2. Мотивационно-целевой этап. Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. Способствовать выделению темы и цели классного часа. Развивать умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли и чувства. Актуализировать представления о понятии «устное народное творчество». | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, упражнение, предъявление педагогических требований, поощрение. | - Для того, чтобы узнать тему нашего классного часа вам необходимо прочитать её наоборот, то есть не слева направо, а с права налево. .овтсечровт еондоран еокссуР - Что получилось? (русское народное творчество) - Верно, а именно мы с вами поговорим о устном народном творчестве. - Ребята, для начала давайте вспомним с вами, что же такое устное народное творчество? Кто может ответить своими словами? - А теперь давайте обратимся к толковому словарю: Устное народное творчество (фольклор) – (англ. folklore – «народная мудрость») – это обозначение художественной деятельности народа, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период. - Как вы думаете, какая будет тема классного часа? (Русское устное народное творчество) - Все верно, тема нашего классного часа посвящена профессиям и звучит так: «Русское устное народное творчество» - Как вы думаете, о чем мы сегодня сможем узнать, какую цель мы можем поставить на наш классный час? (ответы детей) - Спасибо, цель нашего классного часа: «Узнать виды устного народного творчества и их особенности» - Обратите внимание на слайд, что здесь представлено? (старинные книги) - Верно, это старинные книги, сохранившиеся до наших дней. А сегодня это национальное достояние России, которое сохраняется где? (в библиотеках) - Верно, в библиотеках. И мы как настоящие граждане своей страны – россияне должны годиться наследием, преданным нам из глубины веков. - Поэтому, я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие в старинную библиотеку, где мы узнаем про устное народное творчество. - Вы хотите отправиться в виртуальное путешествие? - Путешествовать мы будем по залам старинной библиотеки. | Участвуют в диалоге, эмоционально откликаются, выделяют тему и цель классного часа. | Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, осознают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое русское народное творчество. |
3. Основной этап 3.1. Зал старинной библиотеки «Русские народные сказки» Задача: Воспитывать интерес к русскому устному народному творчеству, ценностное отношение к сказкам. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) в процессе анализа воспитательного смысла сказки. Закреплять умение узнавать сказки, называть воспитательный смысл сказки. | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, упражнение, предъявление педагогических требований, поощрение. | - Ребята, мы прибыли в первый зал старинной библиотеки, а, чтобы узнать, как он называется обратите внимание на слайд. Здесь представлено название зала, но оно перепуталось, название необходимо прочитать с права на лево. .икзакс еындоран еикссуР - Что получилось? - Верно, первый зал – русские народные сказки. Посмотрите, здесь, в библиотеке, на полках находятся старинные книги сказок, сохранившиеся до наших дней. -Ребята, что такое сказка? (Педагог обобщает высказывания детей) - Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Сказки сочинял народ и передавал их из уст в уста, от одного поколения бабушек и дедушек – их внукам, другому поколению. В сказках народ восхвалял смелых, мужественных, трудолюбивых, добрых людей и высмеивал злых, трусливых ленивых людей. - Ребята, предлагаю вспомнить несколько сказок, для этого давайте посмотрим видеофрагмент одной сказки. https://www.youtube.com/watch?v=mlY2-9m_ttI (0-3 мин.) - Вы вспомнили, как называется данная сказка? (репка) - Верно, это сказка репка. Это одна из первых сказок, которую вам читали родители, когда вы были малышами. - Вы читали её? - Что происходило в данной сказке? - Ребята, а теперь я предлагаю драматизацию фрагмента сказки «Репка». Перед началом классного часа мы с вами уже разделили роли. Выходите, пожалуйста, ребята, которые участвуют в драматизации фрагмента сказки. - Остальные смотрим и думаем, чему учит данная сказка. (драматизация фрагмента сказки) - Ребята, вам понравилась драматизация сказки? Вам понравилось участвовать в драматизации? - Как вы думаете, чему учит данная сказка? - Сказка о репке учит сплоченности и взаимовыручке, когда один не смог, ему на помощь приходит вся семья. Значит, семья дружная, где все любят и уважают друг друга. - Давайте посмотрим фрагмент следующей сказки, ваша задача вспомнить как называется