конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни
Чемезова О.М.
Высш.кв. категория
Последоваталь ность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Актуализация знаний детей | Слайд 1 Звучит космическая музыка Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь загадка: Голубая, круглая, По кругу проплывает, На ней мы все живем, Как ее называют? И я, и вы, все мы с вами живем на одной большой планете, которая называется … /Земля/ Как вы думаете, как можно назвать жителей Земли? (Земляне) Какие еще планеты вы знаете? | Дети входят в группу. Дети делятся знанием о планетах и их жителях. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Актуализация знаний детей Расширение словаря Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой | Слайд 2. По щелчку звучит сигнал тревоги. Ребята, пришла срочная телефонограмма. Звучит запись голоса: «Внимание, всем, всем, всем! Космические пираты похитили карту страны Математики. Они разделили ее на несколько частей и спрятали части на разных планетах. Необходимо собрать карту». Ставит цель Ребята, попробуем отыскать карту? Ведь это настоящее космическое приключение! - Готовы? Прежде, чем отправиться в полет, нам нужно одеть специальную космическую одежду.Что защищает космонавта в безвоздушном космическом пространстве? (Скафандр) Слайд 3. - Давайте наденем скафандры, подключим все датчики к нашему телу. - Хорошо! - Помогите своему соседу справа застегнуть скафандр сзади и подключить датчики. - Хорошо! - А теперь помогите соседу слева. - Хорошо! Мы скафандр надеваем Чтобы в космос полететь Много нового узнаем Нужно только захотеть! | Дети выполняют массаж тела: постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам. Поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, стоящего справа. Поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение. Дети произносят слова стихотворения и имитируют одевание скафандра. | Координация речи с движением Навык ориентации в пространстве (справа, слева) |
Проблемный вопрос | Педагог выставляет игру «Чудо – соты» Воскобовича Ставит проблемный вопрос Интересно, а на чем мы можем лететь в космос?/на ракете/ Слайд 4. Предлагает сконструировать ее, выставляет схему. Сколько фигур мы использовали? Сколько пар одинаковых фигур вы видите? (четыре) | Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. Показывают пары фигур | Конструирование по схеме Счет пар |
Включение детей в обследовательс кую деятельность | Ждет нас быстрая ракета Для полета на планету! Чтобы в космос нам лететь Нужно многое успеть! Дисциплина у космонавтов жесткая. Стройся! По порядку номеров рассчитайсь! Смирно! Каждый космонавт получает браслет с номером. На каждом стульчике карточки с определенным количеством звезд. Слайд 5. Занимаем свои места. Почему занял это место? | Дети рассчитываются по порядку. Соотносят свой номер с номером на браслете. Считают звезды на карточке, наклеенной на стуле. | Порядковый и количественный счет |
Работа в парах | На столах - цифры Внимание! Приготовились к запуску корабля! Выложите пульт управления на столе – цифры от 0 до 9. Назовем соседей числа. Начинаем обратный отсчет: 9-8-7…Пуск! Звучит музыка, Слайд 6 на слайде – ракета покидает Землю. | Дети выкладывают цифры, считают в обратном порядке. | Обратный счет, соседи числа. |
Ориентировка на плоскости | Ракета набрала нужную высоту. Полет нормальный. Космонавты готовы к работе? Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими телами и объектами. Положите перед собой монитор (лист в клетку, на столе – разные планеты). Слайд 7. Выложим вид космического неба на мониторы: В верхнем левом углу мы наблюдаем Меркурий – самую маленьую планету, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом нижнем углу – красная планета – Марс, а в правом верхнем углу – Сатурн, вокруг которого вертится кольцо, в центре монитора – Солнце. Проверим на большом мониторе. | Дети выкладывают планеты по инструкции взрослого, сравнивают результат с образцом. | Ориентировка на листе бумаги Самостоятельная деятельность детей |
