Технологическая карта организации непрерывной образовательной деятельности с детьми (Конструкт НОД)
Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста/под ред. Карповой Н.М.-Великий Новгород: МАОУ ПКС «ИОМКР»
Логинова И.В. Папка по ТИКО-моделированию для создания объёмных конструкций.- СПб: РАНТИС
Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений и развития познавательно-речевой активности, познавательных действий, творческого воображения в процессе исследовательской деятельности и моделирования |
Задачи: Обучающие Познакомить с понятиями объемного и плоскостного моделирования. Закреплять представление детей о геометрических фигурах. Формировать умение считать в пределах десяти и развивать умение соотношения числа с цифрой в пределах 5. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения мини - робота Bee-bot; Развивающие Развивать логическое и пространственное мышление, умение составлять алгоритмы при создании объемных фигур из конструктора ТИКО и работе с мини - роботами Bee-bot. Развивать мелкую моторику и связную речь. Воспитательные Развивать социальные навыки: умение взаимодействовать друг с другом, работать в паре. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помогать другим. |
Этап совместной деятельности | Содержание совместной деятельности | Действия педагога | Действия детей | Планируемые результаты |
Мотивация | - Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите. У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Встанем рядышком по кругу, Скажем «здравствуйте» друг другу. Нам здороваться не лень, Всем привет и добрый день. Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется. - Ребята, вы любите путешествовать? Я вам предлагаю совершить путешествие в страну Геометрию. Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова: Раз, два, три чудо свершись, в стране Геометрии очутись! (слайд 2) - Вот мы и попали в страну Геометрия. Как вы думаете, кто живет в этой стране? А какие геометрические фигуры Вы знаете? - Путешествовать с нами по стране Геометрических фигур будут наши знакомые, но кто это вы узнаете, отгадав загадку: «Домовитая хозяйка полетает над лужайкой, похлопочет над цветком - он поделиться медком». (слайд 3) | Организует приветствие. Мотивирует детей к предстоящей деятельности Предлагает детям очутиться в стране Геометрия Задает вопросы Загадывает загадку. Достает мини - роботов Bee-bot. Показывает пчелок. | Здороваются друг с другом и гостями. Дети закрывают глаза и говорят волшебные слова. Дети высказывают предположения, отвечают на вопросы, показывают геометрические фигуры на экране Отгадывают загадку Проявляют интерес к предстоящей деятельности. | Эмоциональный, позитивный настрой на предстоящую деятельность. |
Актуализация знаний детей | - Ребята! Наши пчелки по секрету мне сказали, что они очень хотели бы узнать про геометрические фигуры. Какие они бывают и чем отличаются. (слайд 4) Для этого я вам загадаю загадки: 1.Он похож на колесо, А ещё на букву «О». По дороге катится, И в ромашке прячется. Нрав его совсем не крут. Догадались? Это … (КРУГ) 2. Из него мы строим дом, И окошки в доме том. За него в обед садимся, В час досуга веселимся. Ему каждый в доме рад. Кто же он? Наш друг…(КВАДРАТ) 3.На фигуру посмотри, На экране покажи. Три угла, три стороны Между собой соедини. Получился не угольник, А красивый …(ТРЕУГОЛЬНИК) Загадки вы отгадали правильно, а сейчас мы с вами назовем отличия геометрических фигур. Чем отличается круг от треугольника, четырехугольник от треугольника, квадрат от прямоугольника? Какие геометрические фигуры вы еще заметили на слайде? -Вы рассказали пчелкам про геометрические фигуры. А теперь, поиграем с ними. У меня есть коврик, посмотрите, что на нем изображено? Назовите, какие вы видите геометрические фигуры? А теперь давайте погуляем по коврику с помощью наших пчелок. (слайд 5) | Загадывает загадки про геометрические фигуры Задает вопросы по уточнению характеристик геометрических фигур Оценивает детские ответы | Отгадывают загадки Распознают и определяют характеристики геометрических фигур. Отвечают на вопросы, показывают ответы на экране | Закрепление представлений о геометрических фигурах . Умение высказывать собственные предположения, делать умозаключения. |
Планирование работы с роботом Bee-bot | - Как вы помните пчелки у нас не обычные, сами по себе они двигаться не могут и мы должны им помочь. Чтобы наша пчелка поехала (полетела) мы должны ее запрограммировать. Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». После того как мы задали нужную программу нажимаем (старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно мы должны нажать на «сброс» иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую. | Напоминает детям, как нужно программировать пчелу. | Внимательно смотрят и запоминают. | Умение внимательно слушать и запоминать действия и правила обращения с роботом Bee-bot. |
Практическая деятельность с роботом Bee-bot | 1 задание: пройти путь по словесной инструкции 2 задание: пройти путь по схеме, которая дается (слайд 6) 3 задание: придумать и пройти свой путь, рассказывая, что делает. | Вовлекает в совместную деятельность. Предлагает детям выполнить задания | Выполняют задания (индивидуальная работа) Дети, не работающие с роботом, сравнивают данную инструкцию с выполненным решением | Умение определять направление движения, используя знаки- указатели, прокладывать маршрут робота Bee-Bot в соответствии с заданием. Умение анализировать деятельность |
