2. Мотивационно-целевой этап. Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. Способствовать выделению темы и цели классного часа. Развивать умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли и чувства. Актуализировать представления о понятии «устное народное творчество». | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, предъявление педагогических требований, поощрение. | - Для того, чтобы узнать тему нашего классного часа, обратите внимание на слайд. Что здесь изображено? (картины) - А где хранятся картины? (в картинных галереях) - Верно, а как вы думаете, что такое картинная галерея? (ответы детей) - Картинная галерея — это выставочный зал, культурное пространство, в котором размещаются произведения изобразительного искусства с целью их демонстрации и последующей продажи. - Вы догадались, с чем будет связана тема нашего классного часа? (картинная галерея) - Верно, сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по картинной галерее. Какие картинные галереи вы знаете? (ответы детей) - Существует множество картинных галерей, но за наш классный час мы не успеем все их рассмотреть, поэтому отправимся только в одну картинную галерею, чтобы узнать какую обратите внимание на слайд. - Вы узнали данную галерею? Она одна из самых известных. Как называется данная галерея? (Третьяковская галерея) - Верно, это Третьяковская галерея, именно туда мы с вами и отправимся. - Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее шедевры, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихия Лаврушенский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье. - Значит, какая будет тема классного часа? (ответы детей) - Тема звучит так: «Путешествие по Третьяковской галерее» - Кто ни будь посещал Третьяковскую галерею? - Перед теми, кто проходит по залам галереи, открываются страницы жизни нашего народа, образы людей прошлого и настоящего и многочисленные пейзажи, которые мы должны ценить. - И сегодня на классном часе у нас есть замечательная возможность пройти по залам Третьяковской галереи, познакомиться с некоторыми из шедевров, хотя и заочно, и с создателями этих шедевров – замечательными художниками. - Какую цель мы можем поставить? (ответы детей) - Цель: Познакомиться с шедеврами и их создателями Третьяковской галереи. - В процессе нашего виртуального путешествия вам необходимо будет заполнить лист путешественника. - Рассмотрите его. - (Имя), прочитай названия колонок. - Итак, во время путешествия ваша задача заполгнить таблицу, в первой колонке написать ФИО художника, во второй – название картины и в третьей – кратко описать эту картину. - Залы Третьяковки хранят прекрасные произведения русского искусства с древних времен до наших дней. Предлагаю познакомится с некоторыми из них. | Участвуют в диалоге, эмоционально откликаются, выделяют тему и цель классного часа. | Обучающиеся интерес к картинной галерее. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, осуществляют волевую саморегуляцию, осознают познавательную задачу, Обучающиеся понимают, что такое картинная галерея. |
3. Основной этап 3.1. Зал «Утро в сосновом лесу» Третьяковской галереи. Задача: Воспитывать интерес к русским художникам, ценностное отношение к картинам. | Методы воспитания: метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха). Методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, упражнения, предъявление педагогических требований, поощрение. | - Начинаем наше путешествие. - Итак, первый зал, в который мы прибыли, а чтобы узнать в какой, обратите внимание на слайд. - Я думаю, что вы догадались, как называется данная картина. (ответы детей) - Верно, данная картина называется «Утро в сосновом лесу» - Записываем в лист путешественника название картины. - А кто художник данной картины? (ответы детей) - Художник картины «Утро в сосновом лесу» Иван Иванович Шишкин. Записываем в таблицу. - Что вы знаете о данном художнике? (ответы детей) - Иван Иванович Шишкин – один из самых крупнейших и популярных среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу и любил её со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этолй любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России! - Давайте вернёмся к картине. - Кто помнит, как она называется? («Утро в сосновом лесу») - Какое время суток изображено на картине? (утро). - Какое утро? (раннее, солнечное). - Почему вы так решили? (видны облака) -Лес какой? (густой и непроходимый). - Кто изображен в центре картины? (мама медведица и трое медвежат). - Какие медвежата? (шаловливые, маленькие, мохнатые, а один любопытный) - Каким изображает художник сосновый бор? (таинственный, сказочный). - Не забывайте заполнять таблицу. - Итак, в центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. Медвежата играют на старой сосне, её сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Он кажется таинственным и сказочным. Только здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека. - Что