование современного урока

« Урок «открытия» нового знания»

По учебному предмету «Наглядная геометрия» по теме: «Задачи на разрезание и складывание фигур»

1 . Урок «открытия» нового  знания.  Деятельностная цель такого урока -  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель  -  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Структура урока  «открытия» нового знания следующая: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
  • 1 . Урок «открытия» нового  знания.
  • Деятельностная цель такого урока формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
  • Структура урока  «открытия» нового знания следующая:
  • 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап выявления места и причины затруднения;
  • 4) этап построения проекта выхода из затруднения;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учебно- методический комплекс

Учебно- методический комплекс

Деятельность учителя, учащихся   ( этапы мотивации (самоопределения) к учебной деятельности и актуализации пробного учебного действия) Учитель приветствует учащихся, учащиеся настраиваются на восприятия материала Учитель применяет прием «необъявленная тема». Предлагает выполнить учащимся следующее задание :

Деятельность учителя, учащихся

  • ( этапы мотивации (самоопределения) к учебной деятельности и актуализации пробного учебного действия)
  • Учитель приветствует учащихся, учащиеся настраиваются на восприятия материала
  • Учитель применяет прием «необъявленная тема».
  • Предлагает выполнить учащимся следующее задание :
Разрезать фигуру на шесть равных частей (все углы прямые,  короткие отрезки вдвое короче длинных)

Разрезать фигуру на шесть равных частей

(все углы прямые, короткие отрезки вдвое короче длинных)

Деятельность учителя, учащихся  Этапы урока этап выявления места и причины затруднения; этап построения проекта выхода из затруднения; этап реализации построенного проекта;

Деятельность учителя, учащихся Этапы урока

  • этап выявления места и причины затруднения;
  • этап построения проекта выхода из затруднения;
  • этап реализации построенного проекта;
Если под «фигурой» понимать многоугольник, ограниченный  нарисованной линией, то его разрезать не получается. Но кто сказал, что «фигура» - это обязательно внутренность многоугольника? Пусть «фигурой» будет ломаная. И тогда задача легко решается.

Если под «фигурой» понимать многоугольник, ограниченный

нарисованной линией, то его разрезать не получается.

Но кто сказал, что «фигура» - это обязательно внутренность многоугольника? Пусть «фигурой» будет ломаная. И тогда задача легко решается.

Целеполагание Учитель предлагает определить тему и цели урока, через поставленную проблему. Чем будем заниматься на этом уроке? Что должны разработать? Ученики формулируют цели, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Целеполагание

  • Учитель предлагает определить тему и цели урока, через поставленную проблему.
  • Чем будем заниматься на этом уроке?
  • Что должны разработать?
  • Ученики формулируют цели, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.
Задачи на разрезание и складывание фигур Семь раз отмерь, один раз  отрежь!

Задачи на разрезание и складывание фигур

Семь раз отмерь, один раз отрежь!

Данный квадрат со стороной в четыре клетки надо разрезать по сторонам клеток на две равные части, 6 случаев рассмотреть ( этап самостоятельной работы  с самопроверкой по эталону )

Данный квадрат со стороной в четыре клетки надо разрезать по сторонам клеток на две равные части, 6 случаев рассмотреть ( этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону )

Пентамино

Пентамино

Пентамино Придумал головоломку американский математик Соломон Вольф Голомб в 50-х годах ХХ века. Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино.

Пентамино

Придумал головоломку американский математик Соломон Вольф Голомб в 50-х годах ХХ века. Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино.

Пентамино содержит 12 фигурок Нарисовать все фигурки пентамино можно, устроив соревнование между детьми. Кто нарисует последнюю фигурку, тот выиграл!

Пентамино содержит 12 фигурок

Нарисовать все фигурки пентамино можно, устроив соревнование между детьми. Кто нарисует последнюю фигурку, тот выиграл!