Физминутка | Дети, я вам предлагаю немного отдохнуть и провести веселую физкультминутку «Учимся считать» | Предлагает выполнить движения в соответствии заданиями на экране | Дети выполняют движения под музыку | Снятие напряжения |
Развивающие ситуации | - Мы с вами отдохнули, набрались сил, продолжим наше путешествие по стране Геометрия. Сейчас я вам предлагаю посмотреть на экран и выполнить несколько заданий 1. «Найди лишнюю фигуру». Почему она лишняя? (слайд 7,8,9) 2.«Определи, какой геометрической фигуры не хватает в пустой клетке и почему». (слайд 10,11) | Предлагает выполнить задания, представленные на экране Оценивает детские ответы | Слушают, смотрят на экране и выполняют задания Дополняют или исправляют ответы товарищей | Развитие внимания, логики. Актуализация знаний о геометрических фигурах Умение анализировать деятельность |
Проблемная ситуация | -Пока мы с вами выполняли задания, у пчелок с пасеки случилась беда. Пришел медведь за медом и сломал их пчелиные домики. (слайд 12,13) Вспомните и скажите, как называются домики пчел? Как вы думаете, почему пчелы расстроились из–за сломанных ульев? -Правильно сейчас поздняя осень и пчелам давно пора ложиться спать до весны в своих домиках-ульях. -Как вы думаете, как можно помочь пчелам? Давайте мы с вами поможем построить пчелкам новые домики -Из каких геометрических фигур можно построить домик, давайте рассмотрим такие дома (слайд 14) | Мотивирует детей к обсуждению проблемной ситуации. Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления, речи | Внимательно слушают, высказывают свои предположения | Развитие познавательно-речевой активности. Проявление эмоциональной отзывчивости и желания помочь |
Практическая деятельность | - Мы с вами рассматривали на слайде плоские домики, сделанные из конструктора ТИКО. Как выдумаете, смогут ли пчелы жить в плоском домике, удобно ли им там будет зимовать? Почему? - Мы умеем конструировать из конструктора ТИКО по схеме-развертке не только плоские, но и объемные фигуры. А про отличия объемных фигур от плоских я вам прочту стихотворение. Проведём мы работу практическую: Возьмем фигуру геометрическую, Посмотрим сверху, и она Конечно, будет нам видна. А если сбоку мы посмотрим И не увидим мы её – Фигура, значит, эта ПЛОСКАЯ И есть отличие её. А если сбоку мы увидим, И впереди и сзади, то – Она ОБЪЕМНОЮ зовётся, Не ошибётся здесь никто. озьмем здесь никто. верху осмотрим сверху 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 - Посмотрите, на плоскую фигуру мы можем положить ладошку и закрыть её. А сможем ли мы то же самое сделать с объемной, попробуйте. А теперь покажите мне плоскую фигуру, а затем объемную. -Давайте по схемам- разверткам попробуем построить объемные домики для наших пчелок. Поделимся на пары, чтобы вместе собрать ульи. (слайд 15) -Обратите внимание, что сначала надо посчитать геометрические фигуры и наклеить нужную цифру в пустой квадратик, потом выбрать нужное количество фигур и по схеме построить сначала развертку, а потом собрать ее в домик. | Знакомит детей с понятиями «объемная и плоская фигура». Проводит практическую работу Предлагает самостоятельно (в паре) выполнить задание Развивает умение соотношения числа с цифрой в пределах 5. Закрепляет знания и умения моделирования по схеме- развертке Контролирует деятельность детей, оказывает необходимую помощь | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Практически исследуют свойства плоских и объемных фигур В парах выполняют задание. Самостоятельно определяют сколько нужно использовать фигур для постройки и строят домики. | Знакомство с понятиями «объемная и плоская фигура» Закрепление умения соотносить число с цифрой в пределах 5. Развитие основ моделирования. Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости, воображения. |
Результат практической работы | - Ребята, наши ульи для пчёл собраны, а скажите, они у нас получились одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? - Давайте попросим наших интерактивных пчелок передать сделанные нами ульи своим друзьям на пасеку. | Задает вопросы Предлагает детям подарить ульи пчелам. | Высказываются по поводу выполненных работ. Дарят пчелкам свои домики. | Удовлетворение от выполненной практической работы. |
Рефлексия | - Наша путешествие в страну «Геометрия» подходит к концу и нам надо возвращаться обратно в детский сад: Раз, два, три чудо свершись, в нашем садике ты очутись. - Вот мы и в детском саду. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Как называется страна, в которой мы с вами побывали? Какие геометрические фигуры мы с вами вспомнили? Какие фигуры называются плоскими, объемными? Что вам было интересно, что запомнилось, больше всего? Чем бы вы хотели поделить со своими друзьями и родителями? Что показалось вам трудным? (слайд 16) | Побуждает детей проанализировать свою деятельность. | Анализируют занятие-путешествие. Делятся впечатлениями. | Развитие анализирования своих действий и их результата. Удовлетворение от выполненной деятельности. |
Открытый конец | - Ребята, пчелкам мы помогли, они могут лечь в свои домики спать, а я вам предлагаю дома с родителями нарисовать плоские дома, какими вы себе их представляете. И сделать объемные домики (из пластилина, конструктора, бумаги) и принести в детский сад, чтобы организовать выставку разнообразных домов. | Предлагает детям совместную деятельность с родителями | Внимательно слушают задание | Взаимодействие с родителями по закреплению пройденного материала |