хотел показать художник в данной картине? (ответы детей) - Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн. - Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью и красками). - Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё? (Хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох). - Как вы думаете, получила картина такую известность? - Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. - Вы видели такие конфетки? -Мы, россияне, с детства знаем данные картины, восхищаемся ими и мы гордимся тем творчеством, которое создано русским народом, русскими художниками. | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам, интерес к картинной галерее, чувство гордости за свою Родину, чувство прекрасного. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, осуществляют волевую саморегуляцию, выражают свои мысли и чувства, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, осознают и удерживают познавательную задачу, работая с информацией, удерживают концентрацию внимания. Обучающиеся понимают, что такое картинная галерея, знают такие картины как: «Утро в сосновом лесу» и их авторов, называют смысл картины, анализируют картины. |
3.2. Зал «Три богатыря» Третьяковской галереи. Задача: Воспитывать потребность к коллективным обсуждениям, развивать умение анализировать свои мысли и чувства, формулировать, анализировать картины. Воспитывать ценностное отношение к картинам и их художникам. | Методы воспитания: метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха). Методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, упражнения, предъявление педагогических требований, поощрение. | - Итак, мы выдвигаемся в следующий зал. - Для того, чтобы понять в какой зал мы прибыли, обратите внимание на слайд. - Вам знакома данная картина? (ответы детей) - Верно, данная картина называется «Три богатыря» - Записываем в лист путешественника название картины. - А кто художник данной картины? (ответы детей) - Художник картины «Три богатыря» Виктор Михайлович Васнецов. Записываем в таблицу. - Что вы знаете о данном художнике? (ответы детей) - Виктор Михайлович Васнецов – один из самых первых русских художников, показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. - Давайте вернёмся к картине. - Кто помнит, как она называется? (Три богатыря) -Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри) - Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов) - Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги) - Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей? - Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий) - Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе. - Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника) - По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). - А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). - Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси. - Как вы считаете, богатыри готовы к бою? -Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч) - Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости) - И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную. Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою. Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа. -Мы, россияне, с любим наблюдать за такими величайшими картинами по содержанию русских народных сказок и мы гордимся тем устным народным творчеством, которое создано русским народом. Физминутка - Теперь предлагаю немного отдохнуть, встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. - Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Карлик – Великан» - Каких размеров великан? - Правильно больших. Значит, когда я скажу великан, вам нужно показать великана, ручки поднять вверх. - А карлик, какого размера? - Правильно, маленького. - Когда я скажу карлик, ваша задача присесть. -Задание понятно? (Ответы детей) - Давайте попробуем, карлик, великан… и т.д. - А сейчас я буду вас путать. А ваша задача быть внимательными. - Я буду говорить, карлик, великан, но показывать действия другие, неправильные, а вам необходимо изобразить правильно. Задание понятно? -Давайте попробуем. Великан, карлик…. И т.д. - Отлично. Можете присаживаться обратно на свои места. - Ребята, мы хорошо с вами отдохнули, сначала присядут на свои места девочки, теперь мальчики. - Ребята, время идёт и нам пара отправляться дальше. | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам, интерес к картинной галерее, чувство гордости за свою Родину, чувство прекрасного. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, осуществляют волевую саморегуляцию, выражают свои мысли и чувства, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, удерживают познавательную задачу, работая с информацией, удерживают концентрацию внимания. Обучающиеся знают такие картины как: «Три богатыря» и их авторов, называют смысл картины, анализируют картины. |