сказка и понять, чему она учит. https://www.youtube.com/watch?v=mlY2-9m_ttI (21.40 – 25.50) - Как называется данная сказка? (Каша из топора) - Верно, это сказка «каша из топора» - О чём она? - Как вы думаете, чему учит данная сказка? - Сказка "Каша из топора" учит нас находчивости, смекалке, находить выход из любых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таким показан в сказке Солдат, возвращающийся с войны. Ещё русская народная сказка "Каша из топора" на примере Старухи показывает, что жадным и скупым быть нехорошо - обязательно жадность обернётся себе во вред. Хочешь сэкономить, а заплатить придётся втридорога. - Ребята, я уверена, что у каждого из вас есть любимая русская народная сказка. Моя любимая сказка – «Репка», про которую мы уже с вами говорили. - А у вас есть любимая сказка? Назовите любимую сказку. -Мы, россияне, с детства любим слушать сказки, смотреть мультфильмы, художественные фильмы по содержанию русских народных сказок и мы гордимся тем устным народным творчеством, которое создано русским народом. | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. | Обучающиеся проявляют интерес к русскому народному творчеству, чувство гордости за свою родину. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, договариваются между собой, сотрудничают в ходе игровой деятельности, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, осознают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое русское народное творчество, виды, узнают русские народные сказки, называют воспитательный смысл сказки. |
3.2. Зал старинной библиотеки «Пословицы» Задача: Воспитывать потребность к коллективным обсуждениям, развивать желание дружить со сверстниками, формировать опыт участия в коллективном обсуждении, умение регулировать свои действия в соответствии с правилами заданий, развивать умение анализировать свои мысли и чувства, формулировать, анализировать пословицы. Воспитывать ценностное отношение к устному народному творчеству. | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, рассказ, упражнение, предъявление педагогических требований, поощрение. | - Итак, мы выдвигаемся в следующий зал. - Для того, чтобы понять в какой зал мы прибыли, обратите внимание на слайд. Один в поле | век учись | Что посеешь | вылетит, не поймаешь | Век живи | то и пожнешь | Какие труды | не воин | Слово не воробей | а имей сто друзей | Не имей сто рублей | такие и плоды | - Что здесь представлено? (пословицы) - Верно, мы прибыли в зал «Пословицы» - Как вы думаете, что такое пословицы? (Педагог обобщает высказывания детей) Пословица – это краткое мудрое выражение, имеющее глубокий поучительный смысл. - Знать пословицы нам необходимо для того, чтобы наша речь была богатой. Пословицы имеют больше значение в жизни людей. Одни пословицы рассказывают о том, как правильно вести себя, вторые напоминают о важности здоровья, третьи высмеивают неправильные поступки. - Итак, на ваших карточках таблица с пословицами на пару, в первой колонке – начало, во второй – конец. Ваша задача найти конец каждой пословицы и соединить их стрелочками. Работаем в парах. Один в поле | век учись | Что посеешь | вылетит, не поймаешь | Век живи | то и пожнешь | Какие труды | не воин | Слово не воробей | а имей сто друзей | Не имей сто рублей | такие и плоды | - (Имя), прочитай первую пословицу, которая у вас получилась (один в поле – не воин) - Ребята, вы согласны? - Верно, один в поле не воин. - Как вы понимаете данную пословицу? - пословица один в поле не воин – означает одному не справиться с большим делом. - (Имя), прочитай вторую пословицу (что посеешь, то и пожнёшь) - Ребята, вы согласны? - Как вы понимаете значение пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь?» - Данная пословица означает - что ты делаешь, то в итоге и получишь. - (Имя), прочитай третью пословицу? (век живи, век учись) - Ребята вы согласны, у вас также получилось? - Верно, как вы понимаете смысл данной пословицы? - Век живи, век учись, означает, что никогда не поздно открываться чему-то новому и не изведанному. Познавать мир можно всю жизнь. - (Имя), прочитай четвёртую пословицу (какие труды, такие и плоды) - Ребята, вы согласны? - Верно, как вы понимаете данную пословицу? - Смысл пословицы «Какие труды, такие и плоды» означает, что чем больше своих сил, времени и стараний на выполнение какого-либо дела ты затратишь, тем лучший результат тебя ожидает. - (Имя), прочитай пятую пословицу (слово не воробей, вылетит, не поймаешь) - Ребята, вы согласны? Верно, как вы понимаете смысл данной пословицы? - Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. - (Имя), прочитай