Пентамино  Фигуры, составленные из пяти одинаковых квадратов так, что каждый квадрат примыкает хотя бы к одному соседнему, имеющему с ним общую сторону. («пента» в переводе с греческого означает «пять»)

Пентамино

Фигуры, составленные из пяти одинаковых квадратов так, что каждый квадрат примыкает хотя бы к одному соседнему, имеющему с ним общую сторону.

(«пента» в переводе с греческого означает «пять»)

Набор пентамино

Набор пентамино

Задача 1  ( этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ) Найдите в комплекте пентамино эти детали, из них нужно сложить картинку со следующего слайда. Фигурки появляются по щелчку по одной, чтобы было удобно их находить.

Задача 1 ( этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону )

Найдите в комплекте пентамино эти детали, из них нужно сложить картинку со следующего слайда. Фигурки появляются по щелчку по одной, чтобы было удобно их находить.

Лошадка

Лошадка

Задача 2  ( этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону )

Задача 2 ( этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону )

Крокодил Если кто-то справился с задачей быстрее остальных, предложите ему придумать еще несколько решений данной задачи.

Крокодил

Если кто-то справился с задачей быстрее остальных, предложите ему придумать еще несколько решений данной задачи.

Попробуйте сами  ( этап включения в систему знаний и повторения )    Придумайте и сложите из фигурок пентамино какую-нибудь свою картинку. (С последующей демонстрацией классу) .

Попробуйте сами ( этап включения в систему знаний и повторения )

Придумайте и сложите из фигурок пентамино какую-нибудь свою картинку. (С последующей демонстрацией классу)

.

Рефлексия деятельности Осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке Учитель предлагает учащимся выразить свое настроение фигуркой пентамино. Ученики демонстрируют фигуру пентамино. Ученики получают д/з, с последующим оцениванием.

Рефлексия деятельности

  • Осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке
  • Учитель предлагает учащимся выразить свое настроение фигуркой пентамино.
  • Ученики демонстрируют фигуру пентамино.
  • Ученики получают д/з, с последующим оцениванием.
Дома Вырезать набор пентамино со стороной квадрата 2(или 3 клетки),раскрасить в разные цвета. Страница 23, рис 42 Придумать , сложить и наклеить на лист А4 из фигурок пентамино какую-нибудь свою картинку

Дома

  • Вырезать набор пентамино со стороной квадрата 2(или 3 клетки),раскрасить в разные цвета. Страница 23, рис 42
  • Придумать , сложить и наклеить на лист А4 из фигурок пентамино какую-нибудь свою картинку
Домашняя работа

Домашняя работа

Задание курсантам Разработать один из уроков деятельностной направленности по целеполаганию:   1. Урок «открытия» нового знания. 2. Урок рефлексии. 3. Урок общеметодологической направленности. 4. Урок развивающего контроля. С помощью фигур пентамино можно сложить не только картинки, но и буквы.

Задание курсантам

  • Разработать один из уроков деятельностной направленности по целеполаганию:  
  • 1. Урок «открытия» нового знания.
  • 2. Урок рефлексии.
  • 3. Урок общеметодологической направленности.
  • 4. Урок развивающего контроля.

С помощью фигур пентамино можно сложить не только картинки, но и буквы.

2.   Урок рефлексии ● Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).   ● Содержательная цель:  закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Структура урока  рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2.   Урок рефлексии

  • Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).  
  • Содержательная цель:  закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
  • Структура урока  рефлексии
  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап локализации индивидуальных затруднений;
  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
3.   Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель:  формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. ● Содержательная цель:  построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. Структура урока 1. этап мотивации  2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии  3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи  4. этап включения изученного в систему знаний  5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

3.   Урок общеметодологической направленности

  • Деятельностная цель:  формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Содержательная цель:  построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
  • Структура урока
  • 1. этап мотивации 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4. этап включения изученного в систему знаний 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке
4.   Урок развивающего контроля ● Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. ● Содержательная цель:  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Структура урока  развивающего контроля: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений;   4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня;  9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

4.   Урок развивающего контроля

  • Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Содержательная цель:  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
  • Структура урока  развивающего контроля:
  • 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап локализации индивидуальных затруднений;
  •   4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап решения заданий творческого уровня; 
  • 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Таким образом, о собенности современного урока  в условиях введения ФГОС 1.Мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»); 3.Осознание учеником недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе); 5.Самопроверка, взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке ).