3.3. Зал «Опять двойка» Третьяковской галереи. Задача: Развивать умение анализировать свои мысли и чувства, анализировать картины, описывать их, формулировать мысль картины. Воспитывать ценностное отношение к картинам и их художникам. | Методы воспитания: метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха). Методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, упражнения, предъявление педагогических требований, поощрение. | - Итак, мы с вами прибыли в последний зал, а чтобы узнать в какой, обратите внимание на слайд. - Вам знакома данная картина? (ответы детей) - Данная картина называется «Опять двойка» - Записываем в лист путешественника название картины. - А кто художник данной картины? (ответы детей) - Художник картины «Опять двойка» Фёдор Павлович Решетников. Записываем в таблицу. - Что вы знаете о данном художнике? (ответы детей) - Фёдор Павлович Решетников – советский художник, один из самых знаменитых представителей социалистического реализма. - Давайте вернёмся к картине, кто помнит как она называется? (опять двойка) – Где происходит событие, изображённое на картине? (В квартире, дома у мальчика, в большой комнате, в зале) – В какое время происходит действие? Это наше время? (Нет, когда были пионеры.) – Кто такие пионеры? (Пионер – значит «первый», первый в учёбе, в делах класса и школы.) – Какие вещи, изображённые на картине, помогают определить время? (Школьная форма, пионерский галстук, портфель, старинные часы на стене.) – Какой момент изобразил художник на картине? – Почему вы так решили? – Кто вам в этом помог? (Мальчик только что пришёл из школы, собака встречает хозяина, бросилась к нему) – Назовите героев картины: мальчик-двоечник, мама, старшая сестра, младший брат, собака – Кто главный герой картины? Как вы это поняли? (Мальчик-двоечник находится на переднем плане картины: ближе к нам) – Какие чувства он испытывает? (Опущена голова, значит виноват, растрёпан, готов заплакать, портфель перевязан верёвкой, из него торчат коньки, красные щёки – долго гулял) – Почему он испытывает данные чувства? (получил двойку) − Как относятся к появлению школьника с двойкой сестра и мать? (Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчилась мать). − Как художник показал огорчение матери? (Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние). - Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки) - Ребята, а вы когда ни будь приносили домой 2? Какие чувства вы испытывали? Что испытывали ваши родители? - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями в парах, расскажите что вам понравилось с помощью листа путешественника. | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам, интерес к картинной галерее, чувство гордости за свою Родину, чувство прекрасного. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, осуществляют волевую саморегуляцию, выражают свои мысли и чувства, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, удерживают познавательную задачу, работая с информацией, удерживают концентрацию внимания. Обучающиеся знают такие картины как: «Двойка» и их авторов, называют смысл картины, анализируют картины. |
4. Рефлексия Задача: развивать умение анализировать свои чувства, анализировать результаты совместной деятельности. | Методы воспитания: методы стимулирования (создание ситуации успеха). Методы обучения: демонстрация, беседа, предъявление педагогических требований, поощрение. | - И так ребята наш классный час подходит к концу, мы с вами отлично путешествовали по залам виртуальной Третьяковской галерее. -Кто помнит, как называлось наше путешествие? (знатоки картин и их авторов) - Что вы заполняли в процессе нашего путешествия? (лист путешественника) - Давайте посмотрим, что вы записали. - (Имя), прочитай, что ты записал про первую картину, остальные внимательно слушаем и записываем, если что то не записали. (проверяем всю таблицу) -Как вы думаете, почему современные люди ценят галереи, в которых собраны известные и популярные картины? - Да, действительно, проявляя ценностное отношение к картинам и их авторам, мы проявляем любовь к нашей Родине-России. - Ребята, посмотрите, сотрудники Третьяковской галереи оставили для нас книгу отзывов, в которой нам нужно написать о своих впечатлениях от нашего путешествия в залы виртуальной Третьяковской галереи. Что бы вы хотели написать о каждом из залов? - У меня есть заготовки для нашего отзыва. В зале «Утро в сосновом лесу» мне понравилось… В зале «Три богатыря» я вспомнил(а)… В зале «Опять двойка» я узнал(а)… - Большое спасибо за ваши ответы. - На память о нашем классном часе я хочу каждому из вас выдать вот такую вот эмблему – Третьяковская галерея, вы можете вклеить ее куда-либо, или использовать как закладку. | Анализируют результаты деятельности, подводят итоги вместе с учителем. | Обучающиеся проявляют чувство прекрасного. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, демонстрируют умения и обобщения изучаемого материала, удерживают концентрацию внимания. |