последнюю пословицу (не имей сто рублей, а имей сто друзей) - Как вы понимаете смысл пословицы? - Выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» означает, что дружба намного ценнее материальных благ. Никакие богатства не заменят дружеского участия, внимания, заботы, возможности говорить на одном языке. - Пословицы называют жемчужинами русского народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они воспитывают в нас нравственные качества. - Использование богатства русского народного творчества создают условия для развития нашей речи, мышления, поведения, положительного морального опыта, ведь из пословиц мы учимся правильным поступкам! - Итак, мы с вами справились со всеми заданиями в данном зале старинной книги. - А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть. - Пожалуйста, встаньте так, чтобы вам было удобно, и вы не мешали соседу. Молодцы! Сейчас я буду говорить, и выполнять движения, а вашей задачей будет повторять за мной. Репка выросла большая. Вот такая! Вот такая (руки в стороны, вверх-вниз) Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко (наклоны, приседания) Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит (бег на месте) Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево) Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает (прогнутся назад) Помогает дернуть репку, но она засела крепко (приседания) С мышкой быстро и умело репку вытянули смело (прыжки вверх на двух ногах). - Ребята, мы хорошо с вами отдохнули, сначала присядут на свои места девочки, теперь мальчики. - Из какой сказки мы сейчас выполняли движения (репка) - Ребята, время идёт и нам пара отправляться дальше. | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам, интерес к русскому народному творчеству, чувство гордости за свою родину. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, договариваются между собой, сотрудничают в ходе игровой деятельности, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, осознают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое русское народное творчество, виды, знают пословицы. |
3.3. Зал старинной библиотеки «Скороговорки» Задача: Воспитывать потребность к коллективным обсуждениям, развивать желание дружить со сверстниками, формировать опыт участия в коллективном обсуждении, развивать умение анализировать свои мысли и чувства, формулировать, анализировать скороговорки. Воспитывать ценностное отношение к устному народному творчеству. | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, упражнение, поощрение. | - Итак, мы с вами прибыли в последний зал «Скороговорки» - Как вы считаете, что такое скороговорки? - Скороговорка – это фраза, фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. - Какой темп речи нужен для скороговорки? (Быстрый и четкий). - Сотрудники библиотеки приготовили для нас конкурс-соревнование – кто сможет правильно, четко произнести скороговорку. (Педагог организует индивидуальное и групповое проговаривание скороговорок) - Итак первая скороговорка. Даша у душа мыла шею и уши. - Теперь давайте проговорим её в быстром темпе, стараемся произносить всё чётко. - Молодцы, давайте следующую скороговорку проговорим в быстром темпе. Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. - Давайте ещё разок проговорим хором. - И последняя скороговорка уже посложнее. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. - Давайте ещё раз проговорим. - Ребята, а какие скороговорки вы знаете? (проговариваем скороговорки ребят) - Как вы думаете, зачем необходимо проговаривать скороговорки? Для чего они нужны? - Скороговорки развивают наш речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой и понятной. | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам, интерес к русскому народному творчеству, чувство гордости за свою родину. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала. Обучающиеся понимают, что такое русское народное творчество, виды, проговаривают скороговорки. |
