СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование занятия по физике в личностно-ориентированном образовании

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний момент очень актуальным стало использование преподавателями различных технологий во время проведения занятий. Тем самым это способствует формированию у студентов системы взглядов, системы ценностей, научного стиля мышления, стремления к саморазвитию. В данном контексте одно из важных направлений развития системы образования находится на пути повсеместного использования личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога, а познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме педагог–студент. 

Просмотр содержимого документа
«Конструирование занятия по физике в личностно-ориентированном образовании»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авдулова Ирина Васильевна

г. Курск, ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»


На сегодняшний момент очень актуальным стало использование преподавателями различных технологий во время проведения занятий. Тем самым это способствует формированию у студентов системы взглядов, системы ценностей, научного стиля мышления, стремления к саморазвитию. В данном контексте одно из важных направлений развития системы образования находится на пути повсеместного использования личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога, а познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме педагог–студент. 


На рисунке показано, что преподаватель должен уметь построить для каждого обучаемого оптимальное соотношение между временем обучения в традиционной форме (на рисунке показано синими линиями) и временем самостоятельнойработы студента с

учебным материалом по предварительно спроектированной и выданной преподавателем для него индивидуальной образовательной траектории (на рисунке показано красными линиями). В данном случае воспроизведение студентом своих знаний педагогу должно происходить только после «соединения всего объема знаний», полученных как на занятии, так и при самостоятельной его работе с учебным материалом. Знание – запоминание, да и бессмысленное воспроизведение исчезает, на смену ему приходит знание – понимание и знание – открытие.

Преследуя цель создания личностно-ориентированного пространства, педагог определяет для себя совершенно иные ценности:
1. оптимистический подход к студенту, желание педагога видеть возможности развития его потенциала;

  1. отношение к студенту как к личности, способной овладевать знаниями не по принуждению, а по собственному желанию; 

  2. создание ситуаций выбора на занятии;

  3. организации ситуации успеха;

  4. создание на занятиях ситуации активного общения, которая бы позволяла студенту выразить себя и проявить инициативу.

Рассмотрим проблему конструирования занятий по физике, цель которых повышение активности студентов-участников в процессе познания. При решении поставленной задачи необходимо помнить, что:

  • физика-наука экспериментальная;

  • студенты работают по схеме: наблюдения – выдвижение гипотезы – проведение эксперимента – выводы.

Нужно учитывать еще и то, что если ориентироваться только на высокий уровень овладения содержания, это может привести к заметной перегрузке менее способных студентов. Поэтому, важно на различных этапах занятия организовывать ситуацию выбора, для поддержания познавательной деятельности у студентов.

В ходе реализации личностно-ориентированного обучения необходимо менять функцию и форму организации занятия, что и приводит к достижению поставленной цели.

Рассмотри различные этапы занятия, где явно прослеживается и используется личностно-ориентированное обучение.

  1. Этап проверки домашнего задания. Очень важным является процесс оценивания, который обязательно должен быть направлен на раскрытие потенциальных возможностей студентов с учётом их индивидуальных особенностей. В начале занятия или перед началом любого вида работы, необходимо определить, каким способом будет оцениваться учебная деятельность, предварительно рассмотренная со студентами. При этом нужно обозначить вероятные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню.

На данном этапе я использую различные тестовые задания. Состоящих из трёх видов заданий, различающихся по форме и способу выполнения. В тестовых заданиях первого вида требуется установить пропущенный текст, который заменен многоточием; второй вид - тестовые задания, в которых предлагается найти ошибку в формуле или законе; тестовые задания третьего вида – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных.

I вид

1. Геометрическая оптика – раздел физики, изучающий……… распространения света на основе…..о световых лучах:

- …….распространения света в……..среде,

- …….распространения световых лучей.

2. В вакууме или ….среде свет распространяется……отражение света – явление, возникающее на…..двух сред и состоит в том, что…..света, падающего на….двух сред, ……во вторую среду, а…..в первую.

3. Плоская отражающая поверхность называется…..При построении изображений в таких зеркалах используем свойство……симметрии.

II вид

1. Показатель преломления среды:

2. Фокусное расстояние вычисляется по формуле:

3. Оптическая сила вычисляется по формуле:

D=

III вид

1. Свет имеет двойственную природу, основоположником волновой теории света был…

А) Л.Эйлер Б) Х.Гюйгенс В) И.Ньютон Г) В.Франклин

2. При включении лампочки свет до любого объекта комнаты доходит…

А) мгновенно Б) co V= 300 000 км/с В) со V = 300 м/с Г) со V = 300 км/с

3. Доказательством прямолинейного распространения света является…..