Активизация знаний о днях недели, месяцах | Слайд 8. Внимание! Внимание! Я вижу на экране пульта какое – то странное существо. Мы приближаемся к Черной Дыре. Здесь все забывают времени. Только представив доказательства, что мы ориентируемся во времени, они отдадут нам часть карты. Назовите дни недели по порядку. Какой день недели перед вторником? Какой день недели между средой и пятницей? Если мы вылетели в среду, а межпланетное путешествие совершаем за пять дней, когда мы вернемся? (В воскресенье) Посмотрите, вот часть карты страны Математики. Полет продолжается. | Дети называют дни недели | Знание дней недели |
Физкультминутка | Перед нами планета Зеленых Человечков. Они отдадут нам часть карты, если мы будем точно выполнять их инструкции. Слайд 9 «Вперед 4 шага» Пришельцы отдают вторую часть карты. | Двигательная активность детей | Эмоциональная разрядка, движения под музыку разной скорости |
Активизация знаний о геометрических фигурах | Нам надо спешить. Прошу занять свои места, мы продолжаем наше космическое путешествие. Слайд 10 Нас приветствует Марс и его жители. Как вы думаете, как называются жители Марса? /марсиане/ Чтобы получить третью часть карты, мы должны назвать геометрические фигуры, из которых они состоят. Сколько фигур в фигурке марсианина? (Семь) Пришельцы отдают третью часть карты. Полет продолжается. | Дети называют фигуры, считают их количество. | Умение называть фигуры, считать их. |
Самостоятель ная деятельность детей. Умение решать примеры | Впереди – Планета Детей. Слайд 11 Ой, а что это? Так ведь это дед мороз. Планету заколдовали пришельцы. Надо подобрать специальный код, решить примеры. Раздаются карточки с примерами, дети ставят цифру после знака равно. Проверьте друг у друга правильность проверки примеров. Картинка переворачивается: дети видят мальчика. Слайд 12 Ура! Мы расколдовали планету, а вот и четвертая часть карты. Можем возвращаться на Землю. | Дети решают примеры. | Навыки взаимопроверки, решение примеров, обратный счет. Уметь работать в парах |
Включение в пратическую деятельность | Слайд 13 Неполадки в двигателе? Нет, это кончилось топливо в двигателе. Нужно залить топлива: на 2 мерки меньше, чем количество кресел в нашем корабле. Сколько мерок всего получится? (количество кресел минус 2) Глаза закрываем, начинаем обратный отчет: 9-8-7…Пуск! | Дети наполняют сосуд нужным количеством мерок. | Решение задачи, объем с помощью мерки |
Эмоциональный настрой | Слайд 14 Вот и Земля. Приземляемся. Мягкая посадка. Стройся! (Под музыку снимают скафандры) - Давайте снимем скафандры, отключим все датчики от нашего тела. - Хорошо! - Помогите своему соседу справа расстегнуть скафандр сзади и отключить датчики. - Хорошо! - А теперь помогите соседу слева. Молодцы! | Дети выполняют массаж тела: постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам. Поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, стоящего справа. Поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение. | Координация речи с движением Навык ориентации в пространстве (справа, слева) |
Составление целого из частей в определенном порядке | Осталось только составить карту. Части будут расположены: от самой широкой, до самой узкой. Как мы можем узнать какая полоска шире? (наложить их друг на друга, измерить линейкой) Давайте проверим, правильно ли мы собрали. Слайд 15 | Дети измеряют полоски карты. | Навык пользования линейкой |
Рефлексия | Оцените свою работу: возьмите фото и прикрепите его в нужный уголок. Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Педагог побуждает детей к речевой активности) Что новое узнали? Что для вас было самым трудным? | Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. | Формирование адекватной самооценки |
Открытость – ориентация на самостоятель ную деятельность детей в режимных моментах, в семье | Слайд 16 На память о нашей встрече у вас остается космический браслет и вот такая медаль, вы расскажете о нашем путешествии своим родителям, воспитателям и друзьям. Вечером мы с вами встретимся с космическими гостями, закрасив определенные части рисунка. А еще на нашем ноутбуке появилась папка с фильмами о космосе, чтобы мы их посмотрели в свободное время. | Детям предоставляется возможность поделиться впечатлениями дома, продолжить исследования по теме в сободной деятельности. | |