3.4 Игра-викторина «Знатоки устного народного творчества» Задачи: Воспитывать потребность к коллективным обсуждениям, развивать желание дружить со сверстниками, формировать опыт участия в коллективном обсуждении, развивать умение анализировать свои мысли и чувства. Воспитывать ценностное отношение к устному народному творчеству в процессе викторины. | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, упражнение, поощрение. | - Сотрудники библиотеки приготовили для вас игру-викторину «Знатоки устного народного творчества» - Чтобы нам было интересней играть, мы создадим 3 команды: команда 1 ряда, команда 2 ряда и 3 ряда. - Правила участия в викторине: в игре принимают участие 3команды. Ваша задача: выбрать капитана команды и придумать название своей команды. . - Молодцы! Очень хорошие названия для команд. - Отвечаем по порядку, сначала первая команда, потом 2 и 3. Если команда ответить не может, то ответ переходит к следующей команде. За правильные ответы вы будете получать жетоны в виде кружочков. - Итак первая часть викторины: в гостях у сказки. Здесь вам по описанию необходимо отгадать сказку. - Первая команда, у вас есть ответ? (сказка «Заюшкина избушка») - Верно, первая команда получает жетон за правильный ответ. - Следующая сказка для второй команды. - Вторая команда, у вас есть ответ? («Каша из топора») - Верно, вы получаете жетон за правильные ответ. - И последняя сказка для 3 команды. - 3 команда, у вас есть ответ? (Царевна-лягушка) - Верно, вы получаете жетон за правильный ответ. - Мы переходим к следующей части викторины – ларец пословиц. - Обратите внимание все пословицы перепутались и вам необходимо их собрать. - Первая команда, прочитайте начало первой пословицы и найдите её конец. (Терпение и труд – всё перетрут!) - Давайте проверим. - верно, вы получаете жетон за правильный ответ. - Вторая команда, прочитайте начало второй пословицы и найдите её конец (труд кормит – а лень портит!) - Давайте проверим. - Верно, вы получаете жетон за правильный ответ. - Третья команда, какая пословица у вас получилась? (старый друг, лучше новых двух!) - Давайте проверим. - Верно, вы получаете жетон за правильный ответ. - Первая команда, какая пословица под номером 4 у вас получилась? (Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей) - Давайте проверим. - Верно, вы получаете жетон. - Вторая команда, какая пословица под номером 5 у вас получилась? (При солнышке тепло, при матери – добро!) - Давайте проверим. - Верно, вы получаете жетон. - Третья команда, какая пословица под номером 6 у вас получилась? (Где родился, там и пригодился!) - Давайте проверим. - Верно, вы получаете жетон. - Итак, ребята, наша викторина подходит к концу. Теперь я предлагаю подсчитать ваши жетоны. - Первая команда сколько у вас жетонов? 2? 3? - Отлично. - Вы сегодня были очень дружными, активными, умными, поэтому я хочу вас отблагодарить благодарственными письмами. - Первая команда получает благодарственное письмо за свою смекалку! - Вторая команда получает благодарственное письмо за умение дружить! - Третья команда получает благодарственное письмо за старания и внимательность. | Принимают активное участие в викторине, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам, интерес к русскому народному творчеству, чувство гордости за свою Родину. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, договариваются между собой, сотрудничают в ходе игровой деятельности, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала. Обучающиеся понимают, что такое русское народное творчество, виды, знают пословицы, узнают русские народные сказки. |
4. Рефлексия Задача: развивать умение анализировать свои чувства, анализировать результаты совместной деятельности. | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: демонстрация, беседа, предъявление педагогических требований, поощрение. | - И так ребята наш классный час подходит к концу, мы с вами отлично путешествовали по залам виртуальной старинной библиотеки. -Кто помнит, как называлось наше путешествие? (знатоки русского устного народного творчества) -Как вы думаете, почему современные люди сохраняют старинные книги, в которых собрано устное народное творчество? - Да, действительно, сохраняя традиции народа, сохраняя устное народное творчество, мы проявляем любовь к нашей Родине-России. - Ребята, посмотрите, сотрудники библиотеки оставили для нас книгу отзывов, в которой нам нужно написать о своих впечатлениях от нашего путешествия в залы виртуальной библиотеки. Что бы вы хотели написать о каждом из залов? - У меня есть заготовки для нашего отзыва. В зале «Русские народные сказки» мне понравилось… В зале «Пословицы» я узнал(а)… В зале «Скороговорки» я потренировался… - Вы всё правильно сказали, я обобщу ваши ответы: В зале «Русские народные сказки» мне понравилось узнавать о том, чему учит сказка и участвовать в драматизации. В зале «Пословицы» я узнал(а) для чего нужны пословицы и их значения. В зале «Скороговорки» я потренировался правильно произносить скороговорки. - На память о нашем классном часе я хочу каждому из вас выдать вот такую вот эмблему, вы можете вклеить ее куда-либо, или использовать как закладку. | Анализируют результаты деятельности, подводят итоги вместе с учителем. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства. |