А) мираж в пустыне Б) солнечное гало В) лунное затмение Г) блики от воды

  1. Этап изучения нового материала. Существуют различные способы подачи материала, которые отвечают всем требованиям личностно-ориентированного обучения. Примером может служить создание проблемной ситуации на занятии; поиск решений той или иной проблемы, поставленной перед студентами; проектная деятельность; самостоятельное составление конспектов и выбор информации по ранее изученным правилам. Важным и значимым становятся задачи практического содержания, которые решаются и воспринимаются студентами легче. В своей практике зачастую, использую приемы – затруднения:

    Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

    Дуализм света, почему многотонный корабль не тонет?


    Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом

    Опыт по демонстрации теплопроводности различных веществ или вопрос Что произошло бы с атмосферой Земли, если бы исчезла сила земного притяжения?

    Обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием

    Почему острым ножом легче резать? Зачем посыпают зимой песком пешеходные дорожки? Какую работу совершают мышцы ваших ног, когда вы встаете, чтобы ответить на вопрос преподавателя?

    Предъявить научный факт сообщением, экспериментом илинаглядностью

    Опыт «фонтан», «вращение спирали».

  2. Этап применения знаний и закрепление изученного материала. На данном этапе лучше подойдет использование дифференцированного подхода при работе в группах или парах. Для этого я предлагаю студентам карточки трех уровней сложности, позволяющие каждому самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала. В связи с тем, что работать приходится со студентами различного уровня подготовки, это требует учета индивидуальных особенностей студентов, и возникает необходимость создания дидактического материала на занятиях при решении задач отвечающих следующим требованиям: во-первых, каждая карточка с текстом задачи с обратной стороны имеет иллюстрацию и условно–графическое изображение. Во-вторых, многие студенты, затрудняясь при решении задачи в силу своей стеснительности или по другим причинам, не обращаются за помощью к преподавателю. С этой целью я группирую задачи таким образом, что карточки одного уровня сложности и одинаковые по способу решения имеют один цвет (жёлтый, синий, зелёный). Это позволяет решающему, например, видеть жёлтую карточку у товарища из группы, и при необходимости обратиться к нему за консультацией. И, наконец, в-третьих, стремлюсь на занятии учесть индивидуальный темп при решении задач каждого студента. Независимо от уровня обученности, предлагаю всем начинать с карточек первого уровня сложности, а вот следующую задачу решать по своему выбору.

    На рисунке изображена система координат, наложенная на водную поверхность озера с учетом перспективы. Из пункта А вышла парусная лодка, траектория движения которой показана на рисунке пунктирной линией.

    1. Относительно какого тела отсчета рассматривается движение лодки?

    2. Найдите координаты точек А и В, соответствующих вектору перемещения лодки, модули проекций на оси координат которого показаны на рисунке. Изобразите этот вектор перемещения

    3. Найдите модуль вектора перемещения.

    Два тела, размерами которых следует пренебречь, совершают

    Гармонические колебательные движения вдоль оси x. Графики движения этих тел представлены на рисунке:

    1. Напишите уравнение движения этих тел.

    2. Найти аналитическим способом расстояние между этими телами в момент времени 2,5 с.


  3. Подведение итога занятия. На данном этапе высказывается каждый желающий студент, но не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к данному моменту объем знаний и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа: “С каким новым понятием (свойством, формулой, законом) познакомились? Что о нем надо знать?”, “Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”. 

  4. Этап рефлексии. Рефлексию провожу в сфере мышления с использованием двух приемов: составление шпаргалки по изученному материалу, либо же создание студентами «ловушек» или заданий с ошибками по изученному материалу, которые скидываются в общую копилку, а затем ими же применяются при подготовке к проверочным работам.

  5. Этап «Домашнее задание». При задании на дом указываю не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер, обязательно с присутствием творческой окраски. Например, придумать рекламу закона (раздела, понятия, явления); написать рассказ (стихотворение, поэму); придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства; предложить способ... (например, экономии электрической или тепловой энергии дома).

В ходе освоения личностно-ориентированного обучения при обучении физики студенты приобретают и совершенствуют свой опыт: самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученных знаний, интегрирования их в личный опыт; логического обоснования выводов; опыт самостоятельной и коллективной деятельности, который включает в себя свои результаты в работе группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников.

Личностно-ориентированное обучение насыщенно дидактическими материалами, не традиционностью форм обучения, атмосферой сотрудничества, способствует развитию интеллектуальной деятельности каждого студента с учётом его возможностей и способностей. Для реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях по физики необходимо создать субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные возможности студентов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
3.Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
4. Степанов, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н.Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
5. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока. Издательство «Учитель», 2003.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2006






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!