Таким образом, о собенности современного урока  в условиях введения ФГОС

  • 1.Мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • 3.Осознание учеником недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • 4.Коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • 5.Самопроверка, взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке ).
Если осталось время

Если осталось время

Задача

Задача

Проверь себя

Проверь себя

Задача 2

Задача 2

Робот

Робот

Проверь себя

Проверь себя

Задача 4

Задача 4

Регулировщик

Регулировщик

Проверь себя

Проверь себя

Задача 5 А теперь выбери сам детали и сложи собачку.

Задача 5

А теперь выбери сам детали и сложи собачку.

Проверь себя

Проверь себя

Задача 6 Сколько существует способов сложить эти картинки? Первая -1, вторая -1.

Задача 6

Сколько существует способов сложить эти картинки? Первая -1, вторая -1.

Проверь себя

Проверь себя

Задача 7 Эти картинки могут быть сложены двумя способами каждая.

Задача 7

Эти картинки могут быть сложены двумя способами каждая.

Проверь себя Предлагается один из вариантов ответа.

Проверь себя

Предлагается один из вариантов ответа.

Задача 8 У первой картинки три способа решения, у второй семь(?).

Задача 8

У первой картинки три способа решения, у второй семь(?).

Проверь себя

Проверь себя

Задача 9

Задача 9

Проверь себя

Проверь себя

Задача 10

Задача 10

Проверь себя

Проверь себя

Задача 11

Задача 11

Проверь себя

Проверь себя

Задача 12

Задача 12

Проверь себя Вариантов сложения пирамидки очень много. Можно устроить соревнования: у кого получится больше различных способов, тот и победил.

Проверь себя

Вариантов сложения пирамидки очень много. Можно устроить соревнования: у кого получится больше различных способов, тот и победил.

Задача 14

Задача 14

Проверь себя

Проверь себя

Задача 15  Из всех 12 фигур пентамино сложите прямоугольник 6 10. Несимметричные куски разрешается переворачивать.

Задача 15

Из всех 12 фигур пентамино сложите прямоугольник 6 10. Несимметричные куски разрешается переворачивать.

Проверь себя Один из вариантов решения. Рекомендация учителю: записывайте новые решения задач, найденные учащимися. Собрав много решений какой-либо задачи, ее можно использовать в соревновании «кто найдет больше решений».

Проверь себя

Один из вариантов решения. Рекомендация учителю: записывайте новые решения задач, найденные учащимися. Собрав много решений какой-либо задачи, ее можно использовать в соревновании «кто найдет больше решений».

Задача 16  Сложите из двенадцати фигур пентамино прямоугольник 6 10, причем так, чтобы каждый элемент касался какой-нибудь стороны этого прямоугольника.

Задача 16

Сложите из двенадцати фигур пентамино прямоугольник 6 10, причем так, чтобы каждый элемент касался какой-нибудь стороны этого прямоугольника.

Проверь себя Известно, что из нескольких тысяч различных способов составления данного прямоугольника (фигуры, переходящие друг в друга при отражении или повороте, не считаются разными), только два удовлетворяют поставленному условию (во всяком случае, другие неизвестны). Второе решение замечательно тем, что прямоугольник можно разделить по внутренним линиям на две равные части.

Проверь себя

Известно, что из нескольких тысяч различных способов составления данного прямоугольника (фигуры, переходящие друг в друга при отражении или повороте, не считаются разными), только два удовлетворяют поставленному условию (во всяком случае, другие неизвестны). Второе решение замечательно тем, что прямоугольник можно разделить по внутренним линиям на две равные части.

  Творите и не останавливайтесь на достигнутом! Удачи и успехов во всех ваших творческих начинаниях!

Творите и не останавливайтесь на достигнутом!

Удачи и успехов во всех ваших творческих начинаниях!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!